Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Аэропорт и авиабаза Кефлавик - "ворота в Исландию"

Пролистывая разные исландские отчёты, я отметил интересную закономерность: пишут в основном про природные достопримечательности острова, заметно меньше пишут про города и людей. И удивительно, но о "воротах Исландии", аэропорту Кефлавик на п-ове Рейкъянесс - через которые туда попадает не менее 90% прибывших на остров - почти никто не рассказывает. Как обычно, для подавляющего большинства авторов аэропорт служит лишь банальной точкой прилёта-отлета, но никак не объектом интереса.

Тем не менее, данный объект весьма примечателен: и своей историей и ролью в истории страны.
Во-первых, именно с него фактически началась современная Исландия с той инфраструктурой, которую мы сейчас наблюдаем.
Во-вторых, он в течение многих лет был одним из главных форпостов Холодной войны, конкретно в Атлантике. Я хорошо помню разговоры подводников в советское время, которые шутливо называли летавших над районами прохода лодок через Норвежское море патрульных "Орионов" собутыльниками из Кефлавика. Имелось в виду, что они неотступно кружат над определёнными районами, напрашиваясь "непрошеным гостем на угощение к столу".
Так что, давайте покажу немного фотозаметок оттуда, и чуть-чуть истории впридачу.



2. Первые секунды на полосе Кефлавика. Вдалеке уже дежурит кандидат на взлёт.


3. Пересекаем главную полосу аэродрома. Способна принимать любые лайнеры любого класса - вплоть до Ан-124, Ан-225, А-380 и даже "Спейс Шаттлов", хотя это сейчас и не актуально. Строилась военными Соединённых Штатов как базовая транзитная для переброски военного имущества, здесь должны были массово садиться тяжёлые транспортники, следующие к передовым базам НАТО в Европе в случае кризисов.


4. А вон уже и кусок терминала виден. Терминал суров и брутален, без легкомысленных рюшечек.


5. Извилистыми путями подруливаем ближе к терминалу и своему штатному телетрапу.


6. В подавляющем большинстве тут кучкуются узнаваемые издалека свои местные "ИсландЭйры", присутствие иных ливрей и компаний невысоко - по моим оценкам, не более трети от общего числа. Исландцы ревниво берегут свою транзитную монополию между Европой и Америкой и крайне неохотно допускают "чужих" к полётам на популярный остров. Для меня, конечно, было удивительно, что ничтожная по населению (330 тыс.чел. - как половина района в Питере или небольшой облцентр в России) страна обладает внушительным собственным флотом среднемагистральных самолётов. И это при том, что в Европе разоряются и исчезают авиакомпании стран с многомиллионным населением - таких, как Венгрия, к примеру. Но тут - особый случай.


7. А вот так выглядит Кефлавик с высоты (фото с Вики). Обратите внимание, что тут полосы расположены аж по трём направлениям. И это не просто так: условия климата таковы, что здесь постоянно дует сильный ветер, поэтому разные направления взлёта как нигде актуальны. Кроме того, ещё один интересный момент: почти все современные производители гражданской авиатехники используют Кефлавик как идеальный тестовый полигон при испытаниях на боковой ветер и климатические помехи. Тут испытывался на этот параметр даже А-380. А приведённое фото сделано при испытаниях нашего SSJ-100, с борта самолёта. И он тоже тут отметился с такими испытаниями.


Надо добавить, что и я тоже испытал несколько волнующих минут при посадке: самолёт действительно потрясывает и неслабо качает, ветер даёт о себе знать. Вот тут посмотрите, заключительные 20 секунд ролика:



А начинался Кефлавик в 1942 году, во время Второй Мировой, когда американцы после Перл-Харбора и вступления в войну начали быстро и спешно сооружать там огромную по тем временам авиабазу. Она специализировалась в основном на двух функциях: как противолодочная патрульная от немецких подлодок, и как перегоночно-снабженческая - через неё были проложены трассы полёта тяжёлых самолётов в воюющую Англию, а затем и Европу.

8. 1942 год. Транзитом в Европу перебазируются P-38.


9. 1943 год. Старина "Дуглас" C-47, машина ВМС США на стоянке.


10. Холодная война превратила Кефлавик ещё и в базу истребительной авиации. 1973 год, F-102. Было построено много закрытых капониров, вырытых прямо в лавовом поле, на котором, собственно, и была построена полоса. Мы их видели и даже заезжали на старую рулёжную полосу для истребителей.


11. 1977 год. Но самый главный герой кефлавикских будней Холодной войны с американской стороны - вот этот скромный турбовинтовой труженик, надоедливый комар над головой и головная боль советского флота, выходящего в Атлантику. Противолодочный патрульный "Орион" Р-3С: целый их выводок базировался тут, в удобнейшем месте для патрулирования обоих выходов.


После падения СССР наступил закат авиабазы - чем были сильно недовольны жители городка Кефлавика, лишившихся выгодной и хорошо оплачиваемой работы на базе. Причем, в момент работы базы существовали и ежегодные марши протеста против её существования. В 1996 году база начала сворачиваться, а в 2006 году закрыта окончательно и инфраструктура была передана исландцам.

12. Впрочем, ладно. Перенесёмся из прошлого опять в современность и пойдём из своего самолёта длинной кишкой выходов к телетрапам в основное здание аэровокзала.


13. Кое-где вдоль "кишки" расположены весьма зрелищные окна-иллюминаторы. Я шёл мимо них и с ностальгией вспоминал морвокзал в Рамбове - там было то же самое :)


14. Заходим в основной зал. По пути - какая-то инсталляция с блестящими мужиками.


15. Дальше, по верхнему ярусу, расположены дьютики и торговая инфраструктура.


16. Выход на привокзальную площадь.


17. Так выглядит кефлавикский терминал с автостоянки. Брутально, сурово, внушительно.


18. А прямо по курсу взлетают лайнеры. Почти наперерез автостоянке.


19. Рядом со зданием - какая-то исландская птица Гамаюн. Что она конкретно символизирует, я не в курсе.


20. Уезжаем в город. Самолёты стоят в самых неожиданных местах :)


21. Если же не ехать по главной дороге в Рейкъявик, а почти сразу свернуть направо, то мы быстро упрёмся в бывшее КПП американской авиабазы. Теперь оно чисто декоративное, но раньше тут был шлагбаум и досмотр. Любопытно, что будочку КПП исландцы не снесли, а сохранили.


22. По правую руку, если выезжать с аэропорта, сохранился и посёлок американских лётчиков. Построили его прямо на лавовом поле, без каких-либо эстетических излишеств, чисто функционально в уныло-одинаковом стиле.


23. Крыши домов в посёлке покрашены в разный цвет; было ли это при американцах - не знаю. Кто сейчас там живёт (при исландцах посёлок получил новое название Asbru), тоже не в курсе.


24. Аэропорт работает в "пульсирующем режиме" и имеет два пика аэродромной работы - утром между 7 и 11 утра, и после 16 часов. Между ними есть немалые разрывы, и как раз поэтому ВПП периодически используется для испытаний новой техники на сертификацию.


25. Ну а мы уходим в свой самолёт и через полчаса покинем остров. Спасибо за внимание! :)


Продолжение следует.
Tags: Атлантическая Камчатка, Исландия, САСШ, авиа, архитектура, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments