Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Ворота в Азию, ч.3. Прибытие на Южный Урал

В предыдущей части я доехал до удмуртской станции Балезино, откуда наш поезд проводили четыре синхронно рычащие собаки. Далее мы вьехали в пределы Западного Урала...

Композиция близ станции Челябинск-Главный



Всё время следования после удмуртского Балезино шёл дождь: то послабее, то посильнее. Это навевало на меня унылые мысли о погоде, которая ждёт нас в пункте соединения экспедиционеров - на станции Челябинск-Главный завтра утром. Конечно, снимать толком ничего нельзя было, тем более что и окна в вагоне закрыты; пришлось переключиться на чтение. Ещё дома я закачал в свой кпк несколько книжек, преимущественно документально-исторических; исключением стала повесть Вадима Шефнера "Сестра печали", которую я добавил по рекомендации kozharik.
Вообще, я очень не люблю чтение с кпк, категорически предпочитая бумагу, но в поезде выбора не было. Поэтому взялся, и вскоре книга действительно меня захватила. Совершенно замечательное описание предвоенной жизни и предвоенного Ленинграда! А какие "вкусные" разные мелкие подробности! Особенно чудесно описан Васильевский остров, я просто не мог оторваться, вспоминая любимую набережную Л.Ш., и вообще, свои прогулки там. Слабее написаны военные эпизоды, но это ничего, учитывая, что они занимают 10-15% обьема книги, не больше. Надо сказать, что повесть не с голливудским хэппи-эндом, что совершенно правильно - блокада, это вам не фунт изюму, это жестоко. Ощущение после прочтения осталось такое - искренно и правдиво. В общем, проглотил пол-книги за "дождевое" время...

А поздно вечером, уже после полуночи по-местному (там +2), переехали иссяня-чёрную Каму и прибыли на станцию Пермь-2.
Я вылез, подышать воздухом. Тут было свежо и прохладно, гуляющих было немного. Дождь чуть-чуть моросил, но практически "неслышно", как в октябрьском Питере


Платформы, рельсы, шпалы, светофоры - всё было покрыто водяными капельками и поблескивало в отражениях фонарей.


Загадочный вход в подземный мир.


На закуску - большие снимки пристанционного ассортимента станции Пермь-2.
Можно посмотреть, какое бухло/пиво предлагается, и почём.


..и неалкогольная закусь с нехитрым дорожным перекусом.


Меня как-то спросили - зачем ты снимаешь станционные киоски? Нафига? Ведь это никому не интересно, нехудожественно, неэстетично.
Ответ мой прост: это тоже часть Истории. Мелкие подробности, которые потом быстро уйдут в небытиё. Что продавали в эту эпоху? Почём? Как выглядели этикетки? Что было популярно, а что нет? Это тоже очень важно - не только же здания снимать. Такому подходу меня научили ж/д фанаты-англичане во время поездок на турпоезде компании GW Trawel в 1999-2002 гг. Очень вьедливый и дотошный английский подход к фиксации истории. Более того, один мужик из Йоркшира мне говорил, что надо записывать и поездную трансляцию, даже если там играют кислоту. В сочетании с видами за окном и интерьерами вагона это в сумме даёт ощущение подлинности эпохи.
Так что примерно с 2000 года я снимаю прилавки станционных ларьков. Потом пригодится - тем, кто будет после нас.

* * *
...Утром погода не улучшилась - было так же дождливо и прохладно. Стало понятно, что в Челябе тоже будет хреновая погода.

В этот раз я не пропустил легендарную радиоактивную речку Течу: вот она, мы переезжаем её мостом, примерно за полтора часа до Челябинска.

Загрязнение реки Теча произошло в результате санкционированного и аварийного сброса жидких радиоактивных отходов реакторов ПО «Маяк» в открытую гидрографическую сеть. В 1949—1951 годах была сброшена основная масса радиоактивных нуклидов: около 12 ПБк стронция-90, 13 ПБк цезия-137, 106 ПБк короткоживущих радионуклидов. В период с 1951 по 1956 годы интенсивность сбросов активности в речную систему снизилась в 100 раз, а после 1956 года среднеактивные отходы стали поступать в открытую гидросеть в небольших количествах.
[...]
Радиационное загрязнение р. Теча проходит узким коридором по руслу. Специфика этого загрязнения в том, что воду из реки стало невозможно использовать для питья, водопоев скоту, полива. В то же время территории за пределами поймы и притоки реки Теча, по крайней мере правые, видимо практически безопасны для населения и хозяйственного использования. В силу естественных процессов в природе радиация в незначительных масштабах разносится на окружающие русло территории мелкими животными, птицами, рыбами, ветром при высыхании ила после паводков.


11 утра местного. Подьезжаю к Челябинску. Погода шепчет...


11.20. Поезд подходит к платформе: все на месте, воссоединение эспедиционеров состоялось.
Слева направо: vedmed1969, varandej, polar_bee. Снимаю я.


Навестил свою любимую (сейчас всеми забытую) транссибирскую плиту: эталонный образец железнодорожного историко-политического вранья. Она уже потрескалась двумя трещинами.
Враньё заключается в том, что 100-летие Транссиба должно было по всем канонам отмечаться летом 2003-го, однако тогдашний министр путей сообщения Аксёненко решил "подправить" историю и "перенести" юбилей на 2001-й год, отчего он оказался откровенно притянутым за уши. А причина проста: министр хотел выслужиться перед новым президентом, организовав громкий политический повод; в особенности потому, что его репутация была сильно подмочена ранее выслуживаньем перед Ельциным и "семьей". Одно время он даже считался кандидатом на первый пост.
Аксёненки давно уж нет, Ельцина тоже, а плита - осталась. Как напоминание о вранье.


Челябинск, после 2-летнего перерыва, меня поразил. Множество мест успело сильно измениться; и оказалась, что динамичность развития этого уральского мегаполиса весьма высока, несмотря на кризис. В частности, места вокруг вокзала не просто расчищены, но и благоустроены. За этой часовней летом 2007-го, скажем, ничего подобного не было.


Площадь благоустраивается, и размах стройки чувствуется, несмотря на унылую морось. Вдалеке виден новопоставленный паровоз-памятник.


Успели отгрохать новый пригородный вокзал, и проложить новые подьездные пути; строительство подземных переходов ещё в процессе.


Строятся новые развязки, и не только в этом месте. В общем, всё это меня приятно удивило, особенно по контрасту со вчерашней депрессивной Кировской областью. Откуда всё это финансируется и откуда берутся деньги (очень немалые), я не совсем понял. Наверное, есть необходимая налоговая база.


За развязкой тоже масса изменений: там тоже благоустроили местность и поставили новый интересный памятник.


Создан натурный музей Южно-Уральской железной дороги с множеством экспонатов. Впрочем, по нему в этом цикле будет отдельный пост.


Полированная гранитная плита перед входом в музей.


Ну, и на закуску, ещё один образец креатива на рубенсовскую тему "Не прыгай с платформы".
Тут уже вам не вятская Джейн Фонда с немецким электровозом-призраком, а суровый уральский спецназовец, заранее подготовленный к подвигу. Он даже перчаточки одел!


...Впрочем, я немного отвлёкся. К полудню мы разобрались с планами, затарились едой в привокзальном супермаркете и решили немедленно выдвигаться на юг, несмотря на пасмурность и морось.
Наш путь лежал в степь, на 150 км южнее Челябинска - по трассе М36.

С дождями тут было всё в порядке. Зацените затопленные дачи вдоль трассы (поправка vedmed1969 - подъемом воды озера Синеглазово).


А вот уже слева показались ровные рукотворные "холмы". Это начались отвалы грандиозного Коркинского разреза, самого глубокого угольного разреза планеты.


Про город Коркино и полукилометровую "дыру в земле" будет следующая часть.

Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: Ворота в Азию, Челябинск, архитектура, железные дороги
Subscribe

  • Цикл "Транссиб-2004"

    На платформе Sponsr в "Лаборатории Перископа", кроме глав по истории дальних поездов России, также стал выкладывать старую поездку 2004 года по…

  • Лаборатория Перископа: второй месяц

    Новое в Лаборатории Перископа за прошедшие 4 недели. 1) Опубликовано 9 глав книги: 8. От коммунистов до колонизаторов. Баня 9. Контрасты…

  • Кто и как развалил СССР? (о книге "Коллапс")

    На Карнегах.ру появилась интереснейшая рецензия на новую книгу про процесс распада СССР (В. Зубок "Коллапс"). Сама книга пока англоязычна, хотя…

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Цикл "Транссиб-2004"

    На платформе Sponsr в "Лаборатории Перископа", кроме глав по истории дальних поездов России, также стал выкладывать старую поездку 2004 года по…

  • Лаборатория Перископа: второй месяц

    Новое в Лаборатории Перископа за прошедшие 4 недели. 1) Опубликовано 9 глав книги: 8. От коммунистов до колонизаторов. Баня 9. Контрасты…

  • Кто и как развалил СССР? (о книге "Коллапс")

    На Карнегах.ру появилась интереснейшая рецензия на новую книгу про процесс распада СССР (В. Зубок "Коллапс"). Сама книга пока англоязычна, хотя…