Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Music:

На форте Тотлебен морозной зимой

Во второй части ледового похода (первая была посвящена пути по льду Финского залива) - показ собственно форта, его сооружений. Мы пойдём с севера на юг, а сам форт напоминает слабо вогнутую букву "С", обращённую фасом на запад.



Итак, форт Тотлебен (строительство - 1897-1913):
Изыскательские работы в районе строительства фортов были закончены в 1896 году и с января 1897 года началось непосредственное строительство, которое намечалось закончить в 1903 году.

К 1903 году было закончено только строительство насыпных островов и гаваней, а строительство артиллерийских батарей и размещение на фортах орудий продолжалось вплоть до 1913 года, когда форты были переданы в ведение начальника крепостной артиллерии. Длительное строительство фортов было связано с качественным изменением артиллерии, которое проектировщики не могли предвидеть в 1895 году, когда закладывались проекты фортов.
Форт «А» в 1910 году был переименован в форт «Тотлебен» в честь выдающегося русского военного инженера Э. И. Тотлебена,

Форт Тотлебен имеет вид буквы «С» фасом на запад. Он состоит из трёх фронтальных и двух коротких фланговых фасов общей протяжённостью 700 метров и шириной 50 метров. Тыльная часть представляла собой военную улицу. Команда форта состояла из 700 человек.

После Великой Октябрьской Социалистической Революции форт был переименован в «Первомайский». Артиллерия форта принимала участие в Советско-Финской войне 1939—1940 годов, поддерживая наступление войск на Карельском перешейке, а затем в Великой Отечественной
(+).

* * *
Важно! Поскольку я не знаток тонкостей крепостной фортификации, разумные уточнения и дополнения приветствуются. На ряде снимков завален горизонт, который я поленился выправлять при подготовке поста и ежели буде кому из продвинутых читателей пожелается обсудить этот волнительный момент, то вы можете сделать сие в ближайшем из фотосообществ (но не тут).

2. Вначале смотрим место, откуда пришли. Внизу - перемычка между двумя стенками, в которую мы и зашли на форт, за которой вплотную стоит круговое бетонное сооружение (м.б., пулемётное гнездо?). От этой перемычки к Сестрорецку идёт по льду тропинка, протяжённостью примерно 4 км от мыса парка Дубки и 5,5 км - от его ворот в городе.


3. Северный округлый фас форта. Там что-то солидное и толсто-бетонное взорвано - а вот когда и почему, не в курсе. Вдали, через залив - белый куб корпуса санатория "Сестрорецкий курорт".


4. Наблюдательный пост противодесантной обороны (ПДО), как идентифицировал это место anvatych. Пост обращён на север.


5. Поднимаемся наверх.


6. Подьём тут не простой, а хитровыгнутый, двумя маршами с разницей в ориентации в 90 град.


7. Смотрим на гавань форта (обращена на восток, к Сестрорецку).


8. Какая-то длинная шахта вниз.
(upd: шахты скрывающихся прожекторов, подробней - тут)


9. А вот это - как раз место для установки орудия, обращённого на запад. Калибр, что тут стоял - не знаю.


10. Возможно, вытяжка из снарядного погреба.


11. Вообще, сооружения тут расположены в 3 яруса и довольно разветвлённые.


12. Внизу, у гавани форта - останки казарм для личного состава.


13. Автопортрет нашей группы. Сейчас мы разобьемся натрое - одни пойдут верхом, вторые - средним ярусом, а я спущусь вниз, к памятнику, что заприметил поблизости.


14. Ряд сооружений в середине форта не заброшены, а защищены довольно свежими и недавно выкрашенными мощными дверями.


15. Вот я спустился с верха на средний ярус, где тоже есть тропка по снегу.


16. На ступеньках крепостного амфитеатра охотно фотографируются девчата в спецснаряжении, в котором не страшен ни мороз, ни лёд.


17. ...И вот я уже внизу.


18. Спустился не просто так - тут памятник.


19. Надпись.


20. Можно подойти к отвесной причальной стенке. Она укреплена стволами старых чугунных пушек XIX века. Не для туристов - которых тут практически нет, а для удобства.


21. Вид на гавань, отграниченную молом.


22. Вид снизу на линию артиллерийских построек форта. Много тысяч тонн бетона тут влили царские военные инженеры. И ведь пригодилось - причём дважды (1939-40, 1941-44).


23. Теперь подымаемся обратно на срединный ярус и идём к югу.


24. Вид на залив (на запад, где открытый залив) из щели наблюдательного пункта.


25. Какое-то сооружение на самом верху.


26. Можно подняться на верхний ярус - тут хорошо видны места для установки более крупных орудий главного калибра, чем на северном фасе форта.


27. Опять глубокая шахта, как и на северном фасе (см. комментарий к №8).


28. Командный пункт? (более высокий, чем остальные строения)


29. По тропке по самому верху идём к южной оконечности.


30. Оглянемся назад: отлично видно сверху внутреннюю гавань форта, она с сестрорецкой стороны.


31. Тоже останки какого-то жилого строения. На горизонте - Сестрорецк и С. Курорт. Там же в 1940-м проходила и советско-финская граница.


32. Дошли до самого юга форта. Лестница вниз.


33. Небольшой перекус чем Бог послал: горячий чай из термоса, клинские сосиски, бутеры с сыром и марокканские мандарины. А также жидкость из фляги, коей я был лишён по причине руления. Посему жутко завидовал пьющим товарищам и товаркам, которые на моих глазах веселели и согревались. Перекус пришлось сильно ускорить: мы как-то увлеклись неспешныи осмотром форта и потратили на это гораздо более изначально запланированного времени. Да и ножки стали немного подмерзать, во всяком случае у меня.


34. Меж тем, уже наступал закат и нас озаряли последние лучи февральского балтийского солнца. Пора валить обратно, однако! Хватит пить чай!


35. Уходим в сестрорецкую темноту. Она уже сгущается.


36. Если же бросить взгляд назад, то форт в закатном ореоле.


37. Через полчаса он уже далеко, но остатки заката стали ещё оранжевей!


Форсированный марш - и ближе к восьми вечера мы уже прошли залив, парк и оказались у машины. Заводимся, греемся. Температура за бортом упала с -12 до -18. Теперь - домой, в Питер!

Спасибо за внимание, поход окончен :)

Первая часть фотопохода на форт.
Tags: Российская Империя, Сестрорецк, Финский залив, военная история, зима
Subscribe

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 3: Ту-144 и остальное

    Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 2

    Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной "зоопарк"…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 1

    1-я часть иллюстрированного поста про авиамузей в Ульяновске. В этой части Ту-114, Ту-116, Ту-104, Ту-124 и Ил-18. Остальное пойдет второй и…

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 3: Ту-144 и остальное

    Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 2

    Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной "зоопарк"…

  • Авиамузей в Ульяновске, ч. 1

    1-я часть иллюстрированного поста про авиамузей в Ульяновске. В этой части Ту-114, Ту-116, Ту-104, Ту-124 и Ил-18. Остальное пойдет второй и…