Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

Традиционно, в рассказе о крупном городе у меня обычно присутствует и рассказ о его вокзале.
В отношении Смоленска это тем более правильно - так как вокзал там очень красив, отличный образец позднего сталинского ампира. Построен в 1949-1951 годах (арх. Б.С. Мезенцев и М.А. Шпотов), на месте разрушенного в войну дореволюционного Риго-Орловского (точней, на месте даже двух вокзалов - но об этом ниже). Расположение - островное, между двух групп магистральных путей.
Ниже - фоторассказ о самом вокзале и его ближайших окрестностях.

Вокзал Смоленск-Центральный в предрассветных сумерках, 1 мая 2012 г.


2. Первый кадр, сделанный мною в Смоленске вообще. Вот таким в предрассветных сумерках, без десяти шесть утра, меня встретил смоленский вокзал.


3. Торцевой фасад здания, обращённый к путепроводу и трамвайному кольцу.


4. Если же обернуться назад, то виден виадук, ведущий в сторону Днепра и пригородного вокзала. И даже чуть-чуть, в левой части снимка, виднеется и Успенский собор - символ Смоленска. Он уже на другой стороне Днепра. Обратите внимание и на асфальтовые дыры - это тоже примета города (кроме центра).


5. Поднимаемся на виадук, идём на юг. Вид на восток, в московскую сторону. Хорошо видна господствующая на этом берегу Днепра ТЭЦ-1.


6. Поворачиваем камеру правее - прямо у линии два храма. Один, белый - XVIII века, Варваринская церковь. А вот второй - это подлинная домонгольская церковь, Петра и Павла на Городянке. Построена была в 1146 году при смоленском князе Ростиславе Мстиславиче, т.е. самый древний храм в Смоленске и один из самых старых, сохранившихся на территории Киевской Руси. Во время польской интервенции около сорока лет пробыл костёлом (с 1611 по 1654 г.). В 1812 году был разграблен французами.
В 1943 году во время боёв за освобождение Смоленска храм снова был сильно повреждён. Реставрирован в 1963 г., с возвращением к первоначальным формам.
В этой связи интересно, что приехавшие туристы сразу стремятся умотать на южный берег Днепра, в историческую часть города, и совершенно не подозревают, что в 3-х минутах от вокзала пешком есть уникальный шедевр. Я в ней на следующий день побывал и с разрешения служителей сделал несколько снимков, потом их покажу в другой части серии.


7. С другой стороны - пригородный вокзал. С этй стороны расположены и платформы отправления пригородных поездов и электричек.


8. Вот снимок пригородного вокзала с южной стороны. Он был построен намного позже, и вызывает уважение, что архитекторы не пошли по пути соооружения унылой бетонной говнокоробки, а спроектировали его в стиле и формах главного вокзала.


9. А мы снова поднимаемся на виадук и возвращаемся обратно. Вот вам вид на главный вокзал - уже в яркий солнечный день. Как видите, он и вправду стильный красавец - все гармонично, пропорционально и соразмерно. Глаз радуется!


Немного истории.
Поскольку этот вокзал послевоенный (1951 г.), то его предшественниками были не один, а сразу два дореволюционных вокзала - Риго-Орловский и Александровский (Московско-Брестский). Изучая вопрос, я прочёл, что оба здания - Риго-Орловского и Александровского вокзала - были соединены аркой с часами, однако такого изображения нигде не нашёл. Что же касается этого вокзала, то по моему предположению, он построен на месте именно Риго-Орловского.
Железная дорога через Смоленск прошла в 1868 г. (Риго-Орловская), а из Москвы на Брест и Варшаву - в 1870, так что это место уже давно стало ж/д узлом.

Как же выглядели утраченные в Великую Отечественную войну вокзалы?

10. Риго-Орловский найти сравнительно легко.


11. Вот он же, крупно, перед Первой Мировой. Тоже красавец!


12. Он же, в 1942 г., во время немецкой оккупации, Smolensk Hbf. И без довоенного козырька.


13. Однако со вторым царским вокзалом - Александровским - хуже. Ничего нормального не нашёл, увы, на смоленском форуме выискал только вот этот плохонький снимок. И не нашёл ничего, что показывало бы, как оба вокзала соединяются аркой. Как я понял, он находился с северной стороны путей.


14. Ладно, возвращаемся в наше время. Вид с виадука на север - на возвышенный холмистый район Заднепровья, с жилым микрорайоном. Хорошо виден вокзальный асфальтовый "остров" и обе группы путей.


15. Транспортное решение доступа к вокзалу тут тоже довольно оригинальное. Поскольку вокзал - это остров, то к нему от путепровода проложена дорога и трамвайное ответвление на 1 остановку, а внизу - трамвайное кольцо и тупиковая стоянка машин и такси. На кадре как раз виден разворачивающийся трамвай маршрута №4.


16. Южный, парадный, фасад вокзала. Надпись станции дублируется и на латинском (Smolensk). Фонарные столбы тоже сохранены оригинальные, сталинские.


17. Взгляд обратно, в сторону ТЭЦ-1 и Москвы.


18. Павильоны входа в подземный тоннель - в общем ампирном стиле вокзала.


19. Фасад вокзала с западной, минской, стороны. Декор сверху я тоже снял крупно, но снимки почему-то размазались, что я обнаружил слишком поздно. Поэтому пусть будет хотя бы общий вид.


20. Памятные доски о Калинине и Коллонтай.


21. Фасад вокзала с восточной московской стороны. Здесь главный вход.


22. Привокзальный мини-фонтанчик также очень колоритен.


23. Памятная доска на восточном фасаде. Кстати, если исторический город на южном берегу Днепра немцы захватили с ходу (16 июля), то на северном берегу реки - у вокзала и в Заднепровье, ожесточённые бои в июле 1941 г. шли больше двух недель, и тут немцы были существенно задержаны и вынуждены были взять затем оперативную паузу, перед последующим наступлением на Москву.


24. Заходим внутрь, в кассовый зал. Тут тоже выдержан облик эпохи сталинского ампира.


25. Центральная колоннада зала ожидания.


26. Выглядит чрезвычайно стильно, фото не до конца передаёт колорит интерьеров. В конце - рамки, по медведевскому поветрию.


27. Северный колонный зал, здесь висит картина "Ленин и Ходоки".


28. Вид на колоннаду.


29. Южный колонный зал.


30. Тут висит уже фронтовая картина - "Отдых после боя".


31. Ампирные люстры тоже хороши.


32. Колоннада в искусственном освещении (рано утром).


33. Про своего всемирно известного земляка смоляне помнят, плакаты везде - не только в городе, но и на самом вокзале.


34. Ну и для порядку - расписание в одну сторону. Оно по сравнению с позднесоветским временем поредело где-то в полтора раза, а с временем 10-летней давности - примерно на 20%. Но всё равно, пока ещё немало поездов.


Часть 1 - Смоленск авиационный
Часть 2 - Смоленск и польский самолёт
Часть 3 - Ж/д вокзал и станция

Продолжение следует
Tags: Российская Империя, Смоленск, Советский Союз, архитектура, железные дороги, соц-арт
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →