Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Судьба музея ж/д техники на Варшавском вокзале

В субботу, 8 декабря, с группой рельсовых энтузиастов мы прошли по маршруту Московские Ворота - пути Варшавского направления - Варшавский вкз.
Цель похода была не отвлечённо-прогулочная, а сугубо призёмлённая - установить, осталось ли прямое рельсовое сообщение с музеем железнодорожной техники за Варшавским вокзалом. Как вы, наверное, знаете, этот музей обладает поистине уникальной коллекцией техники - и если предположить, что сообщение по рельсам прервано, то экспонаты не могут быть вывезены никак, кроме как автомобильно-трейлерным способом. Что в случае перебазирования музея, учитывая вес и габариты почти всех экспонатов, приведёт к необходимости разборки на части и - соответственно - к утрате товарного вида музейной коллекции, если даже не к исчезновению многих экспонатов, так долго и тщательно собиравшихся со всех концов экс-СССР много лет.
* * *
Музей там был образован якобы "временно" (так в 2001 г. согласовало ГлавАПУ, согласно сообщениям прессы), и в случае реализации планов строительства т.н. "Измайловской перспективы", к чему сейчас идёт активная инженерная подготовка, будет вынужден перебазироваться в другое место. Но если будет прерван рельсовый путь с основной сетью, вследствие активного сноса строений и путей, то последствия для коллекции техники, а значит - и к большому пласту технической истории СССР и Российской империи - могут быть фатальными.

Ниже следует отчёт о походе, сравнительные снимки, экскурс в историю вопроса и чуть-чуть рендеров с "планов громадья" по освоению пространств путей и зоны отчуждения Варшавского направления. Большая просьба к читателям этого поста: если вы знаете и можете добавить информацию по этому вопросу, складывайте рендеры, ссылки, сообщения ведомственной прессы и интранета РЖД, что есть, в комменты. Это нужно для того, чтобы прояснить ситуацию вокруг музея ж/д техники, которая сейчас непонятна и запутана.

Исторический корпус ТЧ-14 Варшавского направления, 1897-98 гг.


Вначале покажу путь, которым мы прошли.
Как видите, шли мы от Московского проспекта, затем по Митрофаньевской ул. достигли зоны путей, после чего обследовали стрелки и пути, завернули на территорию бывшей товарной станции; прошли вдоль исторических зданий депо, поворотного круга и вдоль водонапорной башни вышли к зданию Варшавского вкз., ныне "Варшавского экспресса".


Краткая история вопроса (отсюда)

Было три волны в отношении инфраструктуры ст. С.-Петербург - пасажирский - Варшавский.

Первая волна - это 2001-2002 года. В результате вокзал как пассажирская станция был закрыт, здание вокзала отдали под "Варшавский экспресс", на путях временно (так согласовало ГлавАПУ) разместили музей железнодорожной техники.

Вторая волна - примерно 2007-2008 годы.
Закрываются вагонное и локомотивное депо, а также грузовая станция.

Третья волна - примерно с 2011 года по настоящее время.
"Студия-44" Никиты Явейна ведет проектировние ж.д. музея на Балтике, согласована разборка главного хода ж.д. от Корпусного поста до Броневой (останется лишь ветка на Цветочную), потихоньку сносят пакгаузы на товарной Варшавской.

Сейчас главное препятствие для инвесторов по освоению территории ж.д. станции - это музей ж.д. техники. РЖД пытается заставить инвесторов профинансировать соружение нового музея на Балтике (р-н Балтийского вкз.)
Если это удастся - то на проектирование и строительство музея уйдет несколько лет. Но возможны и другие варианты.

Теперь по архитектуре ст. СПб-Варшавский.
Там есть три сооружения, которые состоят на учете в КГИОП как памятники. Это:
- Императорский сарай, то есть бывшее вагонное депо ВЧД-10 с цифрами на фронтоне 1897-1898,
- поворотный круг.
- водонапорная башня.

Все остальное инвестор имеет право снести.
К сожалению, в списке памятников нет старейшего вагонного депо России постройки 1858-1861 гг. Это бывший малярный цех ВЧД-10 расположенный рядом с музеем. Его судьба внушает большие опасения.


* * *
Именно в этот день умеренно сильно шёл снег, с небольшим ветром, снимать было некомфортно и сложно, объектив постоянно покрывался таявшим снегом, но отменять запланированный поход мы не стали, и всё равно пошли обследовать состояние сообщения с музеем. Поэтому снимки будут с белой пеленой.
Снимки 5, 7, 8, 13, 23, 25 - авторства Михаила Черныша. Остальные (кроме рендеров с Карповки.нет) - мои.

2. Итак, уходим от Московского проспекта Митрофаньевской ул.


3. Через несколько сот метров достигаем р-на бывшей товарной станции СПб-Варшавская-Тов.


4. Вид в сторону Ташкентского путепровода.


5. То же, 3 с половиной года назад (лето 2009).


6. Осмотревшись, мы установили, что один соединительный путь ещё остался. На нём сейчас стоит кран и платформа (с помощью которого, видимо, производится демонтаж окружающих путей). Шпалы сложены прямо на них.


7. То же, 3 с половиной года назад (лето 2009). В то время ещё было активное маневровое движение и базировались вагоны и локомотивы. Сейчас уже всё.


8. Вид на историческое депо ("Императорский сарай") 1897-98 гг. 3 года назад, янв. 2010. Ещё стоят светофоры.


9. Сейчас все сооружения сигнализации убраны, контактный провод большей частью демонтирован. Опоры ещё стоят.


10. Пути обрезаны и частично демонтированы.


11. Вид на "Императорский сарай" (депо ТЧ-14).


12. Демонтированные пути, вид в сторону вокзала.


13. Тот же ракурс (чуть правей), 3,5 лет назад.


14. Сложенные кучи шпал, после демонтажа.


15. Останки путевых сооружений.


16. Вид на район бывш. товарной станции. Вдали - капитальные дома вдоль Московского просп.


17. Стена "Императорского сарая", со стороны главных путей.


18. Вид поближе.


19. Пути в сторону поворотного круга и вагонного цеха, все под снегом. Справа вдалеке видны экспонаты музея ж/д техники.


20. Северный фасад депо ТЧ-14. На фронтоне хорошо различимы цифры 1897-1898.


21. Глубокий снег везде. Тяжело идти, приходится очень осторожно (под снегом могут быть всякие остатки стрелок и т.п.).


22. Идём к поворотному кругу. Справа здание - пассажирский цех ТЧ-14. Заброшен.


23. Этот же район (чуть ближе к водонапорке), 3,5 лет назад.


24. Подходим к поворотному кругу.


25. Этот же район, 3,5 лет назад.


26. Поворотный круг сейчас. Сообщение сюда уже невозможно.


27. Проходим мимо грузового цеха ТЧ-14. Заброшен пару лет назад.


28. Бывш. отдел эксплуатации ТЧ-14. Заброшен. За ним - грандиозная водонапорная башня.


29. Проходим мимо её подножия.


30. Водонапорка, вблизи.


31. Затем дорога выводит нас, обходя заброшенные цеха, к ограждению музея ж/д техники. Вдали справа - пусковая установка SS-24 «Scalpel», или РТ-23УТТХ (15Ж61), из состава переданного музею уникального экспоната - ракетного поезда БЖРК. Слева виден храм у Обводного канала - Воскресения Христова.


32. Исторические пакгаузы Варшавского вкз.


33. Идём вдоль забора. Виден уже и "Варшавский экспресс".


34. Южный фасад "Варшавского экспресса", бывш. Варшавского вокзала. Сразу за ним - проходная музея.


* * *
Теперь - немного собранных мной сообщений о том, что будут делать с этой территорией.
Они неполные и фрагментарные. Если вы добавите в комменты свои ссылки - будет хорошо.

Предполагаемая судьба территории музея и путей Варшавского направления.
(сообщения СМИ и рендеры проекта)

Градсовет одобрил проект «Измайловской перспективы» в Петербурге, 06/03/2009

Сегодня градостроительный совет рассмотрел и одобрил концепцию застройки территории за Варшавским вокзалом — «Измайловскую перспективу». Ее представил руководитель мастерской «Урбис СПб» бывший главный архитектор города Олег Харченко.
(отсюда)

Рельсы за Варшавском вокзалом застроят жилым комплексом, 30/05/2012

Территория за Варшавским вокзалом будет застроена крупным жилым комплексом «Галактика». Сейчас там располагается несколько исторических зданий, в том числе памятники.
Подготовкой территории между Обводным каналом и Благодатной улицей занималось ЗАО «Желдорипотека». Изначально планировалось: как только будет завершен выкуп земли и разработан проект планировки, фирма начнет продавать участки питерским девелоперам. [...]

Одним из первых покупателей земли у «Желдорипотеки» стало ООО «ЛСС Варшавский», входящее в группу компаний «Эталон» Вячеслава Заренкова. Оно приобрело 38 гектаров земли между планируемыми трассами Измайловского проспекта и Варшавской улицы — южнее Варшавского вокзала.

Сейчас там проходит Варшавская линия железной дороги. Также на территории расположено несколько зданий, входящих или входивших в состав выявленного объекта культурного наследия «Комплекс построек Варшавского вокзала». Многие из них в частично разрушенном или руинированном состоянии.

Как сообщили сегодня в «Эталоне», общая реализуемая площадь жилого комплекса «Галактика» составит 680 тыс. кв. метров. В 8700 квартирах поселятся 22 тыс. человек. Комплекс будет включать 22 здания высотой до 18 этажей. Также планируется построить три детских сада и три школы.
«В рамках реализации первой стадии проекта мы планируем сдать 70 тыс. кв. метров в 2016 году и 110 тыс. кв. метров в 2017 году. Завершить дальнейшие стадии строительства планируется в 2018–2021 годах», — рассказал президент группы компаний «Эталон» Вячеслав Заренков.

(отсюда)

35. Вот так выглядит проект застройки от Обводного канала
(то, что удалось найти, продолговатое здание - Варшавский вкз.):


36. Застройка, предположительно вид с юга.


01/10/2012 в 03:23
(Тема на форуме "Окрестности Петербурга")

Вчера узнал от знакомого человека, что планируется полный снос веера Варшавского вокзала, включая не только железнодорожные пути и сопутствующую инфраструктуру, но и все здания, в том числе, все исторические здания независимо от их реальной культурной ценности. Предусматривается полная расчистка территории веера Варшавского вокзала. И что планируется это не «когда-нибудь потом», а «со дня на день». На этой неделе в выходные транспортными фанатами планируется посещение веера Варшавского вокзала, чтобы успеть запечатлеть на фотографиях то, от чего в ближайшее время, видимо, останутся одни воспоминания.

Другой знакомый человек подтвердил, что музей железнодорожного транспорта на Варшавском вокзале уже какое-то время по-тихому переезжает на территорию бывшего товарного депо (или товарной станции) Балтийского вокзала, которая находится западнее собственно Балтийского вокзала. Туда уже перевезли несколько экспонатов музей, в том числе недавно — один паровоз. Планируется перевести туда всю экспозицию музея. Когда планируется интенсифицировать и закончить переезд, без понятия, но пока музей, как я понял, функционирует в обычном режиме. Поэтому я так и понял, что переезд затеяли, не привлекая внимания общественности.docogo

Вопрос: кто чего на эту тему ещё знает? Про снос веера, путей, депо, инфраструктуры, исторических построек, расчистку территории? Про переезд музея? Годятся даже слухи, поскольку достоверной информации на эти темы нет совсем.


* * *
Свежая информация с интранета ОАО "РЖД".
Публикация 07.12.12 (источник)

Музей железнодорожного транспорта за Варшавским вокзалом перенесут


В связи с необходимостью освобождения подъездных путей бывшего Варшавского вокзала запланирован переезд Музея Октябрьской дороги на территорию вблизи Балтийского вокзала (Малая Митрофаньевская ул., уч.2). Здесь планируется построить крупнейший в России железнодорожный музей, для чего будет реконструировано бывшее локомотивное депо Балтийской железной дороги, а также построено новое здание для размещения подвижного состава и исторической экспозиции.

Генеральным подрядчиком строительства и реконструкции комплекса зданий обновленного музея является «ЛСС Варшавский». За проектные работы отвечает Архитектурная мастерская «Студия-44», а разработкой концептуальных объемно-пространственных и цветовых решений интерьера занимается дизайнерская мастерская «ДИЗАРТ». Сотрудниками музея совместно с дизайнерами проекта создается концепция экспозиции, определяются маршруты и принципы показа коллекции. В обновленной экспозиции будет отражена история Октябрьской железной дороги и железнодорожной отрасли в целом, история технического прогресса, а также добавлены новые темы, никогда до этого не освещавшиеся в экскурсионных программах.

Будущий музей будет оснащен современным оборудованием, мультимедийными средствами подачи информации, рассчитанными на разновозрастную аудиторию, интерактивные инсталляции. В реконструируемых и вновь отстроенных залах помимо постоянных экспозиций будут проводиться лекции, программы для детей и подростков, организованы временные выставки, демонстрироваться фильмы, проводиться презентации и многое другое.

В настоящий момент ведутся работы 1-го этапа проектирования – разработка проектной и рабочей документации. Сроки начала строительства нового Музея Октябрьской железной дороги намечены на 2 квартал 2014 года, а окончание на 2 квартал 2016 года.


---------
В общем, достоверной информации о идущих по этому проекту процессах очень мало.

Непонятна и тревожна судьба музея железнодорожной техники на Варшавском вокзале.
Рельсовое сообщение с ним висит на тонкой ниточке и может быть легко перерезано.

Будет очень обидно и невосполнимо для технической истории нашей страны, если эта уникальная коллекция будет брошена, разобрана для перевозок непонятно куда, или раздёргана, из-за равнодушия девелоперов-застройщиков, властей города или руководителей РЖД.
Tags: Питер, Российская Империя, Советский Союз, железные дороги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal