Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

"Если бы я был русский царь..."

Очень хороший текст бывш. i_legal_allien, который сейчас ушёл из жж.
Но мы с ним задружились в ФБ и я читаю его оттуда, он сделал стенд-алон.
Смысл - про сохранение национальной технической истории, и в частности, уникальных подлодок, составлявших в конце XX века вершину советской, да и мировой инженерной мысли. До сих пор идут какие-то не совсем понятные бодания с атомным первенцем К-3. Ну и особенно обидно будет, если из шести "Акул" до потомков не дойдёт хотя бы одна. Чтобы видели, что могли создавать их деды и прадеды.


Ниже - отрывки из его текста. Пишет очень образно!


[...] Это, пожалуй, единственный проект атомной подводной лодки СССР на котором никогда, я повторюсь, - никогда не было серьёзных аварий и происшествий, которые влекли бы за собой гибель личного состава или значительные технические повреждения корабля. Даже при взрыве баллистической ракеты (весом в девяносто тонн) в шахте ТК-17 не пострадал ни один человек, а лодке после этого понадобился лишь небольшой ремонт. При этом лодки активно несли службу в районах Арктики, подо льдами, что само по себе крайне рискованно.

Корабль длиной 180, высотой 27 и шириной 25 метров, с подводным водоизмещением в 50 000 тонн (757 железнодорожных нефтяных цистерн) мог двигаться под водой со скоростью 50 км/ч, разворачиваться, практически, на месте в надводном и подводных положениях (чего не умеет ни одна лодка в мире), самостоятельно продавливать лёд толщиной до трёх метров; вес одного только сжатого воздуха который он «возил» с собой в баллонах ВВД был 80 тонн но, при этом всём, минимальная осадка у Акулы – 9.8 метров, при этой осадке кажется, что корабль вот-вот взлетит. Корабль обладал запасом плавучести более 50 %, что давало один небольшой нюанс, - на этой подводной лодке погружаться было сложнее, чем на других, но зато всплывала она, как поплавок, после сорвавшейся поклёвки. Ещё мешали погружаться с залихвастским проваливанием вниз и особые обводы лёгкого корпуса, - на ровном киле лодка прилипала к поверхности ракетной палубой, при дифференте на нос – кормой, с дифферентом на корму погружаться считалось моветоном (кто ж под воду жопой вперёд ходит?), поэтому погружались с дифферентом на нос, при этом величину дифферента прикидывал командир в зависимости от нагрузки на ПЛ и скорости её движения, именно прикидывал потому, как формул расчёта в природе не существовало.

[...]

Можно ещё добавить про уникальную конструкцию из пяти прочных корпусов и побортное эшелонирование всех систем с дублированием одного борта другим, да много чего ещё можно добавить, при этом оборудование работало безотказно столько сколько должно было и потом ещё столько же, только благодаря усилиям экипажей, так как вместе с СССР прекратилось и нормальное обслуживание этих кораблей заводами. Любой механизм, устройство или клапан управлялись тремя способами: автоматически по заданным алгоритмам или с кнопок на пультах управления; дистанционно с пневмо или гидроманипуляторов и вручную. Единственным явно неудачным конструкторским решением были испарители, - вот уж нельзя было неудачней поставить, ну и пусть, кого, кроме турбинистов это вообще волнует? Вы – турбинисты? И я – нет.

Не забыли конструкторы и про экипаж. Несмотря на то, что потребности людей тогда считались низменными и не требующими пристального к себе внимания, но автономность в 180 суток надиктовала своих условий – пол года под водой провести, это вам не фиги воробьям крутить! До уровня Наутилуса капитана Немо советские конструкторы не дошли, конечно, но очень старались: все члены экипажа расселялись по 2-6 местным каютам, никаких коек на боевых постах или гамаков над торпедными аппаратами, в каютах были телевизоры штатной корабельной системы, на борту были солярий, спортзал с беговыми дорожками и тренажёрами, сауна с бассейном и душем Шарко, зона отдыха с вольером для птиц, системой панорамных обоев со звуковым сопровождением и игровых аппаратов типа «Морской бой», даже была разработана автоматическая система полива растений с аппаратной стойкой в восьмом отсеке, о месторасположении которой на корабле знали три человека, в двух жилых отсеках находились аппараты с газированной водой и у докторов была отдельная операционная и амбулатория для приёма больных. Даже курилка была размером на шесть человек.

То есть, если описывать этот корабль, то слово «уникальный» повторяется столько раз, что от него начинает вязать во рту.

[...]

Можете понять меня неправильно, или вообще не понять, - как вам будет угодно, но, если бы я был русский царь, то я обязательно сделал бы из одной лодки этого проекта музей, даже, наверное, с возможностью там ночевать и питаться.

Конечно, у вас будет железный аргумент против этого – это же дорого. Естественно, блядь, это дорого! А что уникальное – дёшево? Не забывайте, - я же русский царь, по условиям задачи. Я трачу хуиллиард денег на олимпиаду, примерно столько же потрачу на строительство космодрома, да я почти столько же выбросил в Сколково, чо уж там. Кроме того, я строю мост в Крым, хочу провести чемпионат по футболу и прощаю долги Кубе, Монголии и половине африканского континента!

Да чего уж там, я даже на гранты для РПЦ выделил почти триста миллионов рублей за последние пару лет, - что такое для меня «дорого» вы вообще можете себе представить? А тут, стоит в Питере Акула и это – музей? Страшно вообразить даже, как там за билеты люди дрались бы, чесслово! Вот это, пожалуй, единственная причина по которой я жалею, что я не русский царь или, хотя бы, не знаком с ним лично.


Читать полностью

UPD. Ссылка на аварию с "Акулой"
Tags: Советский Союз, подлодки, размышлизмы, уход в историю, флот
Subscribe

Posts from This Journal “подлодки” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Как ушел? А я, будто верный пёс на пирсе, зря жду? Дайте его на ФБ, пожалуйста!
так и не понял, нафига он ушел из жж - вполне нормальный был из его постов переход к полной версии рассказа. А в ФБ всё мельтешит и теряется :(
Говорят, комментаторы заклевали. Не выдержал.

dimas61

8 years ago

jack_muadib

8 years ago

vedmed1969

8 years ago

hrenov_drummer

8 years ago

periskop.su

8 years ago

yegorka

8 years ago

afirsov

April 24 2016, 09:29:56 UTC 8 years ago Edited:  April 24 2016, 09:44:16 UTC

Лодка была, конечно, сверхуникальна, в том числе и по вооружению: "Барк" использовала в третьей ступени уникальные топливо и окислитель. После перестройки с ними вышел экарамбус в стиле Задорнова: чтобы исключить дальнейшего производство "барков" американцы скупили заводы по производству топлива (в Узбекистане) и окислителя (в Таджикистане); узбекский завод полностью вывезли в США, запустили, но ни одного грамма топлива получить не удалось :-) Загадочная русская инженерная душа...
Это байка.

afirsov

8 years ago

artcan

8 years ago

afirsov

8 years ago

Если бы ,да кабы.......Русский царь..... Справедливей было б ему рассуждать,как "белорусский царь".Пусть вот в Минске и продвигает идею с музеями лодок,да на местный бюджет.У нас кстати парк "Патриот" и так немало вложений требует. А вообще честно говоря, пора уж завязывать с этим фетишизмом-тут на кораблестроительную программу денег не хватает!
Вот, кстати, хорошее замечание. Разве не лучше те же деньги пустить на новые корабли? В СССР много чего строилось в гигантских пропорциях, и не всегда проекты получались удачными. Произошло так и с Акулой: очень дорогой, сложной в эксплуатации, излишне шумной. Хотя уникальности у неё, конечно, не отнять, но ведь всякий новый проект РПКСН уникален.

kirills969

8 years ago

pavel_chirtsov

8 years ago

nikanety

8 years ago

kirills969

8 years ago

Bornintheussr72

8 years ago

kirills969

8 years ago

"Да чего уж там, я даже на гранты для РПЦ выделил почти триста миллионов рублей за последние пару лет, - что такое для меня «дорого» вы вообще можете себе представить? А тут, стоит в Питере Акула и это – музей? Страшно вообразить даже, как там за билеты люди дрались бы, чесслово!"

Спорно, на мой взгляд. Всё-таки РПЦ охватывает десятки миллионов человек, а музей сколько посетит? Можно по разному относиться к религии вообще и к РПЦ в частности, но то, что сегодня властями последняя принимается во многом как проводник гос. идей и консервативной идеологии, а также ретрансляции традиционной культуры и словесности даже в самых отдалённых уголках России, мне кажется очевидным. За билеты в такой музей драться будут вряд ли, хотя желающие посмотреть на огромную субмарину, безусловно, найдутся.
// РПЦ охватывает десятки миллионов человек, а музей сколько посетит? //

Вот это то и плохо...
Поэтому, музей типа предлагаемого Овечкиным, мог бы отвлечь хоть какую-то часть населения от РПЦ-шной антисоветчины.
Отличные записки офицера, служившего на Акуле в 90-е:
http://legal-alien.ru/akuly-iz-stali
Да лааадно!!!)))

chukch_reader

8 years ago

periskop.su

8 years ago

chukch_reader

8 years ago

А если бы он служил на другом проекте?
Наверное, тоже бы хорошо написал - все-таки это от человека больше зависит...

periskop.su

8 years ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Да. Всё правильно он пишет.
Пользователь putnik1 сослался на вашу запись в своей записи «НЕ ЦАРЬ НА ТРОНЕ» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Если бы я был русский царь..." [...]
больше технических музеев, хороших и разных-это да, это правильно. но, при всей неимоверной крутости "акулы", не стоит выдавать нужду за добродетель, в смысле ее размеры-не от хорошей жизни.
её размеры вполне соответствуют выполняемым задачам и научно-техническому уровню, достигнутому в Советском Союзе на момент проектирования.

alex_brab

8 years ago

pavel_vish

8 years ago

Пользователь marina_lu63 сослался на вашу запись в своей записи «"Если бы я был русский царь..."» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Если бы я был русский царь..." [...]
Передайте товарищу, что пейсбук читают далеко не все товарищи. И даже не собираются.
Если не сложно.
он в ЖЖ мудней перед уходом затрахал!

periskop.su

8 years ago

Sergey Pavlov

April 24 2016, 11:31:36 UTC 8 years ago Edited:  April 24 2016, 11:32:31 UTC

А лучше эти чудо-богатырские корабли обновить и в строй поставить.

maxdz

April 24 2016, 11:42:52 UTC 8 years ago Edited:  April 24 2016, 11:44:24 UTC

У меня шефом на 1-й работе - был чел из отдела пуско-наладочных работ завода, который делал системы наведения на боеголовки для ракеток в шахтах (МБР) и подлодках. Провёл на "Акулах" немало времени, размером восторгался - в остальном сокрушался, как много сил и баблоса ушло на этот военный хлам. В то время, как страна в нищете сидела, мяса месяцами не видела и обноски друг за дружкой донашивала.
Отец был примерно того же мнения, рассказывая о том - как госприёмку не проходили (и заканчивали в браке) 9 из 10 изделий, стоимостью каждое как Газ-24.

В общем, было бы чем гордиться.
Сочувствую тебе. Жил, живешь и помрешь нищим.

maxdz

8 years ago

pofigistiks

8 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “подлодки” Tag