Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

  • Mood:

Латвийский вариант Шёлкового пути: себе в голову лучше не стрелять

Латыши подумали-подумали, почесали затылок задумчиво и не стали прокладывать свою трассу по прогрессивнейшему новомодному пути через Украину, Грузию и Азербайджан с перевалками через два моря. Решили обойтись без паромов и принимать поезда из Китая по старинке напрямую, через просторы мордора Таёжный Союз:

Из Китая в Ригу впервые в истории направляется тестовый контейнерный железнодорожный состав. Поезд отправился из китайского города Иу (Yiwu) в четверг, 20 октября и прибудет в столицу Латвии в начале ноября. Маршрут состава - Иу - Забайкальск - Рига, протяженность маршрута - 11 066 км. В Риге составу обещают устроить торжественную встречу на центральном вокзале.


Больше фоток тут

И к этой же теме, почему вдруг всплыл такой маршрут (от BBC.com):


[...] На фоне оттока российского транзита из Прибалтики власти Латвии начинают "охоту" за китайскими и белорусскими грузами. Первый поезд из Китая в Латвию отправляется уже на днях. Успех проекта - вопрос выживания для местных портов.

Латвия зависит от российского транзита, и сегодня этот факт - в большей или меньшей степени - признают все вовлеченные стороны. Также все стороны признают: Россия закрывает ту часть "окна", которое было "прорублено" в Европу через Прибалтику.
Существовавшая веками система, при которой российские грузы шли на запад через Латвию, Литву и Эстонию, исчезает на глазах. Россия заменяет Прибалтику на Приморск, Усть-Лугу и Санкт-Петербург, причем процесс выглядит перманентным. На что Прибалтика заменит Россию, пока непонятно.

Беспокойство усилилось после того, как в российских СМИ появилась неофициальная информация, что все российские грузы будут переориентированы в отечественные порты уже к 2020 году - со ссылкой на источники, "близкие к совещанию, которое провел специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов". Все знали, что это произойдет, но никто не думал, что столь быстро.

"2020 год - это новость, конечно. Но я не вижу политики, я вижу экономику. Если в России развита инфраструктура, то ею надо пользоваться. По цене это более выгодно, так как в России оплата происходит в рублях, а тут - нет", - сказал Русской службе Би-би-си экс-министр сообщения Латвии Анрийс Матисс.


Обещали - уходят

О том, что "Транснефть" собирается переориентировать транзит нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские к 2018 году, было известно уже давно. Это - единственная дата, которая называлась официально, и все выглядело вполне органично: кризис, война санкций, падение курса рубля и незагруженная инфраструктура в Приморске.

Однако нефтепродукты составляли треть грузооборота латвийских портов в 2015 году. Для Вентспилсского порта это примерно 60%, для Риги - четверть. Большинство нефтепродуктов идет в Латвию из России, и за первые восемь месяцев этого года объемы транзита действительно упали на 22%.

Объемы железнодорожных перевозок за первую половину 2016 года тоже сократились примерно на 20%. Для Таллиннского порта наливные грузы составляют около 60% от грузооборота, для Клайпеды - 20%. В этих портах объемы наливных грузов в 2016 году уже упали на 20%. Если российская сторона продолжит придерживаться обещанного курса, то через полтора года латвийские порты потеряют треть оборотов, и заменить их пока нечем. А еще через три года, если информация про 2020 год окажется правдой, потери удвоятся.


[...] Еще три года назад об этом же предупреждал Всемирный банк: в период с 2000 по 2012 год объем перевозок в регионе Балтийского моря вырос почти в два с половиной раза. Вместе с ним выросла и доля российских портов - с 25% до 60%. Доля Таллинна, Клайпеды и Вентспилса резко сократилась. Для Вентспилса это падение с 27% до 9%. По мнению Всемирного банка, Россия и в дальнейшем будет наращивать мощности собственных портов, в то время как латвийским портам надо готовиться к снижению оборотов.

На фоне войны санкций к стратегическим целям российских транспортников прибавилась неблагоприятная экономическая ситуация и упавший курс рубля. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ, за первые восемь месяцев 2016 года объемы перевалки наливных грузов в регионе Балтийского моря выросли на три миллиона тонн. А в портах Латвии, Литвы и Эстонии они сократились более чем на шесть миллионов тонн. То есть спад в Прибалтике лишь наполовину объясним переориентацией на российские порты.


Битва за китайский транзит

[...] По словам Таварса, Латвия сможет компенсировать примерно половину российского транзита, однако для этого придется сильно постараться: учитывая уход россиян, местные порты начинают настоящую битву за китайский транзит. И если, например, для Клайпеды, которая обслуживает в основном белорусов и не сильно страдает от российской переориентации, китайские проекты были бы приятным бонусом, то для портов Латвии это вопрос выживания.

Китай вкладывает сотни миллиардов в развитие инфраструктурного пояса через Евразию, частью которого станет железнодорожный коридор - Новый шелковый путь. Один из маршрутов проходит через Белоруссию, создан индустриальный парк "Великий камень". Предполагается, что часть китайских грузов будет приходить туда. А вот куда они будут идти дальше - вопрос.

Вариантов несколько, самый популярный - по железной дороге в Польшу. Однако в Латвии считают, что из Минска китайский транзит мог бы направляться в Вентспилс или Ригу. В Литве, само собой, полагают, что Клайпеда подходит больше, тем более что сотрудничество с Белоруссией в транзитной сфере давно налажено.

В Латвии тихо радуются тем трениям, которые нарастают между Литвой и Белоруссией в связи со строительством АЭС - это автоматически дает преимущество конкурентам. Обе страны по очереди пытаются обаять потенциальных партнеров и готовят предложения, от которых сложно отказаться.


(целиком - на сайте BBC, большая статья)

PS. И при любом раскладе, перетяжка грузопотока "на себя" - это через Транссиб или через Казахстан - Южный Урал - московский узел. Иных вариантов не просматривается, т.к. "политический" путь через Грузию, а тем более через Украину - выстрел в голову самим себе.
Tags: Китай, Латвия, анализ, железные дороги, размышлизмы
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

promo periskop.su july 3, 16:25 30
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 157 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Но ведь это вероломное предательство молодой украинской демократии! В то время как дикие орды с востока грозят проломить оборону и устремиться, словно гигантское цунами, в Европу, сметая все на своем пути и неся свободному миру кровь, слезы и рабский ошейник, эта выходка латышей словно нож в спину истекающей кровью Украине! Почему молчит Верхвоная Рада? Где Обама, ебать его мать?!
Обама по лифтам да подъездам шарится. Некогда ему.

prostofily

4 years ago

Где вчерашний энтузиаст украинского транзита море-ЖД? Хотелось бы услышать его комментарии.
он, видимо, разового действия был)

porno_zayka

4 years ago

Ну и глупые же эти прибалты! Волнуются чего-то, думают о перспективе, договариваются... Вот украинцы - молодцы: рубанули с плеча, и нехай агрессор умоется. Блокада за блокадой, санкции за санкциями.
Радует, кстати, что прибалты хотя бы не воют вечное украинское "а нас-то за що?!" Может, лет через -дцать, когда Россия ещё окрепнет, а мир окончательно станет многополярным, удастся их вернуть в нашу орбиту дипломатическим и экономическим путём. Не совсем ещё отбитые.
Хотелось бы на это надеяться.

antisemit_ru

4 years ago

Хек
И зачем там Латвия, если Бронка без грузов стоит.
Борьба за транзит касается многих)
Вот тут можно разгуляться. Иванову уже вменял за обещанный перевод транзита в Усть-лугу к 2018 году. Но как я и прогнозировал Усть-луга оказалась всего-лишь проектом Транснефти по БТС-2. Строить реальный второй Вентспилс не собирались - сделали перевалочный порт для Транснефти и застопорились, а все остальные грузы так и идут через Балтию и это понятно - Транснефть хоть и монополия, но как говорил один инвестор - у нас всех вместе взятых денег больше чем у ФРС.

А по поводу транзита из Китая и его невыгодности. Это просто нужно на правильного парня в КПК выйти и все завертится. Транзит через Архангельск тоже не выгоден - но вот иди ж ты, какой-то представитель КПК 40 милилардов рублей влупит в это не выгодное + рельсы еще, поэтому может и на Ригу свой семейный поток найдется в каких дополнительных 30-40 миллионов тонн. А там глядишь и китайцев в ЕС станет больше.
Если второй Вентспилс никто не строил, то почему первый загибается?

nikodim_11

4 years ago

arcbear

4 years ago

dvim

4 years ago

(с любопытством) А что там за трения Литвы и Белоруссии из-за АЭС?
Дык с самого начала были возмущения.

yapet

4 years ago

periskop.su

4 years ago

yapet

4 years ago

periskop.su

4 years ago

yapet

4 years ago

victogan

4 years ago

yapet

4 years ago

victogan

4 years ago

yapet

4 years ago

f1981

4 years ago

nikodim_11

4 years ago

nightriderz1

4 years ago

taira_koremochi

4 years ago

yapet

4 years ago

Все знали, что это произойдет, но никто не думал, что столь быстро.
красивая фраза
Открывать транзитный маршрут из Китая через Украину - до такого мы ещё не додумались.
Но ведь его широко пиарили в начале года! :)

lettoniec

4 years ago

periskop.su

4 years ago

lettoniec

4 years ago

periskop.su

4 years ago

lettoniec

4 years ago

pachem

4 years ago

vino_i_gashish

4 years ago

Поздно пить Боржоми!
РЖД коварно уронило цены для Белоруссии http://news.sputnik.ru/transport/b6c1ab0b5b943aeb2b5024a2b77ce51f79b83da3
скидка действует до 2018, ранее Транснефть анонсировала закрытие перевалки нефти и нефтепродуктов через Прибалтику к 2018 году.
Чем ответят порты Прибалтики - будут работать в минус или сразу в металлолом?
мда, коварен оказался Белозёров! (сарказм)

kostya027

4 years ago

polotsk1979

4 years ago

kostya027

4 years ago

polotsk1979

4 years ago

kostya027

4 years ago

polotsk1979

4 years ago

dvim

4 years ago

polotsk1979

4 years ago

специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов

Блин, а раньше я не обращал внимание на слово "транспорта". А газопровод же тоже транспорт?
да, конечно

barett_77

4 years ago

Deleted comment

Красиво же звучит :) Шёлковый - это вам не ватный )))

Deleted comment

dennism

4 years ago

cannibalhunter

4 years ago

Deleted comment

Шо? Торжественная встреча контейнеров на центральном вокзале? Ну и ну...дожили :)
Дело высокой политической важности.

qwrty40

4 years ago

leesider

4 years ago

qwrty40

4 years ago

Никак не допру - зачем китайцам понадоится перегружаться с колёс на суда? В чём глубокий смысл?
Надо же всё перепробовать. Как шестилетнему ребёнку :)

lazy_flyer

4 years ago

periskop.su

4 years ago

lazy_flyer

4 years ago

periskop.su

4 years ago

lazy_flyer

4 years ago

zydog

4 years ago

lazy_flyer

4 years ago

tokurow

4 years ago

nightriderz1

4 years ago

aikarpov

4 years ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Китай” Tag