Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:
  • Music:

16 часов на берлинском "Стриже": от компоновки до переобувки

На прошлой неделе проехал по маршруту Москва - Брест и в течение 16 часов потестировал в качестве пассажира будущий "Стриж" на Берлин - тот самый, который с изменяемой шириной колёсных пар. Затем в Бресте - в новом цехе смены колеи, специально выстроенном для поездов типа "Тальго" - посмотрел технологию прохода состава с русской колеи 1520 мм на европейскую 1435 мм. Состав проходит устройство смены колеи примерно за 5 минут, и это даёт существенное ускорение следования из Беларуси в Польшу - практически на полтора часа. Сам поезд Talgo - 20-вагонный, схема состава будет жёсткой и стабильной.

Давайте посмотрим, как выглядит поезд и как он меняет колею на границе.

Берлинский "Стриж" в Смоленске. Тестовая поездка


2. Начинается поездка в 7.40 на Белорусском вокзале столицы. Вообще, штатно отправляться новый поезд РЖД будет с Курского вокзала, откуда курсирует и нижегородский "Стриж" - но испытательная поездка была с Белорусского. Отправление было с той же платформы, откуда уходят международные поезда на Ниццу и Париж. Двери нашего состава были практически вровень с платформой, как видно на кадре. Из сразу замеченного нестандартного - хвостовой служебный вагон ощутимо гудит: с него производится энергоснабжение поезда, независимое от локомотива.


3. Шли мы не по штатному графику, а по временной нитке, поэтому точно не знали продолжительности стоянок ни в одном пункте следования. В Смоленске, к примеру, стояли около часа; а в Орше - только вышли, только пошли снимать состав, как пришлось срочно бежать в вагон и чуть не на ходу заскакивать, т.к. внезапно дали отправление.


Компоновка поезда и классы вагонов

Поскольку "Стриж" зарубежный (на Берлин) заметно отличается по схеме от "Стрижа" внутреннего (на Нижний Новгород), давайте прогуляемся по поезду и посмотрим на классы вагонов. Их формально насчитывается 5, но фактически для обычного пассажира - 4 (купе 4-местное, СВ 2-местное, VIP-купе - люкс 2-местное, сидячий 1 класса). Ещё класс - это специальное купе для инвалидов, куда можно купить билет только с подтверждением инвалидности + 1 сопровождающий.

Схема состава и полная таблица постоянных скидок есть тут.

Всего - 20 вагонов и 216 мест (212 в продажу). Схема такая:

1) Сидячие вагоны 1-го класса сидячие (20 мест) - 2
2) Купейные вагоны (4 четырехместных купе + 1 двухместное, 18 мест) - 5
3) Спальные вагоны СВ (6 двухместных купе, 12 мест) - 4
4) Люкс + инвалидным "широким" купе (2 двухместных VIP-купе + 1 "инвалидное", 6 мест) - 3
5) Люкс (5 двухместных VIP купе, 10 мест) - 2
6) вагон-ресторан + вагон-буфет - 2
7) технические вагоны с дизель-генератором - 2

4. Начнём поход с 2-местного класса СВ. Полки по умолчанию утоплены в стену и на другой грани нижней полки - мягкие кресла. Столика нет (стационарного), и это для меня было крайне непривычно. Кроме того, кресла зачем-то сильно отодвинуты от окна - и поэтому с креслица в окошко особо не полюбуешься, неудобно. Видно, что вагон рассчитан больше на европейский менталитет, когда обедать надо в вагоне-ресторане, а не курочкой на газете "Гудок" в своём купе. Есть столик наверху, но о нём позже. За креслом есть ключик - см. на фото, и при его отмыкании можно откинуть полки. Самостоятельно, к счастию - а не с помощью проводника, как на старом вагоне габарита РИЦ.


5. Тогда раскладывается уже заранее застеленная постель. И тогда уже становится можно посидеть прямо у окошка. Есть и минус: рослому человеку сидеть при разложенной верхней полке не особо удобно - башкой в потолок упирается. Если я ещё как-то вмещался в габарит, то коллега russos уже упирался в полку :)


6. Вид от окна в сторону двери и прохода. 1- гардероб для одежды, 2 - багажная полка, на которой сложены 2 раскладных пассажирских столика. Увы, я не сообразил, что это именно столики, и узнал о них только ближе к концу рейса. Дверь довольно узкая, открывается внутрь. Раздвижные двери, как у нас, в странах ЕС запрещены техрегламентами.


7. А это вид в варианте выкупа купе для 1 пассажира (можно и так покупать билет, есть спец. тариф). Слева - постель, справа - умывальник, закрывающийся крышкой. Выше - полочки для мелких вещей и зеркало. Розетка тоже в наличии.


8. Теперь посмотрим то, что размещено со стороны прохода. 1 - замок с карточкой (выдается каждому пассажиру, см. слева внизу), 2 - свет в купе, 3 - место для карточки внутри, 4 - персональный свет, 5 - полка для личных вещей. Дверь захлопывается снаружи, и если забыл карточку внутри - просто так не открыть. Только звать проводника. Так что надо быть внимательным. Из того, что не понравилось: режим общего света только один - или он есть, яркий, или нет. Режима тусклого света - как в новых тверско-сименсовских вагонах РЖД или во всех купейниках обычного формата - тут почему-то нет. Не продумали испанцы этот вопрос.


9. Уже позже, я сообразил, как можно пользоваться лестницей наверх. Оказалось, это неплохой столик для планшета или ультрабука! :)


10. В угловой нише каждого вагона - кулер с кипятком и холодной водой. Поскольку рейс был тестовый, то емкости с водой вставили не везде. Но в штатном режиме везде будет и кипяток и вода. То есть, чай можно и свой заваривать :)


11. В торцах каждого вагона - по 1 туалету с умывальником. Он тоже довольно компактный (вагончики-то маленькие). Но на емкость в 18-20 пассажиров (максимум) больше одного и не надо, тем более в каждом купе есть свой умывальник.


12. VIP-купе (Люкс), о нём я более подробно рассказывал в оборе нижегородского "Стрижа", но всё же снимок приведу. В каждом VIP-купе - свой душ и санузел, а так он похож на СВ. Правда, тут есть угловой столик и сами кресла посолиднее.


13. Проходы у вагонов примерно идентичны по ширине со старыми РИЦ-евскими и немного уже наших. Еврогабарит накладывает ограничения. Отделка везде такая серая. Правда, мне там на месте сказали, что 4 купейника собираются оформить индивидуально, по каждой из столиц (Москва, Варшава, Минск, Берлин). Но пока это только в планах.


14. Широкое инвалидное купе. Внизу справа видны фиксаторы инвалидной коляски. Тут же и огромный по площади санузел, оборудованный тоже всеми устройствами для инвалида (справа, не снимал).


15. Вагон-ресторан. Поскольку габарит мал, вагоны коротенькие, то модуль приготовления пищи вынесен в соседний вагон-буфет, а это пространство полностью отдано под ресторанные столики.


16. Соседний вагон-буфет. Они с рестораном образуют 2-вагонную связку.


17. В составе поезда предусмотрено 2 сидячих вагона 1-го класса. На мой вопрос, "а как же ехать в сидячке 20 часов подряд? не замучаешься ли?", мне сопровождавшие спецы ответили, что вообще сидячка предусматривается преимущественно загрузкой по Европе (перегоны за Тересполем), где это весьма популярно, или по Таможенному союзу (Россия - Беларусь). То есть, преимущественно на более короткие перегоны в 3-8 часов.


18. Но сами кресла, надо сказать, очень комфортны и напоминают бизнес-класс в самолётах. Столики раскладываются с боковой ниши, есть подставки для ног и розетка на каждого пассажира. Я посидел и оценил комфорт как хороший. Знаю, каково в автобусе ехать - так вот тут пространства намного больше и можно разложиться очень полулёжа. Цифра 1 - размещение блока розеток.


19. Наконец, купейные вагоны на 4 места. Как ни странно, но изучив их планировку, я нашёл их даже более продуманными по использованию пространства, чем СВ на снимках 4-9. Почему?


20. Во-первых, есть небольшой столик у окна, конвертируемый в умывальник. Мусорка тоже расположена эргономически заметно удобнее.


21. Во-вторых, сидеть можно комфортнее при откинутой верхней полке - расстояние между полками больше. Сравните это с кадром №5. Да и сидеть можно ближе к окну. Тут не кресла, а единый диван с инд. спинками. Странно, почему в СВ такую планировку не повторили. Она заметно приятнее в пользовании.


22. Наконец, одно 2-местное купе в продажу не поступает. Оно - для пограничников. Ряд операций по контролю будет выполняться в движении, поэтому тут есть весы, принтер-сканер, столики для оформления документов и некоторые другие спец.девайсы.


23. Остаются технические вагоны - хвостовой и головной. После бесед со спецами я понял, почему они образовались в схеме. Потому что по габариту Talgo там практически нет места для подвагонного оборудования и поэтому климатическое, отопительное и прочее оборудование сконцентрировано в этих более коротких техвагонах. Отсюда же ведётся и управление составом, а также видеонаблюдение за порядком.


24. Надо сказать также, что состав "Тальго" более энергонезависим, ему не требуется питание от локомотива. Поэтому, если состав застрянет на перегоне, к примеру, в мороз - то до выработки дизтоплива состав будет запитан и обогрет. Несмотря на состояние электровоза. Как мне сказали, ресурс автономности при форс-мажоре рассчитан до 30 часов летом и до 24 часов зимой.


25. Тут же хранится комплект раций для бригады состава, а также управление электрооборудованием.


26. Концевые купе техвагона - служебные, там сидят электромеханики. Один - для вахтенного механика, а второй - для управления составом в целом. На фото - кнопка включения обдува межвагонных тележек (обязательная процедура для зимы).


27. А это купе управления более обзорно. Монитор справа - сенсорный пульт управления системами поезда.


28. Можно зайти в системы каждого вагона и настроить их (охлаждение, отопление, электричество и проч.). Управление предельно простое, сенсорное. Как на планшете. Скриншот ниже - это геопозиционирование поезда в реальном времени. Тут также предполагается и Wi-Fi на весь состав с точками доступа, но пока, как я понял, это ещё отлаживается.


29. На фото - вид "теплого" межвагонного перехода, а справа russos выпытывает технические особенности оборудования у ж/д спецов.


30. Наш поезд в Смоленске. Тут он стоял час, можно было всё снаружи не спеша рассмотреть. Стрелка - расстояние до платформы.


31. Тоже Смоленск. Отсюда хорошо видно, насколько короче вагончики "Тальго" относительно наших стандартных (состав вдали).


32. До Бреста ведёт состав наш 2-системник ЭП20, затем до Варшавы-Всходни - польский EP9, от Варшавы до Берлина - немецкий Siemens.


33. Наконец, спустя 16 часов мы прибыли в Брест-Центральный, нас подали на пригородную платформу 1520 мм Варшавской стороны. Рейс завершился.


Переобувание "Тальго"

34. На следующее утро мы присутствовали при процедуре переобувания состава - то есть, смены колеи. Обычно на это уходит до полутора часов, но этот поезд проходит смену колеи примерно за 5-6 минут, плюс переприцепка локомотивов. Для этого в Бресте построили новый цех.


35. Входные ворота в цех со стороны Бреста.


36. Технология смены такая. Вагон в момент смены ширины колеи скользит на буксах, как на лыжах - по направляющим по бокам; колёсные блоки разгружаются от тяжести вагона, их замки размыкаются и без нагрузки в этот момент меняют ширину до нужной (за этим следит датчик). Потом замки снова замыкаются, но в новом положении. Видите, где кончаются рельсы 1520? Там вагон скользит уже на буксах - вплоть до постановки на колею 1435.


37. Особенно меня поразило, когда перед проходом поезда по устройству обильно потекла вода - и я даже сперва подумал, грешным делом, что прорвало крышу и течёт сверху. Оказалось, простая обыденная вода применяется для плавного скольжения - там никакой смазки, всё экологически чисто :)


Ролик-мультик, для понимания процесса:



38. Вот тут виден момент "вставания" колеса на рельс 1435. 1 - это начало рельса, 2 - магнито-рельсовый тормоз (применяется только на скоростях более 160 км/ч), 3 - по этим направляющим вагон скользит при смене ширины колеи.


39. А здесь вагон уже встал на колёса. Надо сказать, что осей у Тальго нет - а есть колёсные блоки, самостоятельные. Поэтому ширину меняет не ось, а меняются позиции колёсных блоков.


40. Пульт управления устройством.


Проход состава "Стрижа" через брестский пункт смены ширины колеи:



41. Всё, поезд поменял ширину колеи. На всё про всё потребовалось 5 с половиной минут!


42. Именно поэтому расписание поезда - на 4 часа быстрее поездов с обычной "переобувкой". Полтора часа - это экономия на смене тележек, а ещё 2 с половиной - это уплотнение графика на территории СНГ. Сейчас представители РЖД работают с немецкой и польской сторонами, чтобы и на той половине сократить время следования ещё на 2 часа. Тогда поезд будет идти до Берлина всего 18 часов. Вот смотрите, насколько быстро проходится граница (пограничники будут работать и прямо в поезде в движении):


43. В заключение, цены. В евро они указаны тут.
А в рублях, я не стал ничего придумывать, и просто взял скрин с 4-го рейса по текущему курсу:


Это несколько выше тарифов парижского поезда (купе - 12 тыр против 10,5 за ниж. полку в парижском до Берлина), но и сам поезд быстрее. Расписание составлено таким образом, что он уходит в субботу днём и приходит в немецкую столицу утром в воскресенье, то есть поезд удобен и для бизнеса, позволяя покинуть Берлине удобно, не на самолёте, без досмотроы и с нестандартным багажом и не задействуя рабочие дни.

UPD. Материал Александра russos - там у него более подробно про перевод тележек при смене колеи.

Tags: Брест, Смоленск, анализ, железные дороги, инфраструктура, хай-тек
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 228 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “железные дороги” Tag