Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Политический ядерный реактор СССР

На днях исполнилось 30 лет знаковому событию позднего СССР - I Сьезду Народных депутатов СССР. Сейчас про него практически никто не помнит, разве что ув. m_yu_sokolov упомянул его в эссе, но больше не встретил в ленте упоминаний. А меж тем, в дни его проведения I Сьезд был реальной информационной бомбой, коллективным сумасшествием советских граждан и вообще, полной фантасмагорией.

25.5.1989. Перепалка Сахарова и Горбачёва

Люди слушали прямую трансляцию практически непрерывно, ходили с приёмниками под мышкой и чуть ли не дрались в курилках из-за градуса политизации. Я тогда жил в Петропавловске-Камчатском, разница с Москвой у нас 9 часов. Так вот, представьте себе картину: едет вечером набитый автобус после работы, и у одного мужика на коленках - "Альпинист" с громко шипящим динамиком. Волна настроена на трансляцию сьезда, по Москве как раз день, весь автобус напрягся и слушает. А по ней идёт перепалка Сахарова и Горбачева. И вот, народ отпускает разные реплики: "Дед правду говорит, чего это этот пятнистый его прерывает!", или "Горбатого могила исправит!". Ну и всё в таком духе. (Горбачёв к тому моменту уже накопил изрядную массу народной неприязни).


Я бы назвал это событие политическим ядерным реактором для своего времени. Сперва был классический разогрев: совершенно свободные выборы с абсолютно непредсказуемым исходом. Свободнее я за свою жизнь просто не видел - почти все ограничения были сняты, и старые фильтры лопались и трещали. Люди массово и радостно прокатывали "партократов" (среди которых были и серьёзные инженеры, и крутые руководители заводов, и заслуженные учителя и проч. и проч.) и выбирали самых громких горлопанов и бузотёров - лишь бы он умел складно и зажигательно говорить на митинге или встрече. Это была занимательная и непривычная для советских граждан игра. "Офигеть, ЭТО можно делать!". Большинство обычных людей были ещё по ментальности "оранжерейными" - т.е. выросшими в системе идеократических ограничений, и к тому же очень избалованными в смысле стабильной и развитой социалки. Никто ещё толком не понимал, что может быть и иначе - те, кто застал реальный капитализм, давно померли. Кроме, разве что, стариков за 70 ("военное поколение"): те чувствовали серьёзный подвох в событиях и тщетно взывали к разуму - как маршал авиации Кожедуб; но они уже особой роли в раскладе советского социума не играли. Того же Кожедуба люди слушали с недоумением - как выжившего из ума ретрограда или удивительное ископаемое из далёкого прошлого.

* * *
Затем началась настоящая цепная реакция - когда атомный реактор в виде Сьезда запустили. Причём началась она уже в конце первого дня 25 мая и дальше только разогревалась в своей интенсивности. Первый коллективный разрыв шаблона случился в виде публичной перепалки генсека Горбачёва и академика Сахарова. Это была совершенная фантастика: как вообще можно спорить с Генеральным Секретарём всея ЦК КПСС в прямой трансляции, вживую! Однако это случилось, и симпатии публики были, конечно же, на стороне гонимого старикана. Причём многие даже не подозревали, что у старого спорщика была академическая карьера, диссидентство, водородная бомба и три звезды Героя Соцтруда. Думаю, это был абсолютный пик популярности А.Д. Сахарова - так как уже в конце I Cьезда, а особенно сразу после него, наивные советские люди начали всё же смутно подозревать, что что-то с академиком не совсем так и он больше смахивает в манерах и заявлениях на городского сумасшедшего или блаженного юродивого. Но это было уже позже.


А.Д. Сахаров выступает с трибуны I Сьезда

Второй разрыв шаблона случился с уходом литовской делегации и демаршем Ландсбергиса: тщательно выстроенная национальная модель "единого" Союза стала трещать на глазах. Третий момент - сенсационное выступление "прораба Перестройки" Ю. Афанасьева с эпическими ярлыками в адрес замшелых совков, тормозящих демократический прогресс (сейчас бы мы сказали - рождение мемов). Там же родилось и понятие "агрессивно-послушное большинство", а затем и "красно-коричневые". На сьезде продолжила всходить звезда популярности Собчака-мужчины (старшего), кроме этого, была модной тема "азиатской коррупции" от следователей Гдляна - Иванова. Собственно, Гдлян со своими разоблачениями сопровождал фоном все течение I Сьезда.


Уход литовской делегации во главе с Ландсбергисом (он впереди)

А вот звезда Бориса Ельцина имела шанс и закатиться - его не выбрали в следующий этап дерби на выбывание, т.е. в состав более узкого Верховного Совета СССР (750 человек). И только когда омский депутат Казанник (так его, кажется, звали) уступил ему своё место по квоте, тогда Ельцин смог пройти выше по отбору, и остаться в "постоянном" депутатском корпусе. Для него это была важнейшая и принципиальная политическая развилка. Там же оформилась и группа "демократов" (будущая МДГ) - тогда слово "демократы" ещё не приобрело уничижительного смысла; всеобщее воровство Девяностых было впереди. Да и термин "демшиза" ещё не родился. Хотя сама демшиза - как узкая, но влиятельная социальная группа, получила в те дни уникальный шанс. Правда, позже она его с треском просрала - но потом. Сейчас же у неё случился настоящий бенефис, на фоне растерявшейся партократии.

Короче, люди слушали всю эту лавину слов и речей, практически не отрываясь от телевизора или приемника с ДВ/СВ. И буквально за какие-то полмесяца политическая картина СССР изменилась почти до неузнаваемости. Одни деятели упали в небытиё, вторые мгновенно вознеслись до вершин популярности. Старая политическая система с её сдержками и противовесами была командой Горбачёва сознательно сломана, а новая оказалась непредсказуемой и опасной для её создателей. Говорю же - "политический ядерный реактор", совершенно неиллюзорный.


Гладенький официоз давал разительное отличие благостной картинки с реальной трансляцией


Центральная печать ещё не перестроилась на "чернуху" и гнала репортажи в старо-советском стиле

До такой тотальной степени всеобщей политизации всей страны, как во время I Сьезда, советские люди добрались потом только ещё раз (в 20-х числах августа 1991 года), и всё. Потом уже такого накала в смысле его всеобщности не было. Было большее ожесточение, да, были и вооружённые конфликты, и разгоны демонстраций, как в 1993-м - но люди уже не были столь политизированы. Шёл I Сьезд в целом около 10 или 12 дней - довольно долго, точно я уже запамятовал. Причём с одним перерывом на сутки - в конце его проведения случилась грандиозная ж/д катастрофа со взрывом газопровода под Уфой, где сгорело в огне больше 600 человек и два пассажирских поезда. Кроме того, на эти же заключительные дни пришлись и главные события на площади Тяньанмэнь в Пекине - так что оба великих социалистических государства планеты прошли решающую развилку своей истории в начале июня 1989-го. Правда, вышли они из своих испытаний с разным итогом. Сейчас-то мы в курсе, с каким именно. Но тогда послезнания у людей не было.
(Да, ещё и аятолла Хомейни умер 3 июня - так что и в Иране режим вошёл в новую стадию).

В общем, с юбилеем вас - всех тех, кто помнит это коллективное сумасшествие, товарищи олдфаги :)
Tags: Советский Союз, Третья Смута, архив, исторические газеты, размышлизмы, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “Третья Смута” Tag

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 295 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Третья Смута” Tag