Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Мифология Транссиба и БАМа

В связи с проходящим 45-летием БАМа опять всплыла куча всякой мифологии крайней степени примитивности. Вот, например, полюбуйтесь - один из примеров исторического маразма.


Тут все либо неверно, либо демагогия. Если говорить строго формально - БАМ строили не с 1938, а с 1933-го. И не БАМ, а соединительную ветку от Транссиба до Тынды. В 1942 году рельсы с той ветки были сняты и пошли на срочное строительство Волжской рокады в дни боёв за Сталинград. А вот Комсомольская ветка от Волочаевки была успешно достроена и введена в строй. Далее построили стратегический ход на Ванино - Совгавань, тоже в годы войны. Затем БАМ начинали строить уже всерьёз (1948-1953), причём с обеих сторон - однако в апреле-мае 1953-го при "оптимизации" сталинских строек работы остановили и заморозили, вместе с Трансполярной магистралью. И реально БАМ стали строить только в 1974-м - как цельный крупномасштабный проект. Пуск сквозного движения состоялся в 1989-м. Оно было вполне полноценным, с пассажирскими поездами, вот только Северомуйский обход до ввода в строй тоннеля (2003) использовался с электровозами-толкачами. Я застал это время и в блоге есть пост про него. Ну а про "невыгодность" упомянул автор поста - так что тиражировать демагогию Е.Т. Гайдара образца начала "нулевых" про БАМ на серьёзных щщах совсем уж глупо.



БАМовский рельеф на Северомуйском обходе

По Транссибу все ещё хуже, с мифами.
Во-первых, не только "с киркой и лопатой", тут надо защитить Империю от уклона в другую крайность. Уже к 1905 на реконструкции Средне-Сибирского участка использовались первые паровые экскаваторы Путиловского завода. А в 1910-е на постройке Амурской ж.д. применяли и американские экскаваторы.

Во-вторых, каторжники и ссыльно-поселенцы вполне себе принудительно работали и на царском Транссибе. Партиями по 2-3-5 тысяч они использовались на Уссурийской ж.д., Кругобайкальской, Средне-Сибирской, Забайкальской и особенно Амурской линии (там вообще есть целые "каторжные" участки - например, Магдагачи - Ушумун - Алексеевск). В целом, если все эти работы суммировать за все годы - получится привлечение от 30 до 40 тыс. каторжан. Так было, и это даже не скрывали в тогдашних журналах - у меня есть целые сканы с разворотами про такие работы.

Публикация 1912 года про каторжан в "Ниве":


Ещё страница, оттуда же. Сам репортаж ещё больше, на 3 разворота.


В-третьих, нужно всегда помнить, что первичный Транссиб (Великий Сибирский путь) - это маломощная однопутка с большими уклонами на легкой песчаной основе и предназначенная для пропуска 3-6 поездов в сутки на восточных участках. Потом Транссиб пережил 4 (ЧЕТЫРЕ) генеральных реконструкции, в результате которых он и стал нынешней грузовой сверхмагистралью с наивысшими показателями грузонапряженности на планете (1985-88 гг., Западно-Сибирский участок). Одна из них частично была проведена при царе Николае II в 1910-1914 гг. - когда переделывали трассу почти целиком на многих участках. Вторая - сталинская реконструкция, с полным одвухпучиванием, третья - хрущевско-электровозная, четвертая - брежневская с переустройством под БЖРК. И каждая из реконструкций - это по факту ещё один Транссиб, по вложенным капитальным затратам.

Вот так выглядел Транссиб в начальном варианте - легкие шпалы из подручного материала, тонкие легкие рельсы, земляное основание. Изначально такой путь годился для пропуска поездов массой до 300 тонн с легкими паровозами типа Од, Ов. Пропускная способность - три пары в сутки, по техусловиям. Да, я не ошибся - первоначальные ТУ предусматривали именно такой ничтожный трафик восточнее Оби (потом его пришлось многократно пересматривать).


В-четвертых, говоря о длине Транссиба, надо учитывать, что его построили более 11 тысяч верст (если считать от начальной точки - Миасса), а не 9288 км, но 2,5 тыс. его путей с полным обустройством пришлось отдать врагам - сперва по итогам Русско-Японской подарили 800 км прекрасной дороги до Порт-Артура желтолицым, а затем и продали КВЖД - им же, уже при Сталине. Ну, хотя бы продали, а не отдали. В этом случае сталинскому СССР пришлось дорогой ценой исправлять ошибки царской эпохи, полностью переделывая Амурскую линию после продажи КВЖД. Нельзя строить стратегические линии на чужой территории и развивать чужие города в ущерб своим, это дорого обошлось Империи!

В-пятых, БАМ действительно гораздо сложнее и дороже Транссиба в расчете на 1 км пути. Это просто факт, тут нет никакой идеологии. Он сопоставим по сложности с Цинхай-Тибетской магистралью в Китае.

В-шестых, вообще в принципе - противопоставление БАМа и Транссиба это есть демагогия. Равно как и противопоставление политики РИ и СССР в области путей сообщения. Обе магистрали сугубо стратегические на начальном этапе, обе они строились не по рыночным канонам, а с максимальной концентрацией ресурсов государства. В частности, на Транссиб на пике его сооружения (середина 1890-х) империя тратила до 5% своего суммарного бюджета. Это колоссальная сумма, которую Витте под благоволением императора Александра III выделял совершенно нерыночными способами, не заморачиваясь на текущей окупаемости. Причём дорога в Сибирь строилась казенной и из отечественных материалов. Тогдашние "гайдары" тоже вопили как резаные - за "ненужный" расход денег и ресурсов (воровали, да, подрядчики немало - но и результат в итоге был получен!). А ещё за то, что "ведь можно было бы закупать у Джона и Фрица, у них лучше техника". Вопили разнообразные гайдары (уже современные) и про БАМ - и это уже застали мы, современники.

Короче, граждане - будьте бдительны. Не покупайтесь на подобные разводки.
Tags: БАМ, Российская Империя, Советский Союз, Транссиб, железные дороги, напёрсток, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “Транссиб” Tag

promo periskop.su апрель 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Начали вы про БАМ и вспомнились мои старые посты с документальными фото строительства линии Хребтовая - Усть-Илимская . Не знаю, видели или нет.

https://berdasov.online/83111.html
https://berdasov.online/83316.html
Обзательно посмотрю, спасибо!

aleonkin

3 months ago

irbis_s

3 months ago

Либералам всё не так.
Это не либералы, а русофобы

dennism

3 months ago

nkps

3 months ago

atomic_alert

3 months ago

maxtravel1987

3 months ago

soullaway

3 months ago

dennism

3 months ago

atomic_alert

3 months ago

atomic_alert

3 months ago

dennism

3 months ago

soullaway

3 months ago

dennism

3 months ago

soullaway

3 months ago

- А ещё за то, что "ведь можно было бы закупать у Джона и Фрица, у них лучше техника". Вопили разнообразные гайдары (уже современные) и про БАМ - и это уже застали мы, современники.

Я даже боюсь назвать имя вопившего такое.
Зачем из родного говна было делать?

dadrov

3 months ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Очень ценный комментарий.
как и противопоставление политики РИ и СССР в области путей сообщения
Как наживались ВК и прочие приближенные на строительстве - тут я даже и не знаю, с чем можно вообще сравнивать :)

Супер пост, добавил в закладки!
Можно сравнить

Мурманская ЖД 1914-1916, за 2 года, Петрозаводск-Мурманск 1059, 600 км в год , среднее 70000 человек
Печорская ЖД 1937-1941 за 4 года Котлас-Воркута 1187, 300 км в год, среднее 120 тыс. заключенных.

В царской России Мурманскую железную дорогу построили в 2 раза быстрей, практически без жертв, за меньшие деньги и меньшим числом рабочих.
Коммунисты через 40 лет, рабским трудом заключенных строили такой же длины дорогу, потеряли от смертей примерно 50000 человек а потом еще 2 года исправляли свою халтурную работу, поскольку после пуска число аварий зашкаливало.

kuzh

July 8 2019, 17:53:45 UTC 3 months ago Edited:  July 8 2019, 18:03:16 UTC

И каков вывод? Что СталинГулаг не очень эффективен? Спасибо, кэп.
Петрозаводск-Мурманск можно было строить одновременно из нескольких точек, они доступны по морю.
И сравните зиму в Мурманске с зимой в Воркуте.

genby

3 months ago

kuzh

3 months ago

midnike

3 months ago

Пусть изобретает машину времени и улетает грызть хранцузскую булку. Идиотов всегда хватало, увы. Кто себя тру-украйинским кизяком мнит, кто рыбалюцианэрам.
Если не путаю, экскаваторы еще на строительстве Николаевской использовались. Правда, импортные.
это маломощная однопутка с большими уклонами на легкой песчаной основе и предназначенная для пропуска 3-6 поездов в сутки на восточных участках

Продолжая разговор в другой теме, и ведь никакого частника.
Да, но... Зато это не узкоколейка, а единая линия, строившаяся по единому плану, с капитальными мостами и сразу же включаемая в единое движение без перегруза.

nkps

3 months ago

periskop.su

3 months ago

nkps

3 months ago

periskop.su

3 months ago

seadevil001

3 months ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Переустройство под БЖРК - это практически новый путь. Вообще, эти поезда были хорошим стимулом для содержания путей в надлежащем качестве. Сохранись они - может и не было бы буйной оптимизации в РЖД хотя бы у путейцев.
Переустройство под БЖРК - это практически новый путь.
Так об этом и речь.

admiral_scheer

3 months ago

vredtech

3 months ago

хорошо что есть грамотные люди и просвещаете нас, спасибо)
Перечисляя даты, Вы упустили "Золотой костыль" Бондаря и Варшавского.
Он не был определяющим в реальном пуске дороги, это было представительское, медийное мероприятие. Я не так уж плохо знаю историю БАМа.

sedov_05

3 months ago

periskop.su

3 months ago

sedov_05

3 months ago

Расписание выступлений на БАМе в 1985 г. БАМовская тетрадь https://alikhanov.livejournal.com/1512996.html
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →