Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Советские паровозы в войну. Краткий катехизис

Краткого катехизис по сюжету "паровозы в СССР во время войны" по схеме "вопрос-ответ".
Возник в ходе фб-дискуссии, но я подумал, что и тут будет полезен, для просвещения в этом вопросе.

Советская трофейная команда осматривает захваченный немецкий паровоз BR56. Шклов, июль 1944 г.
Виден результат работы Ил-2 - пробитый РС-ом котел внизу и поврежденный от скачка давления сухопарник


* * *
- Собирали ли паровозы в СССР во время войны?

- Да, хотя и немного. Если смотреть по годам, то вот так: 1941 - 200-210, 1942 - 9, 1943 - 43, 1944 - 32, 1945 - 8. Всего за время войны получается в диапазоне 292-302. [есть ещё немного отличающиеся цифры у Ракова, но в сумме выходит всё то же]

- А почему так неточно? Почему цифра "плавает"?

- Потому что в 1941 году суммарное производство было 708 локомотивов, но к 22 июня успели сделать около 500, а оставшееся число собиралось в первые 3 месяца войны, сколько успели до эвакуации. Первым эвакуировались Брянский и Харьковский заводы, прекратив сборку, позже них - Ворошиловградский и Коломенский. Там есть разброс по цифрам.


- В каких городах Союза в войну выпускали таки паровозы?

- Больше всего в Коломне: этот завод сперва эвакуировался, потом по удачным итогам Московской битвы вернулся на место и продолжил сборку. Хотя в основном он был загружен ремонтом и возвращением поврежденных машин в строй, а также переделкой трофейных. Кое-что успели собрать и в Ворошиловграде, в начале войны. Затем производство паровозов было в тылу - в Красноярске и в Улан-Удэ, они собирали машины СО частично из вывезенных машино-комплектов, частично своими ресурсами.

- Тогда получается 4 города: Коломна, Красноярск, Улан-Удэ, Ворошиловград?

- Да, по степени убывания произведенных машин.

- Почему СССР производил в войну мизерное количество паровозов, разве они не нужны на войне для перевозок?

- Как ни странно, новые в ситуации большого отступления не были особо нужны. Дело в том, что к лету 1942 полигон движения сократился на 40% - с 106 тыс. км до 62 тыс. Остальное было захвачено немцами. И сильно сокращенную сеть можно было полноценно обслуживать гораздо меньшим парком локомотивов. Более того, около 6000 магистральных локомотивов в 1941 г. было выведено из угрожаемой зоны и некоторое время они стояли в запасе, откуда постепенно изымались для движения.

- А как обстояло дело у немцев? Они делали паровозы в войну?

- Да. У них сеть, напротив, сильно увеличилась - почти в полтора раза относительно центрально-европейского полигона движения. И им сильно не хватало паровозов. СССР почти не оставил им нормальных локомотивов среднего и тяжелого класса, успев вывести, поэтому выбора у них не было. Они развернули крупномасштабное производство "военных паровозов" тип 50 и 52, и наклепали их порядка 6000. Также им пришлось перешивать почти все линии СССР на колею 1435, чтобы использовать свои локомотивы и свой вагонный парк. Это было для экономики Германии очень невыгодно, так как рабочая сила и металлы в немалом количестве отвлекались от производства вооружений.

- И что делал СССР, когда начал освобождать территории? Откуда он брал паровозы на расширившийся полигон движения?

- Сперва ему помогали трофейные паровозы. В серии больших окружений конца 1942 - начала 1943 РККА захватила около тысячи паровозов на Юге России, на Кавказе, на Кубани и Восточной Украине, а затем до конца 1943 года - ещё примерно столько же. Это было очень кстати - 2000 трофейных паровозов "заткнули" первоначальную брешь в движении после перешивки на 1524 мм. Как говорится, спасибо немецким паровозостроителям за помощь.

- А дальше? Ведь сеть железных дорог быстро прирастала?

- В 1944 году постепенно начал вступать в игру американский ленд-лиз. Первая партия в 190 паровозов Ша пришла в северные порты в начале 1944 года. Да, немного - но уже кое-что. А начиная с середины 1944 года из САСШ пошли челноками специальные корабли (их было 4), адаптированные к перевозке паровозов.

- И сколько их успели привезти до конца Второй мировой войны?

- Если считать вместе с Ша, то порядка 1900 штук. Но в 1944-м их поступило менее 500, и они начали оказывать некоторое влияние на перевозки только поздней осенью 1944 года - когда Красная Армия освобождала Польшу, Словакию, Югославию и вступила в пределы Венгрии и Восточной Пруссии.

- А потом?

- Потом американские паровозы Еа везли потоком во Владивосток, и к середине 1945 года они взяли на себя примерно 1/2 перевозок по переброске войск из Европы в Маньчжурию. Получилось, что перевозки на войну с Японией были сделаны наполовину американскими паровозами, что вполне логично - ибо обязательство вступить в войну с Японией было дано на Тегеранской конференции "большой тройки" по просьбе Соединённых Штатов.

PS. Сама идея родилась вот из этого бредового треда в украинской группе "Зализничний музей". Люди перебрасываются умными словечками, постят там даже схемы паровозов, но при этом не в состоянии сделать 2 клика мышкой и просто узнать число паровозов, собранных в СССР в войну или заводы, на которых их собирали. Кстати, главный герой - пан Тютюнник оказался не из Львова или Тернополя - а из Москвы :)


Спасибо за внимание!
Tags: Советский Союз, военная история, железные дороги, паровозы
Subscribe

Posts from This Journal “паровозы” Tag

promo periskop.su апрель 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments