Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Крымский маршрут. Ч.7 - Обзор Севастопольской бухты

Севастопольская бухта – глубокая, защищённая и обширная, с множеством более мелких бухточек – является основной акваторией города-крепости Севастополь. В принципе, город и развивался всегда вокруг неё, чтобы задействовать полезные качества уникальной бухты, и исторически приобрёл военно-морскую специализацию. Главные районы Севастополя и его центр расположены в серединной и западной части южного берега этой бухты, но частично город расположился и на северном берегу. Тот изолированный район называется Северная сторона. По мере углубления в сушу бухта сужается и заканчивается в Инкермане, статус которого я так и не понял – то ли это пригородный посёлок, то ли примыкающий город (как был при СССР), то ли вообще район города.

В общем, обозреть главную бухту со стороны воды - не только интересно, но и важно для понимания устройства Севастополя. Как посмотреть её получше? Конечно же, на катерной прогулке! И когда вы появляетесь в центре у Графской пристани, вас (в сезон) начинают ожесточённо атаковать люди-зазывалы морских прогулок. Обещают всякие там эксклюзивные виды и прочие кисельные берега. Да, так-то можно и с ними поехать, но это не наш путь – если мы хотим посмотреть всю бухту до самого основания, а не её серединку. Отбиться от крымских зазывал сложно - они начинают злиться, видя добычу явно пришлого вида, с зеркалками и рюкзаками, но которая не даётся в руки. Но надо хранить стойкость и отшивать эту публику. Вознаграждение в виде всей бухты непременно последует! Как же его получить? Сейчас я вам расскажу, как.



2. Для начала спускаемся на уже знакомую нам Графскую пристань, к местным котам и рыбакам. Надо будет пройти вниз и вправо, к расписанию местного пассажирского катера.


3. Вот, смотрите – есть такой городской катер, который ходит причудливым маршрутом аж с тремя остановками на пути, причём на разных берегах бухты. Ходит он до самого конца - то есть до Инкермана. Это означает, что мы сможем посмотреть практически всю Севастопольскую бухту. При этом катер стоит 28 рублей, а экскурсионный катер, куда вас яростно и зло зазывают – от 250 до 400 рублей, как сторгуетесь. Так что для нас никакого выбора нет – только городской катер, только хардкор.


4. Мы подстроимся под третий рейс на 16.30. Солнце будет уже не такое плоское и яркое, как в полдень, да и тени к вечеру лучше проявляются. А вот и наш катер - подваливает к причалу.


5. На катере действительна и единая городская карта, т. е. это полноправный вид городского транспорта Севастополя.


6. Народу зашло относительно немного, человек двадцать, и практически все местные, судя по виду. Только мы трое резко выделяемся из общего строя. Оно и хорошо – снимать будет комфортнее. Можно, конечно, идти во внутренний салон с жёсткими сидушками, но погода отличная, и мы пойдём наружу.


7. Вот сюда. Можно стоять с обеих сторон и быстро перебегать с борта на борт – смотря где интереснее. Да, конечно, стоя, а не сидя, как на прогулочном катерке – но искусство требует жертв.


8. Катерок довольно возрастной, 1980-го года. Построен в Ильичёвске, ныне Черноморске.


9. Ну всё, мы на борту. Высадив предыдущих пассажиров, катер резво отваливает от Графской пристани. На фото в центре – катер на Северную сторону, который курсирует очень часто, примерно раз в 20 минут. А мы для начала сейчас должны выйти из створа Южной бухты в акваторию большой Севастопольской бухты, и только потом пойдём на восток.


10. По правому борту – вид на Минную стенку. Так называется этот участок Южной бухты. На переднем плане – парусник «Херсонес». Это учебный трёхмачтовый фрегат севастопольских курсантов, польской постройки (1989). Затем стоит БДК «Саратов» пр.1171.


11. Ещё дальше стоит госпитальное судно «Енисей» типового советского проекта. Кто был во Владивостоке – помнит, что там по прибытии поезда к вокзалу виден точно такой же корабль Тихоокеанского флота – «Иртыш», ну а Черноморскому флоту разверстали «Енисей».


12. Противоположный берег Южной бухты мы уже рассматривали сверху. Здесь мы видим причалы Морзавода.


13. Выходим из Южной бухты. Справа по борту – Павловский мыс, на котором стоит здание Терапевтического корпуса госпиталя ЧФ.


14. Глянем, что там по левому борту – мы как раз поворачиваем вправо. А вдали видна приметная Михайловская батарея на Северной стороне и небольшой авто-паром. От вида этого парома я чуть было не прослезился: проект точь-в-точь такой же, каким я ездил в конце 1970-х на Камчатке через Авачинскую бухту в Рыбачий! Только там был «Капитан Несытов», а тут «Адмирал Истомин». Прямо ностальгия! :)


15. Вместе с катером разворачиваемся и смотрим на виды правее: теперь напротив нас мыс Кордон с памятником 2-й гвардейской армии, которая освободила 9 мая 1944 г. Северную сторону.


16. Ещё правее на сопке показывается конус храма Братского кладбища и место базирования кораблей береговой охраны. В акватории тусуются рыбаки на лодках. Что они уж там ловят – не знаю.


17. В конце 2018 г. корабли Береговой охраны катера отметились в операции задержания группы украинских ракетных катеров перед Керченским проливом. То самое знаменитое «Дави его, блять!», помните? Навал на украинский буксир "Яны Капу" осуществлял ПСКР "Дон" пр.745П - он слева; а "Изумруд", который справа, не давал уйти нарушителю в сторону.


18. Дальше по северному берегу расположены причалы, куда выставили украинские трофейные корабли 2014 года, которые пока не переданы обратно заказчику. Один – БДК «Константин Ольшанский» пр. 775, а другой – корабль управления «Славутич».


19. Наш катер огибает лодочную стоянку и разворачивается к остановке "Аполлонова". Это будет первая остановка на нашем пути. Вдали виден выход из бухты в открытое море, а с правой стороны за молом возвышается Константиновская батарея.


20. Вот и пристань «Аполлонова». Здесь вышло человек пять и трое зашло.


21. Идём дальше. Теперь наша задача – пересечь бухту, так как следующая остановка на северном берегу. Снова вид на выход в Чёрное море и на Константиновскую батарею. В кадр попал и плавкран, который буксируют на Северную сторону.


22. По другому борту – вид на Угольную стенку, где стоят вспомогательные суда ЧФ. Хорошо видна плавмастерская пр.304. Она тоже польской постройки (1969).


23. А вот теперь берём курс на самое живописное место во всей нашей прогулке. У северного берега расположены причалы 12, 13 и 14 основных кораблей Черноморского флота. Их красивые силуэты уже вырисовываются впереди по левому борту. К слову: прогулочные катера со столичным прайсом как раз и заканчивают свой маршрут примерно тут, описывая круг у военных кораблей, и возвращаются обратно. Ну а мы пойдём намного дальше – в Голландию и дальше на Инкерман. Вот поэтому не стоит поддаваться на развод зазывал, поняли?


24. Проходим мимо флагмана ЧФ – ракетного крейсера «Москва» пр.1164 «Атлант». Выглядит он неплохо, но вообще-то он уже довольно возрастной, введён в строй ещё в 1982 г. Сейчас он ушёл в док на ремонт, но в марте ещё стоял на месте.


25. Дальше стоят корабли меньшего размера: сторожевой корабль «Пытливый» пр.1135М (1981), новейший калиброносец «Орехово-Зуево» пр.21631 Буян-М (2014).


26. Смотрим дальше: сторожевой корабль «Сметливый» пр.01090, который сейчас выведен из состава ВМФ и планируется к переоборудованию в корабль-музей. Был на службе в Черноморском флоте аж 50 лет (1969-2019). В этом году его должны поставить в док на музеефикацию. Правее стоит, пожалуй, самый красивый корабль ЧФ – БПК «Керчь» пр.1134Б. Увы, «Керчи» к моменту, когда вы читаете эти строки, уже нет, так как буквально через неделю после нашего визита её отвели в Инкерман на утилизацию и порезку. Очень жалко, конечно, что она не стала музеем, но что поделать… «Керчь» служила на ЧФ с 1974 по 2014, но в ноябре 2014 г. на ней произошёл большой пожар в кормовых отсеках, что сделало её небоеспособным. Правее стоят ещё несколько более мелких кораблей.


27. Снова смотрим на РКР «Москва», теперь уже назад. На заднем плане – зерновой терминал олигарха Ахметова, построенный в годы украинской незалежности.


28. Ещё вид на стоянку кораблей ЧФ, в центре – «Керчь».


29. Правее на плацу стоит разнообразная техника – самолёт, вертолёты, «Град», БМП, пушки и что-то ещё. То ли там какой-то музей, то ли это экспонаты для выставок военной техники на празднике. Даже не знаю.


30. Прощальное фото «Керчи». Теперь уже такой кадр снять невозможно, корабля больше нет.


31. А мы входим в бухту Голландия, где когда-то при СССР было расположено большое и славное училище СВВМИУ.


32. Там учились офицеры для советского атомного подводного флота. При Украине комплекс СВВМИУ был раздербанен на куски и частично заброшен. Правда, главное здание училища наверху нам видно не было, мы видели только береговые постройки советского времени – казармы факультетов и некоторые учебные корпуса.


33. Забрав в Голландии ещё семь человек, идём дальше вглубь бухты, проходя мимо утёсов северного побережья.


34. А вот тут находится начальная точка т. н. «Сирийского экспресса» – то есть маршрута, из которого снабжается группировка российских войск в Сирии. А в этих сопках, кроме всего прочего, находится ещё и 17-й арсенал ЧФ. На кадре также виден БДК «Орск». Он тоже старенький, 1968 г., но до сих пор работает на снабжении группировки, перевозя технику в Сирию.


35. Теперь вид по правому борту, на юг. Там стоят какие-то гражданские суда.


36. Слева виден какой-то мудрёный аппарат для подводных работ. Желающие могут опознать его точно.
UPD2. Исследовательский аппарат "Бентос-300". Первый, из двух построенных.


37. Дошли до стоянки рыболовецких судов возле Троицкой балки. Здесь же рядом, кстати, проходит Троицкий тоннель, в котором был в июне 1942 г. погребён легендарный бронепоезд "Железняков".
UPD1. На фото - кабелеукладчик "Академик Андреев" (1968)


38. Виден ещё один плавдок – ПД-30, и ПД-88, маленький, в тени – см. слева. В большом доке стояла подлодка.


39. Дальше за доком опять стоянка рыболовов. Скорей всего, средние рыболовецкие сейнера.


40. Чуть дальше по южному Инкерманскому берегу видно приметное здание Севастопольской ГРЭС. Её ввели в строй в январе 1937 г. В годы войны, понятно, она была разрушена, оборудование вывезли в рейх. После войны ввели в строй заново, и пленные немцы снова восстанавливали её из руин. Работает ли она сейчас или заброшена – я не знаю. Выглядит нерабочей.


41. Теперь наш катер устремляется в узкий судоходный канал реки Чёрной. А пока – вид назад, на основную акваторию бухты. На заднем плане – северный берег с арсеналом ЧФ и причалами "Сирийского экспресса".


42. Вид на Маячную гору (северный берег бухты) и причалы. Наверху – Инкерманский передний створный маяк. Маяк здесь стоит с 1821 г. В 1942 г. был полностью разрушен, а затем в 1946 г. восстановлен как точная копия оригинала. У подножия горы – нефтехранилище. Причалы предназначены для заправки нефтепродуктами.


43. Здесь фарватер драматически сужается до 140 м, и мы проходим совсем близко от причалов двух берегов. Вот это - северная сторона (вдали чуть видна Маячная гора).


44. …а вот это южный берег. Идём вдоль плавучей судоремонтной мастерской.


45. Впереди по курсу – сооружения судоразделочного завода «Чермет». Здесь-то корабли и суда заканчивают свой земной путь. А на заднем плане можно видеть Инкерманский пещерный монастырь и храм у подножия горы.


46. Это - уже практически конец судоходной части Севастопольской бухты. В низинной части сюда впадает речка Чёрная, которую мы переезжали на поезде – я её показывал в части 4. Справа виднеются опоры станции Инкерман-1, которую тоже не миновать поездом на пути в Севастополь.


47. И вот мы уже аккуратно причаливаем к самой дальней остановке Инкерман, близко-близко проходя мимо каких-то судоремонтных помещений. UPD3. Оказалось - "школа олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ" (!)


48. После того, как мы подошли к Инкерману, я уже устал снимать и практически весь обратный путь просто смотрел по сторонам, любуясь видами. Путь от Инкермана до Графской пристани на таком катере занимает 45 минут. Единственно, только когда мы приблизились к стоянке больших судов ЧФ, я ещё немного пощёлкал, а потом поймал по пути буксировку плавмастерской ПМ-56 куда-то вглубь акватории.


Так что товарищи - все, кто хочет увидеть всю Севастопольскую бухту – ориентируйтесь на этот городской катер. Комфорта здесь поменьше, зато увидите намного больше. Мне эта катерная поездка очень понравилась и заодно помогла понять общую топологию Севастополя и его ближних пригородов.


Tags: Крым, Крымский маршрут-20, Севастополь, море, флот
Subscribe

Posts from This Journal “Крымский маршрут-20” Tag

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Крымский маршрут-20” Tag