Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

XVI. Линия ВолК (Волочаевка - Комсомольск) и чудо-вокзал Литовко

Осмотрев станционный Хабаровск, далее мы отправляемся на Комсомольск по линии "ВолК", или проще - Волочаевка - Комсомольск. Изначально это была автомобильная дорога, которая была сооружена в 1933-36 гг. силами Дальлага, но затем её полотно и насыпь были использованы для строительства капитальной железной дороги по нормальным техническим условиям. Линия была построена в 1936-1940 гг. и пущена в строй летом предвоенного 1940-го, стройку производило ГУ ЖДС по Дальнему Востоку, руководимое небезызвестным Н.А. Френкелем (то же ведомство строило в те годы и вторые пути Транссиба).

Линия ВолК отклоняется от Транссиба по ст. Дежневка (следуя на запад) или Волочаевка-1 (на восток), затем проходит по сильно заболоченной местности левобережья Амура, пересекает полноводную Тунгуску и проходит в целом вдоль Амура, держась от него на расстоянии 20-50 км. По пути линия пересекает множество марей, болот и немного, в середине пути, проходит по холмистой местности. Своеобразным центром её является станция Литовко с огромным для этих мест сталинским ампирным вокзалом. Там в паровозные времена находилось и основное депо. Общая длина линии - 353 км. В конце пути от этой ж/д ответвляется магистраль на Совгавань, затем восточный участок БАМа, потом сам Комсомольск. А заканчивается линия на ст. Дземги, упираясь в самом финале в Амур несколькими подходами на самом севере Комсомольска.

Ампирный вокзал на ст. Литовко


2. Нас перецепили от нерюнгринского на совгаванский поезд в хвост, так что в 8-09 утра стартуем обратно через Амур и проедем всю эту линию днём.


3. Идём по Транссибу, а вправо от него отходит ветка на Амурский подводный тоннель длиной 7 км, я про него отдельно писал в 2016-м. Вот сейчас грузовой состав следует параллельно нам на тоннель.


4. С Амурского моста я не снимал, но снимок моста с полной водой сделал, от музея моста. В Амуре в эти две недели было наводнение с 6-метровой отметкой.


5. На левом берегу, после пересечения громадного Амура, тоже много затопленных мест. По факту, и автодорога "Амур", и Транссиб некоторое время следуют на возвышении, по обе стороны от которого простирается вода и подтопленные деревья.


6. Всё, отклоняемся от Транссиба вправо. Наша цель - Волочаевка Вторая и начало ветки ВолК.


7. Проходим Волочаевку-2 с аутентичным деревянным вокзалом 1940 года. Редчайший образец той эпохи ещё пока сохранился.


8. За Второй Волочаевкой линия изгибается и принимает общее направление на север. Электрификация сразу за северной горловиной станции заканчивается.


9. Там начинаются протоки и старицы Тунгуски, притока Амура. Тоже все полузатоплено, пик наводнения.


10. Вдалеке показывается неожиданно большой мост через саму Тунгуску в 9 пролетов. Удивительно, но он оказался сопоставим с Бурейским или Иртышским мостами, длина его более 600 м, а с подходами - около 1100 м. Причём первоначально на линии ВолК он строился деревянным с металлическим каркасом (!!!) и только в ходе войны заменён на стальной.


11. Необъятно разбухшая от наводнения Тунгуска.


12. Затопленная низменная пойма всё тянется вдоль линии.


13. Вот же сколько затопило тут! В обычной жизни тут просто болота.


14. Наконец, выходим на более сухой участок. Станция Джелюмкен с ностальгическими советскими ограждениями.


15. Станция Форель. Успели затянуть в сайдинг.


16. Навстречу попался состав под новейшим брянским тепловозом-тройником 3ТЭ25К2М, которые недавно поступили на ВолК партией в 25 шт. О них ещё будет отдельный пост.


17. За Форелью идём по сухому и более возвышенному участку с высохшими или чуть влажными болотцами.


18. А вот и ветераны ВолКа - закопчённые "боинги" 3ТЭ10М. Именно их сменяют брянские тепловозы.


19. Втягиваемся на станцию с большой стоянкой - Литовко. Обрадованные пассажиры дружно высыпают на залитый приамурским солнышком перрон. Вокруг ходят торговки с медом, помидорами и картошкой - как в благословенные антично-советские времена. Даже и не верится, что на дворе 2020-й, ковидла и всеобщее заборостроительное помешательство. А вдали - белоснежное видение, странное в этой глуши.


20. Приближаемся к этому многоэтажному дворцу-вокзалу.


21. Крайне странно видеть тут такое чудо.


22. За газоном на первом пути стоит наш совгаванский поезд.


23. Обхожу дворец-вокзал со стороны посёлка. Поселок и станция названы в честь инженера-изыскателя А.Г. Литовко, о чём говорит нам мемориальная табличка на здании.


24. В тихом скверике за вокзалом - военный памятник.


25. Сам вокзал реально большой, красивый и смотрится здесь нереальным видением. Его отреставрировали, так что он буквально сияет.


26. Ну а со стороны посёлка асфальта нет, так что этот железнодорожный дворец красиво отражается в большой луже.


27. И, до кучи, вид вокзала Литовко сверху. Фото Эдуарда Круглова (ДВЖД).


28. Торговка мёдом.


29. Садимся снова в вагон и провожаем взглядом видение в окне. До свиданья, гостеприимное Литовко!


30. Далее линия проходит на возвышении среди несколько угнетенной влагой тайги.


31. Появились и сопки.


32. Составы под тепловозами-тройниками на скрещении.


33. Номерной разъезд №18 со скругленным фасадом.


34. Опять затопление! Подошли ближе к Амуру и какой-то его приток тоже раздулся и подтопил окрестности.


35. Станция Эльбан. Стоянка 15 минут и можно снова покурить или подышать таёжным воздухом. А вот торговок тут уже нет - станция тут меньше.


36. Вокзал Эльбана.


37. Поселок Эльбан немаленький, вдали видны даже пятиэтажки. Он уже не так далеко от Комсомольска.


38. 311-й км. До Комсомольска осталось около 40 км.


39. Южная горловина станции Мылки - аванстанции города Амурска, который спутник Комсомольска.


40. Здесь тоже стоянка около 15 минут, так что народ ходит-разминается. Кое-кто и на кортах сидит.


41. Старые, зачуханные и вонючие корейские автобусы на Амурск.


42. Идём дальше. Проходим мимо ж/д треугольника на мост через Амур и линию на Ванино-Совгавань. Эта линия отходит южнее Комсомольска.


43. Приблизились к довольно большому озеру Мылка и идём теперь параллельно ему.


44. Вдали показался скайлайн жилых районов Комсомольска-на-Амуре.


45. И тут всё подтоплено! Амурское летнее наводнение во всей красе.


46. Ранним вечером прибываем на вокзала Комсомольска-на-Амуре.


PS. О узле Комсомольск и о вокзале будет отдельный пост.

Продолжение следует.

Tags: Дальний Восток, Комсомольск-на-Амуре, Литовко, Советский Союз, архитектура, железные дороги
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “железные дороги” Tag