Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

IX. Две Пензы из четырёх: Четвёртая и Вторая

Ну что ж, пора возвращаться из Ртищево и начинать смотреть все номерные Пензы.
Но прежде всего глянем немного на этот участок магистрали, Ртищево - Пенза, а затем уже посмотрим две чётные Пензы - Четвертую и Вторую. Пенза-3 слишком огромная и её надо смотреть отдельно, а Пенза-1 пойдёт в комплекте со станцией Арбеково того же тепловозного ряжского хода. Так что всего у нас получится на тамошний железнодорожный узел аж три части.
Давайте начинать :)

Вокзал Пенза-4 бывш. Московско-Казанской дороги


2. Из Ртищево на Пензу я выехал местной электричкой - которая, слава те Господи, нормально связывает разные субъекты федерации. Расстояния тут 155 км и в пути аж 3,5 часа. Небыстро, но зато прямая связь. А ведь могли и не договориться - например, от Пензы нет пригородного сообщения на Рузаевку - так как Мордовия и Пензенская области не договорились о компенсациях. И поэтому там абсурд - электричка на север не доходит до Рузаевки всего 20 км, хотя расстояние до неё меньше - всего 120 км. Впрочем, это увидите ниже.


3. Ст. Байка в 25 км от Ртищево.


4. Девочка ждёт подругу. Затем на моих глазах подруга вышла из вагона и две девчонки прыгали от радости встречи.


5. Единственный значимый город на пути - Сердобск. Он выделяется сразу своим огромным храмом где-то вдали, а железная дорога плавной дугой огибает город. Это уже южный край Пензенской области, а Ртищево было северо-западным краешком другой области - Саратовской.


6. Вокзал Сердобск с часами-кукушкой на фасаде. 47 км от Ртищево. Причём часы с кукушкой на вокзале Сердобска - не просто так. В городе был часовой завод, известный именно своими часами с кукушкой (был...).


7. Есть на линии и дореволюционная архитектура малых вокзалов. Станция Саловка - 107 км от Ртищево. Кстати, ехали мы обратно по страшной жаре, +32° и вагон реально раскалился. Окна все открыли, но это мало помогало - в них попадал горячий воздух. А у меня на полпути, как назло, кончился квас.


8. Наконец, жаркий путь подходит к концу и мы меж бесконечных путей Третьей Пензы мостом пересекаем Суру, которая на вид оказалась весьма немаленькой.


9. Наконец-то Пенза-1! Семь вечера и наша раскаленная электричка ЭР9Т прибыла в пункт назначения. К слову сказать, дальше она пройти не сможет - это станция стыкования. Дальше либо тепловозный участок, либо постоянка. Я первым делом бросился искать воду, как путник в пустыне.


10. Автовокзал Пенза недалеко от главного вокзала.


11. Поселились в Пензе мы недалеко от паровоза-памятника Су, на этой же ул.Луначарского. Почему-то редкий заслуженный паровоз поставили у жилых домов вдалеке от рельс и шпал. Странно, но ладно :)


* * *
Ну а теперь про саму Пензу. Когда мы сюда ехали, было не очень понятно, чем же тут люди занимаются. В Пензе аж 4 станции, огромное грузовое движение, здоровенные товарные парки, куча наливняка проходит, да не нефтяного - а химического. Население 530 тыщ! Но при это про саму Пензу толком никто ничего не знает - с ней нет никаких устойчивых всероссийских ассоциаций. В Тамбове хотя бы волк есть и крестьянское восстание, а тут ничего. Ну разве что мадьяры где-то тут бросили в белочехов чугунную печку в 1918-м и началось. А может, и не тут. В общем, какое-то белое информационное всероссийское пятно. Как Курган или Липецк, про которых тоже в СМИ почти не пишут, о них нет значимых инфоповодов. Поэтому надо понять, чем интересен город и какие ассоциации рождает.

Схема 1.
Но сперва расскажу про ж/д узел. А он здесь очень мощный. В близкой друг от друга доступности расположены аж четыре (!) номерных Пензы - 1-я, 2-я, 3-я и 4-я. При этом когда-то основной осью была горизонтальная - Сызрано-Вяземская ж.д., проходящая через 1-ю и 2-ю Пензы (1877). Потом с севера подошла ветвь Московско-Казанской дороги (1895), а с юга - магистраль Рязано-Уральской дороги, соединившие в итоге Харьков и Нижний Новгород (1896). Тем не менее, какое-то время Пенза-4 была тупиковой, подходя с севера и с другими тремя Пензами её соединили позже. Однако главной магистралью, проходящей через Пензу, в итоге стала стратегическая двухпутка, соединяющая Транссиб / Самару и Восточную Украину / Харьков / Донбасс - она показана на схеме толстым бледно-красным выделением. Так сложилось не специально, просто через несколько лет после соединения стало понятно, что это направление - самое востребованное и там в довоенном СССР даже проложили второй путь. На этой стратегической дороге и расположена самая мощная станция - Пенза-3 с несколькими грузовыми парками и большим грузовым локомотивным депо. Пенза-2 тоже немаленькая, но заметно меньше.


Схема 2.
Не менее интересно узел выглядит с т.зр. электрификации: Пенза-1 и Пенза-3 тут станции стыкования (пасс. и грузовая, соответственно). С юга подходит переменка из Ртищево, а с севера и с востока - постоянка (на Саранск и на Самару). На Пензу-1 от Пензы-3 можно приехать как переменкой, так и постоянкой - там однопутный мост через Суру и далее развилка на разные станции. Перегон однопутный и переключаемый на оба напряжения (!). В начале ветви от моста к Пензе-IV (после стрелки) должен быть изолятор, туда ветвь не переключается. При этом исторический ход Сызрано-Вяземской ж.д. на Ряжск остался неэлектрифицированным, однопутным и по факту второстепенным. А ведь он был первым, который сюда пришёл! В общем, сложный и вычурный узел.


12. Первая станция, куда мы поехали, была Пенза-4, расположенная на рузаевском ходу, ведущем на север.


13. Сперва эта станция была тупиковой и заканчивалась всего в 3 км от Пензы-1, но соединили её с сызрано-вяземским ходом уже позже. Вокзал тоже долго не строили - Московско-Казанская дорога фон Мекка была частной, а значит, весьма жадной. Экономили тут на всём, в т.ч. и на вокзалах (это я уже не говорю о том, что сэкономили на мосту через Волгу и в Казань долгое время не было по-настоящему прямой линии - только через паром). Так что построили это здание только в 1910 г., когда узел уже интенсивно работал и был соединен с другими Пензами.


14. Южная горловина станции по направлению к Пензе-3. Также тут уходит вправо петля на Пензу-1, чтобы пассажирским поездам, следующим на Ртищево, не менять направление. Когда-то главным потребителем станции был Пензенский велосипедный завод ЗИФ (помните велики "Сура"?) - который реально был трубочный и выпускал взрыватели для всех типов снарядов. Его территория - на другой стороне, за путями.


15. Вокзал со стороны путей.


16. Зашёл внутрь. Ну вот, как видите - до Рузаевки пригорода нет, он обрывается на ст. Булычево - на границе Пензенской обл., в 30 км от Рузаевки. Туда ведет прекрасная магистраль, раньше было и сообщение. Род тока один, постоянка. Но в начале десятых, при якунинском погроме пригорода и раздроблении на мелкие пригородные компании, его обрезали. Абсурд? Но факт :(


17. Интерьеры выпотрошены, всё просто и по-спартански.


18. Неподалёку от станции находится интересный мемориал, на фоне здоровенных труб ТЭЦ-1.


19. Застройка тут позднесталинская и раннехрущевская, жилые дома примыкают к мемориалу.


20. Мемориал посвящен советским энергетикам.


21. Девушка на стеле держит символ энергии, видимо.


22. Рядом хорошо отреставрированные барельефы. Пензенская ТЭЦ-1, кстати, была построена в войну - вошла в строй в 1943 г.


23. И изречение Ленина про энергетику. Там же в составе композиции Лампочка Ильича и другие символы энергетики, включая атом.


24. Вид на ТЭЦ-1 1943 г.


25. Теперь идём пешком на мост через Суру.


26. А точней, даже не мост, а плотину ТЭЦ-1, построенную в 1959.


27. Механизмы плотины.


28. Отсюда открываются отличные виды на город и на Суру.


29. Во-о-он она вдалеке, центральная Пенза! Что на холме.


30. Вид с зумом. Как видите, центр города расположен уступами на немаленьком холме, так что ходить по центральной Пензе не так просто - вспотеешь в горочку. Там же виден и восстановленный главный собор-доминанта на самом верху, но о нём - в своём время.


31. Теперь едем на Вторую Пензу. У ней уже нет своего вокзала (или мы не нашли), а есть только пригородная платформа.


32. Сама по себе станция была когда-то большой - три парка и сортировочная горка. Но после того, как Союз ССР пал - кооперация с Украиной, ранее очень тесная и интенсивная, постепенно исчезла, движение туда упало во много раз и горку законсервировали, часть парков тоже.


33. Вот тут видна платформа Пенза-2, а сразу за деревьями - развилка: прямо (где платформа) на Пензу-1, а заворачивает налево - главный грузовой ход на Пензу-3.


34. И как по мановению волшебной палочки, со стороны Третьей Пензы появился тяжелый грузовой состав, ведомый сдвоенной "Синарой" 2ЭС6.


Далее будем смотреть Пензу-3 отдельным постом, так как она огромная и очень многоплановая.

Продолжение следует

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

Tags: Пенза, Русский Эллипс, Советский Союз, архитектура, железные дороги
Subscribe

Posts from This Journal “Русский Эллипс” Tag

  • Косая Гора - пригород Тулы

    С южной стороны городской черты Тулы есть любопытный индустриальный пригород, который обычно вблизи видят пассажиры проезжающих поездов по Курскому…

  • Русский Эллипс

    Русский Эллипс [содержание] 15-19 мая и 15-25 июня 2021 г. (Петербург - Кандалакша - Обозерская - Иваново - Ковров - Пенза - Заречный - Ряжск -…

  • XIX. Десятый вокзал столицы

    Со станции Узловой волгоградским поездом мы эвакуировались на север, в Питер. Однако в этой типовой поездке был и новый элемент: впервые мы…

  • XVIII. По Сызрано-Вяземской линии до Узловой

    Город и станцию Ряжск мы осмотрели, и теперь пора ехать дальше по Сызрано-Вяземской дороге - то есть наперерез главному Южному ходу, широтно.…

  • XVII. Ряжск, унылый город на Засечной черте

    Станцию Ряжск (точней, две станции - Ряжск-1 и Ряжск-2) мы рассмотрели, а теперь хотя бы пунктирно надо взглянуть на город. Во времена Российской…

  • XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

    Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая. Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Русский Эллипс” Tag

  • Косая Гора - пригород Тулы

    С южной стороны городской черты Тулы есть любопытный индустриальный пригород, который обычно вблизи видят пассажиры проезжающих поездов по Курскому…

  • Русский Эллипс

    Русский Эллипс [содержание] 15-19 мая и 15-25 июня 2021 г. (Петербург - Кандалакша - Обозерская - Иваново - Ковров - Пенза - Заречный - Ряжск -…

  • XIX. Десятый вокзал столицы

    Со станции Узловой волгоградским поездом мы эвакуировались на север, в Питер. Однако в этой типовой поездке был и новый элемент: впервые мы…

  • XVIII. По Сызрано-Вяземской линии до Узловой

    Город и станцию Ряжск мы осмотрели, и теперь пора ехать дальше по Сызрано-Вяземской дороге - то есть наперерез главному Южному ходу, широтно.…

  • XVII. Ряжск, унылый город на Засечной черте

    Станцию Ряжск (точней, две станции - Ряжск-1 и Ряжск-2) мы рассмотрели, а теперь хотя бы пунктирно надо взглянуть на город. Во времена Российской…

  • XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

    Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая. Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и…