Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

  • Mood:

"БАМ" от Алексея Пивоварова

Дошли, наконец, руки до просмотра пивоваровского "БАМа". Мне его настойчиво рекомендовал soullaway ещё до Нового года, но получилось только на этих выходных. Честно говоря, ожидал от фильма гораздо худшего - в духе его же "Ржева", но в сухом остатке вышла вполне себе нейтральная документалка. Да, не без его фирменных "пунктиков", но всё же вполне нейтрально. Я думал, будет голимый гайдаризм головного мозга - "бездарно закопанные деньги" и прочие "тупиковые стройки социализма", но нет. Сам Алексей Пивоваров далеко не поехал - охватил с запада Усть-Кут, Звездную, Северобайкальск и даже добрался до Северомуйского тоннеля. Но коллегу он отправил до Тынды, где тоже был снят ряд сюжетов этого ролика. Снято, правда, местами затянуто - без особой динамики и драйва. Иногда хочется просто перемотать дальше - наверное, почти 2 часа хронометража можно было перепаковать в час с небольшим и особого ущерба бы не было.




Из традиционных пивоваровских "пунктиков" стоит особо выделить лишь два:
1) 39-я минута - про сталинские лагеря и зверя-Френкеля (БАМлаг и проч.). Совершенно бездоказательные эмоции интервьюируемой экскурсоводши из тындинского музея - без цифр и без ничего. Тогда как по БАМлагу и конкретно по Нафталию Френкелю есть вполне серьёзные исследования и массив данных - скажем, у меня вот на полке стоит том "Первопроходцы восточных магистралей России" Зуева. Книга вышла в 2001-м в Комсомольске и я уверен, что в бамовском музее она на 100% есть. Понятно, что лагеря в принципе не сахар и пребывание там - само по себе тяжелое, но ушлые режиссёры действа полностью умолчали о том, что при Френкеле создавались спецпоезда для ударников, существовали театры из заключенных, действовала система зачётов 1:2 и 1:3, отмененная на других стройках. А сам Нафталий Аронович прославился тем, что системно и настойчиво выявлял в среде зэков квалифицированных спецов разных профессий и зачислял их в штат по специальности - да так, что к 1940 году, когда потребовалось Управление ЖДЛ по ДВ переводить в Москву из города Свободного, оно на 50-55% состояло из заключенных (по формальному статусу). Обо всем этом в фильме - ни слова.

2) Настойчивое желание на протяжении почти всего фильма обосновать тезис, что на БАМ ехали только за длинным рублем и целевыми чеками на машины. Особенно это прослеживается в сюжете на 55-60-й минуте, но и не только там. Дальше тоже много таких же попыток. Люди объясняют Пивоварову, что не только за баблом, что были и романтические порывы, и энтузиазм, и юношеское желание испытать себя на трудностях... Другое общество было! Приводится даже инфографика опроса в бамовском музее. Но нет! Он везде ищёт подвох и даже нашёл молодого историка (брежневского БАМа уже по возрасту не заставшего), который объясняет ему в вагоне поезда - "дескать, люди сейчас склонны врать и скрывать, что они ехали за деньгами и маскируют это комсомольской романтикой". Нет, всё это не странно для Пивоварова, но оставляет после просмотра не особо приятное впечатление.

Tags: БАМ, железные дороги, размышлизмы, рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “БАМ” Tag

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

Posts from This Journal “БАМ” Tag