Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Николаев непарадный

По городу Николаеву я уже показал вам тамошние судостроительные заводы - гигант ЧСЗ и менее крупный им.61 Коммунара. Кроме того, была зарисовочка с Ил-18 в сквере у рынка.
Теперь стоит показать собственно город. В один пост "портрет" Николаева не поместился, поскольку он для меня распался на две ощутимо различных части - "непарадная", которая простирается от автовокзала к востоку и югу, и "более цивильная", которая включает в себя северо-западную часть города, примыкающую к Ингулу и Южному Бугу. Обе этих части чётко делит надвое с севера на юг широкая улица Садовая, как поясок на талии. Так что сейчас начнём с "непарадной" части и ж/д вокзала, а закончу - попозже - центральной, более цивильной.

Огромные часы на фасаде ж/д вокзала. Эстетика 70-х - 80-х гг.



1. Сперва, традиционно, обзорная карта. Посмотрите конфигурацию города: красный "поясок" между Бугским лиманом (юг) и Ингулом (север) - это и есть ул.Садовая, по которой я провёл условную границу. К востоку - более непарадный Николаев, которому будет посвящен этот пост. Северо-западная часть - центр, который покажу в завершающей части.


2. Это платформы автовокзала, от которых и начинается наш поход. Сразу бросается в глаза вот что: обилие советского автопрома 20-30-летней давности, на ходу, причём зачастую причудливо тюнингованного. Мы примерно первые два часа снимали этот парад-алле, потом попривыкли и уже многих зверей пропускали без кадра.


3. Нецентральная часть города запомнилась отчётливым впечатлением "музея девяностых годов". Было стойкое ощущение, что я получил доступ к машине времени и попал год этак в 97-й. По всем приметам - костяк автопарка, оформление киосков, манера торговли, заброшенность публичных зданий, хаотическое засирание жилфонда самопальными "магазинами" и т.д. Российские миллионники от такой городской среды ушли уже лет примерно шесть-восемь назад, по моей оценке. А тут - как будто всё застыло на этой отметке.
При этом, я никак не хочу задеть город и горожан, которые производили впечатление приветливости и простоты, но впечатление "музея 90-х под открытым небом" было очень сильное. В Одессе, справедливости ради, оно возникало нечасто, только в некоторых районах.


4. Рынков и мини-рынков на нашем пути попалось не много, а очень много. Как будто весь город чем-то торгует вкруговую, оттого, что больше нечем реально заняться. Хотя, кто знает, может это и не так, если сохранилась хоть какая-то промышленность, после умирания Большого Судостроения, главного профиля города.


5. Очень много в городе сохранилось ходячих и вполне ухоженных "Москвичей-2140".


6. Вот ещё аналогичный зверёк.


7. Стихийная торговля промтоварами есть на многих перекрёстках. Это сейчас мы идём по проспекту Мира к ж/д вокзалу.


8. Автобусная остановка. Не совсем въехал в смысл большой буквы "М".


9. Жилые дома по красной линии, вдоль улицы, заняты многочисленными мелкими магазинчиками.


10. Ветеран запорожского завода занял своё место на газоне у дома, с ромашками - как украшение.


11. Стиль автобусной остановки.


12. Рекламно-объявленческая среда.


Что касается языка - город в устной речи тотально русскоязычен, украинского не услышал ни разу. Ни на улице, ни в трамваях, ни у заводов. Допускаю, что - как и в Одессе - на рынках украинский есть. Однако на рекламных объявлениях (промышленно-полиграфического характера) гос.язык зачастую употребляется. На частных - подавляюще русский.

13. Стела на перекрёстке, с металлическим орденом Победы. Дома-девятиэтажки с "крышками" мне напомнили минские.


14. Отличный дизайн кафе, правда? :-)


15. Через некоторое время по проспекту Мира пришли к вокзалу. А надо сказать, ж/д конфигурация в городе весьма специфична. Во-первых, основной вокзал находится на окраине, неблизко от центра. Во-вторых, около ЧСЗ есть станция под названием Николаев-грузовой, которая имеет пассажирское значение, и находится намного ближе к центру.


16. Вокзал изнутри просторен, пустынен и несёт печать заброшенности. Хотя мне понравились оригинальные цветочные вазоны с оформлением ромашками.


17. Зал ожидания. Видимо, когда-то, в былые годы, пассажирский трафик был намного живее, но сейчас его почти нет.


18. Изнутри, над входом в вокзал - большое панно. Обратите внимание, что на нём изображены аж два корабля - как символ главного занятия города.


19. Со стороны ж/д вокзал смотрится совсем уж печально-обшарпанно. Давненько я такого запустения в областных центрах не видел. Хотя, с другой стороны, сам вокзал и его окрестности - чистенькие, выметенные, убранные. Я - про основное здание.


20. Конкорс с надписью "Николаев". Снимать приходилось предельно осторожно, потому что мы бродили в одиночестве, по этим каменным лабиринтам.


21. С привокзальной площади в район Садовой мы предпочли уехать на "Богдане", а не возвращаться пешком, там довольно далеко. Обратил внимание, что на трамвайных линиях сохранилось очень много первоначальных дореволюционных опор.


22. Вышли на перекрёстке просп. Ленина и Садовой. На углу - гостиница "Николаев" с характерным "советским" стилем названия. Такой был популярен в 1970-е - 80-е.


22. Садовая уходит на юг. У перекрёстка - памятник с мечом, далее многоэтажка постройки 1980-х. Сперва подумал, памятник-то - может, гетьману какому? Подошли, посмотрели - оказалось, посвящён 60-летию советской милиции.


23. Напротив - собор Касперовской иконы Божией Матери.


24. ...и море рекламы. Тут её зашкаливает. Как в Киеве.


25. Затем широкий "поясок" Садовой уходит на север, к приметному зданию со шпилем заводоуправления з-да им.61 Коммунара. Я показывал его вблизи, ранее. На переднем плане - крест к 2000-летию от Р.Х. Я их в Николаеве увидел аж два. Ещё один стоит в самом центре.


26. Прямо на этом перекрёстке - снова хаотическая торговля в стиле 90-х.


27. Напротив, через улицу - быстрый аляповатый "турецкострой", с претензиями.


28. Чуть дальше к северу по Садовой - места развлечений.


29. А это место - немного ближе к центру. Интересное оформление.


30. Ещё одна яркая примета Николаева - многочисленные трансформаторные будки и столбы с клепками - видимо, дореволюционные. Такие по всему городу попадаются, и сразу привлекают внимание.


31. Вот ещё один пример этого.


32. В заключение рассказа посмотрите николаевский трамвай. Ходит он тут медленно, неспешно, интервалы немаленькие. Однако является весьма популярным средством передвижения, судя по средней заполненности. Обратите внимание на залепленные бумажками окна - это реклама изнутри. Её очень-очень много. Несколько раз на трамваях я видел надписи - "Партия Регионов восстановила этот вагон", "Движение трамвая возобновлено с финансовым участием Партии Регионов" и его вариации. Есть в городе и неиспользуемые линии.


Теперь уйдём в центр, к западу от Садовой.

Окончание следует.
Tags: Николаев, архитектура, железные дороги, реалии торговли, трамвай
Subscribe

promo periskop.su july 3, 16:25 30
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →