Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Серж борода

30 лет назад. Гуманитарка из Германии и начало рыночной торговли "Жигулями"

Две вырезки 30-летней давности, обе из номера "Известий" за 25 января 1992 года.
Как говорится, "почувствуйте сладкий вкус свободной эпохи новых русских и бандюганов" (с)

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж борода

Первые постсоветские визы. 30 лет назад

На очереди - очередные 30-летние юбилеи.
15 января 1992 года были введены первые платные визы с Россией на пространстве экс-СССР. Пионером выступила Эстония, которая ещё 15 ноября 1991 года выставила шлагбаумы на мосту между Нарвой и Ивангородом. Это было начало процесса, и вот он продолжился введением виз. Сперва они тоже были простые, без визита в посольство, а потом - и довольно быстро, к началу 1993 года - стали уже сложные.


Ну и конечно, "святые Девяностые" во всей красе с их наивной верой в дружеские объятия Европы и Америки, ярчайшим представителем которых был тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев. После возвращения Путина на третий президентский срок г-н Козырев немедленно сдриснул в Майами (штат Флорида, USA) и с 2012 года отсиживается там, не возвращаясь больше в Россию. (16 января 1992, "Известия")

Collapse )
Ворота в Азию

Лаборатория Перископа и рубрикатор постов

Для "Лаборатории Перископа" создан внешний рубрикатор постов, настоящих и будущих, на программу 2022 года.
Внешний - сугубо для удобства пользования, пока в виде привычного формата жж-поста (можете запомнить ссылку), но будет сделан ещё и на сайте Транссиб.ру отдельной страницей. Только немного попозже.

Поскольку ревизия материалов теперь уже сделана, откорректирован и текст того, что будет появляться в "Лаборатории" для подписчиков. Все материалы функционально делятся на 4 больших раздела.

(I) "Очерки из поездок" - жанр "лонгрид" (т.е. большие иллюстрированные посты с текстом автора), который требует серьёзных временных затрат. Как я и говорил ранее, "короткий жанр" остается в ЖЖ, я никуда не исчезаю; но "большой формат" уйдёт в Лабораторию для клуба подписчиков, поддерживающих автора регулярно. В ближайшее время займусь "ленинской" темой по Ульяновску. Некоторые очерки я буду затем открывать и для всеобщего ознакомления, но не сразу: в любом случае подписчики будут получать преимущество во времени и читать раньше.

(II) "Исследования" - этот формат вообще не жж-шный и тем более не соцсетевой, он именно для ценителей темы. В первой половине года, начиная с февраля, буду выкладывать историю дальних транссибирских поездов - от первых экспрессов 1898 года до ковидного шока и всеобщего упадка сообщения 2020 года. Предполагается 25-27 новелл в хронологическом порядке. Эта работа уже сделана примерно на 70% в процессе написания "Путеводителя Транссиба" (неопубликованного до сих пор), но для "Лаборатории" я буду дополнять каждый период новыми сведениями, а их много.
Во второй половине года (или осенью - как закончу с первой темой), перейдем к исследованию пика транспортной связности в конце СССР и процесса деградации сообщений после распада Советского Союза. Что было - и к чему пришли. Поделим это на крупные регионы и по первоисточникам будем рассматривать степень связности СССР и экс-СССР и как это все гнило и распадалось.

(III) "Книги" - со вчерашнего дня начал выкладывать "Рельсовую Поднебесную": опубликовано Предисловие и две первых главы книги (Раз, Два). Всего в книге 38 глав. Думаю, выкладка будет вестись со скоростью 2-3 главы в неделю, 8-10 в месяц. Нормально для регулярного чтения. После окончания выкладки этой книги начну выкладывать вторую ("Большая Диагональ Евразии. Петербург - Хайнань"), у которой пока готово 11 глав из 40, но я буду дописывать постепенно. Надо отдельно подчеркнуть, что связное литературное повествование "книжного формата" сильно отличается от разрозненных очерков в постах ЖЖ прошлых лет, где я сильно экономил на тексте, не соблюдал связный сюжет и делал упор на картинки.

(IV) "Дневники" (1981-2002) - выдержки из дневников автора разных лет о реалиях Советского Союза. Дневник вёлся непрерывно с 1981 по 1984 год, когда я был студентом; затем с перерывами в 1986-87 гг., 1988-1991 гг., 1999-2002 гг. Ценность дневника в том, что это взгляд не с сегодняшним послезнанием, а именно "оттуда", взгляд человека того времени. Эта опция пока в резерве, подумаю как её лучше выкладывать. На небольшую мотивированную аудиторию, думаю, будет норм.

PS. Теперь вот ещё что. На сейчас уже имеется больше десятка годовых подписок (тут понятно, ведь месяц выходит дешевле на 10%) - однако они хороши, если их делать сейчас. Дальше, чем на этот год, я заглядывать не рискую, поэтому в феврале-марте оптимальнее подписываться помесячно. Только месяца через 3-4 будет ясно, как идёт взаимодействие с платформой и что можно планировать дальше. Но уже сейчас понятно, что трудозатраты на создание типового поста на Sponsr примерно вдвое ниже.

PPS. Отдельная просьба к комментаторам не отправлять меня на Я-Дзен. Не тратьте буквы, этот опыт уже был мной пройден в 2018-19 г., и он в сумме негативный. Дзен - информационная помойка без четкого алгоритма, тоталитарно относящаяся к авторам и постоянно (и произвольно!) меняющая правила игры. Там невозможно добиться четкого ответа в случае блокировки и ограничения показов, в чем же ошибки автора и где что надо исправлять. Кроме того, правила игры Дзена по факту мотивируют его авторов писать крикливо, кликбейтно и резать тексты на куски "для формата". Это мне категорически не подходит.

Вопросы и ответы по "Лаборатории Перископа"
Подписаться
Кортес

Казахстан как главный транзитный хаб Евразии

И ещё немного про Казахстан - по теме транспорта (в жузах и кланах, как большинство сетевых экспертов, извините, не спец).
Сейчас экс-президента и елбасу Назарбаева не пинает в рунете разве что ленивый. Неудачников сетевые иксперды у нас не любят и над ними словесно издеваются. Но... Ради справедливости, надо отметить, что за 25 лет Назарбаева конфигурация железных дорог бывшей КазССР была полностью переформатирована - достроено аж 8 отрезков, которые объединили в сеть ранее несоединенные сегменты. Бывшая тупиковая станция Дружба стала главным пунктом пропуска контейнерного транзита Китай - Западная Европа (до 5000 составов/год по 2020). Построен еще один вход в Китай для транзита, в основном южного - Хоргос. Построена Средне-Казахстанская линия для прямого выхода из Синьцзяна и Кашгара на порты Каспия. Достроена магистраль Север-Юг от бывшей тупиковой Узени, на Туркмению и далее на Иран. Соединены другие разрозненные магистрали внутри страны. Ситуация, немыслимая для любой постсоветской страны вне региона Средней Азии. То есть, на 1991 г. это была часть ж/д МПС в рамках всего СССР с множеством тупиков на сырьевые комбинаты - а стала разветвленная транзитная сеть, которая теперь позволяет технически перенаправлять транзит из Китая, из Ирана или из Европы через Россию в любом направлении. Можно варьировать потоки при осложнении политической ситуации. По сути, при Назарбаеве с 1995 по 2017 год создан глобальный центральноазиатский Транзитный Узел - без помпы и треска барабанов, тихо и незаметно для глупого сетевого обывателя, живущего только сиюминутными инфоповодами.

Collapse )
Авиация

Авиамузей в Ульяновске, ч. 3: Ту-144 и остальное

Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а сейчас посмотрим подробно сверхзвуковой Ту-144 с необычных ракурсов, и его детали. В тот день, когда я его смотрел, был сильный мороз, все сидели по норам и я мог подлазить снизу к элементам конструкции, где хочу. Как сваривали куски фюзеляжа, где лючки топливных баков, как закреплены двигатели НК-144А, где у них баки, как устроено крыло и проч.


Причём в Ульяновске стоит не какой-то там испытательный экземпляр - а один из двух лайнеров "Аэрофлота", серьёзно доработанный после катастрофы 1973 г. с новыми движками, который реально летал в 1977-1978 гг. с пассажирами на рейсе Москва - Алма-Ата. Ту-144 действительно необычен и смотрится весьма инопланетно, даже сегодня, спустя 45 лет после изготовления (этот экземпляр полетел в 1977-м). В конце поста - недопоказанные во 2-й части остатки экспозиции: Ил-86, Ил-28, МиГ-25.

* части 2 и 3 доступны подписчикам всех уровней "Лаборатории Перископа"

Вопросы и ответы по "Лаборатории Перископа"

Подписаться (для удобства просмотра скоро появится внешний рубрикатор постов)
Ворота в Азию

30-летие "гайдаровской" реформы цен

2 января в постновогоднем угаре прошёл ещё один значимый 30-летний юбилей - начало "гайдаровской реформы" цен и отпуск их на свободу. Предыдущие дни после НГ я был в пути, поэтому мне недосуг было писать про это событие; а вот сейчас, пожалуй, немного повспоминаю.

Так вот. В тот год я жил на Камчатке. Цены там были III пояса, т.е. по умолчанию всегда выше, чем на материке и чем даже во II поясе - Сибирь, юг ДВ. Ну да, ненамного, но всё же выше. Поэтому народ был привыкший к "северным ценам" и особо не роптал - да и никто толком не понимал, что мы получим по итогу после ельцинского гнусавого обращения. Скорей, у многих было обычное человеческое любопытство - "оп-па, а что будет-то? Надо посмотреть!".

И вот утром 2 января я побежал вниз, к остановке, где были киоски-комки (возникшие в основном в 1991-м), большой универсам, хлебный и овощной. Всех цен я не помню, запомнились почему-то две цифры: 1) наше камчатское пиво в "чебурашках" 0.5, которое стоило 60 копеек, а стало - 10 рублей. Такая круглая красивая цифра. И 2) австралийская баранина, которую привозили на Камчатку пароходами. Она стоила 5.50, а стала - 75 рублей. То есть, пиво подорожало почти в 17 раз, а мясо - примерно в 14 раз. Однако многие продукты подорожали несильно, в основном "регулируемые" (была тогда и такая категория) - хлеб только раза в три, например. Ещё из впечатлений тех дней запомнилось, как ругалась тётка из молочного отдела, которая к вечеру не смогла продать и половину бадьи первоклассной густой и вкусной мильковской сметаны. Из-за новой цены её просто не брали - просто подходили и смотрели, качая головой. Да, со середины года в продаже появилась кура со вкусом рыбы - комбикорм с материка перестали завозить и курей в птицефабрики кормили рыбной мукой с Моховского РБК, так было дешевле. Поэтому от куриц несло каким-то рыбным привкусом. Его приходилось терпеть - другого ничего не было, до тех пор, пока осенью из Штатов не привезли брикеты толстых и каких-то неестественно раздутых американских бройлеров. Они тоже были желтоватые после оттаивания и вонючие, но по-другому.

Да, надо уточнить, что цены летели в космос всю зиму, весну и лето. И обесценивание сбережений, которые превратились в пыль - оно прошло не в январе, а к августу-сентябрю. У меня их толком и не было, я же был просто молодым специалистом после вуза. А вот на тех, кому 40-50, было жалко смотреть - кто на что-то откладывал несколько лет, это уже было прахом и стоило "пол-телевизора". Старики массово откладывали "смертные", был тогда такой обычай - они тоже превратились в копейки. А ещё погорели все те, которые страховали в Госстрахе детей и откладывали по фиксированной сумме в месяц, чтобы они получили к 18 годам, например, круглую сумму на что-то. И это все сгорело к лету.

Прилавки наполнились тоже не сразу и совсем не тем, о чём говорили в начале года "реформаторы". В основном полез на прилавки яркий и низкопробный импорт и речь вовсе не о пресловутых "Сникерсах" и "Марсах". Это было спиртное, мороженое, консервы. У меня где-то в конце весны 1992-го был интересный случай. Решил я взять в комке новое мороженое. А к тому времени их появилось стоооолько видов! И все яркие, в упаковках, разного цвета. Глаза разбегались на фоне унылых старых советских этикеток. И вот, значицца, беру я какое-то красивое и не очень дешевое, разворачиваю его, предвкушаю... Пробую - гадость! Ну правда, какая-то химическая гадость. Есть реально невозможно и само оно какое-то неприятное, крупнозернистое. Так и выкинул его неподаеку. И зарекся брать с тех пор. А, и вот ещё что. Той же весной стали завозить и первые партии химических разбавителей воды - Зуко, Инвайт, ещё какой-то вид. Дети радовались - круто же, теперь вместо газировки можно наделать много своей газировки, и просто из воды! В 1992-м, 1993-м, 1994-м эти штучки были очень модные, их много брали. То же и по консервам. Привычные по старому времени марки оказались лотереей: например, вместо мяса в тушонке можно было получить желтый жир и какие-то вареные ошмётки волокон. Ветчина могла быть похожей внещне на "старую" ветчинку, но с ватным вкусом. По большому счёту, весь 92-й год торговля у нас пребывала в хаосе, да и 93-й тоже.

Трагедия промышленности с массовой остановкой заводов прошла мимо меня - это всё было в промышленных регионах, где много заводов. А на Камчатке что? Военные, строители, рыбаки, судоремонт. Немного сельхоза. Массовая продажа и распад бывших огромных рыболовецких флотов эпохи СССР пришлась на 1993-1994 гг., это было немного позже упоминаемого времени. Впрочем, судоремонт рухнул почти сразу, в том же 1992-м.

Ниже - статья из "Известий" за 4 января 1992 года, там много о ценах и реалиях тех дней. Но из других регионов. Кое-какое впечатление о происшедшем даст.

Collapse )
Ворота в Азию

Поездка на "родину буханки". Итоги и темы

Посетил в новогодние праздники город Ульяновск - про который формально вроде бы все знают (родина Ленина!), но по факту он обычному гражданину малоизвестен. А он, оказывается, почти 700 тысяч населения и превышает по населенности Владивосток или Иркутск. И состоит из двух огромных и мало сообщающихся между собой половин на двух берегах Волги. Там оказалось весьма много всего интересного - от авиамузея до памятных мест Ленина (который, как ни крути, фигура мирового уровня известности). Интересна и транспортная схема города - два длинных моста и два суб-города на разных берегах Волги, в одном из которых ходит только трамвай, а в другом - только троллейбус. Я побывал в обеих половинках, и они серьёзно различаются.

Ульяновск. На родине "буханки" все Скорые Помощи - тоже "буханки"

Но самое интересное, конечно - это музеи Ленина, разбросанные по городу, и "ленинский", точней симбирский квартал. Реально любопытно было увидеть именно сравнительный рост благосостояния семьи Ульяновых от условного 1872 года, когда Илья Николаевич быо простым инспектором учебных заведений, только начинал карьеру в Симбирске, и к условному 1885 году, когда он стал уже действительным статским советником (= гражданский генерал-майор по Табели о Рангах). Это отлично прослеживается по двум домам-музеям, в которых я побывал и весьма дотошно отсмотрел. Кстати, я только там узнал, что Володя Ульянов родился не в дворянстве, а получил его по законам Российской империи в 1882 году в возрасте 12 лет, когда его отец был пожалован орденом св. Владимира III степени. Также посмотрел обе гимназии - губернскую, где учился Владимир и Александр, и женскую Мариинскую - где учились сестры Ленина Анна и Ольга.

Collapse )
МПС СССР

Про БЖРК

Вышел новый ролик на канале Гоблина (Дм. Пучкова). На этот раз - про историю и судьбу боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). С рассмотрением не только советского ракетного поезда, но и американских попыток. Полтора часа.



МПС СССР

Декабрь 1991: билеты на поезда

И ещё, зарисовка из конца 1991-го: как изменились тарифы на поезд 30 лет назад, перед "шоковой терапией" Е. Гайдара.
Кто помнит старые времена, то наверное помнит и межстоличный тариф, он был хорошо запоминающийся по 33-му тарифному поясу: 12.50 купе, 25 - СВ. Плацкарт тогда считался отстоем и на нем средний инженер или преподаватель вуза (причём речь отнюдь не об элитных, а о простых специалистах) предпочитал тогда не ездить. Так вот, после "Павловской реформы" января 1991-го цена поднялась более чем в полтора раза и составила на купе около 22-23 руб. (примерно, на память). Что касается реформы 2.1.1992, то билет Мск - СПб сразу же подскочил с 23 руб. почти до "сотки", за одну ночь с 1 на 2 января 1992.


PS. Но поскольку тогда, несмотря на распад СССР, довольно долго была ещё единая расчётная рублевая зона, то цены на транспорт по другим республикам подскочили тоже одинаково. Однако рубли эмитировала только ельцинская Россия, что сразу же стало создавать сильные трения с другими республиками (см. под катом вырезку из той же даты 26.12.91).

Collapse )
Серж борода

30 лет назад. "Герой дня" - Михаил Сергеевич

Ко вчерашней печальной дате, небольшое продолжение. На следующий день после спуска флага СССР в Кремле в номере "Известий" за 26 декабря 1991 публикуется подборка свежих откликов из-за рубежа на состоявшееся событие. Она весьма показательная - почитайте, как радостный Запад в едином порыве ласково облизывает "героя дня" Михаила Сергеевича. Интересен также последний отклик, из Китая :)

Collapse )