Top.Mail.Ru
periskop.su — космос — ЖЖ
? ?

Перископ из глубин Тихого океана

Свежие записи

You are viewing 20 entries, 10 into the past

Апрель 12, 2021

10:43 pm: Гагарин и временнОе расстояние до него
Устали за сегодня, наверное, от сотен космических плакатов и тысяч фото Гагарина? Не бойтесь, я уже не буду изображения постить :)

Вот о чём подумалось, под занавес праздника. А ведь нас сейчас отделяет от эпохи Гагарина такое же расстояние, как самого Гагарина - от 1901 года. ОТ ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЕРВОГО, Карл! Когда не то что авиации ещё вообще не было (не говоря уж про космонавтику), но и автомобили ещё находились в пелёнках и походили больше на кареты. До первого взлёта неуклюжей конструкции братьев Райт оставалось ещё два года. Паровозы XIX века бороздили просторы железных дорог. В русском паровозном царстве ещё не было ни "Щуки", ни "эШака", ни "эСки". И - всего лишь за ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ - такой грандиозный прогресс!

Более того! От первого американского Спейс Шаттла (1981) нас отделяет уже сорок лет. Это все равно что Юрия Гагарина от 1921-го, окончания Гражданской войны. Прогресс за эти 40 лет 1921-1961 тоже был грандиозен и разителен.

А что сильно поменялось с 1981-го? Да не очень многое, в техническом смысле. Ведь и я и многие мои современники отлично помнят те реалии. Ездим практически в таких же ЦМВ-вагонах. Автомобили тоже мало изменились. Летаем практически на таких же самолётах. Тогда я рассекал воздуха на Ту-154 и Ил-62, а сейчас на следующем поколении той же турбовентиляторной техники. Ну да, свистелки и перделки вделали в кресла, поставили более удобные шкафы для вещей, свет более приглушенный, экономию топлива улучшили. И всё. Вот вам и прогресс!

Так что мы живем в стабильном и приземлённом потребительском мире, где меняются лишь марки айфона и посудомоек, а над мечтами в основном смеются. Прогресс медленный, а кое-где имеет место даже и регресс (тот же Космос). А вот люди начала и середины XX века жили в стремительно изменяющемся мире, когда на глазах менялось БУКВАЛЬНО ВСЁ. Так что неудивительно, что мальчишки 1970-го года думали, что через 25-30 лет на Луне будут обитаемые базы, а звездолёты полетят к звездам...



Настроение: задумчивое
Tags:

Июль 18, 2020

11:17 am: 45 лет советско-американской стыковке в космосе
45 лет стукнуло, стыковке "Союз-Аполлон".
А ещё, я только сейчас сопоставил даты, в этот же момент, кроме "Союза-19" с "Аполлоном" (политический полёт), параллельно находился на орбите и "Союз-18", состыкованный с ОС "Салют-4" (внутренний плановый полёт) с космонавтами Климуком и Севастьяновым. Вот такой был тогда космический размах. Но тот полёт остался в тени громкого и международного.


Первая полоса покрупнееСвернуть )

Настроение: ...
Tags: , , , ,

Июнь 27, 2020

08:23 pm: Космические камеры хранения
На днях ездил в Москву записывать новый ролик для "Тактик-Медиа" и увидел на Московском вокзале, что за спиной Петра I установили ячейки камер хранения. Ещё полтора месяца назад там их не было. Но удобно, да. Решил посмотреть, а сколько же стоит это хранение. И реально офигел от уровня цен. Сутки - от 800 (малая ячейка) до 2400 р.(большая), или в переводе на евро - от 10,2€ до 30,6€. Для сравнения - на центральном вкз. Хельсинки с его неслабыми скандинавскими ценами и иным уровнем доходов населения самая большая ячейка - 8 евро/сутки.


Вот, под катом выкладываю весь прайс. Причём такие же камеры стали ставить и на других вокзалах Мск и СПб. По-моему, к РЖД тут есть немаленькие вопросы, с какого перепугу и кем изобретен такой совершенно несуразный для России уровень цен.

ЗаценитьСвернуть )

Настроение: в ахуе
Tags: , , ,

Июнь 3, 2020

05:51 pm: Пролезет ли ракета по Транссибу с его царскими тоннелями?
Любопытное в жж нарылось, по наводке Эдварда Чеснокова - И. Варламов нашёл для своего "космического" поста очередного недовольного заводского дурачка из "бывших", который вдохновенно несёт откровенную фигню. Так-то, конечно, я понимаю, почему главспикером избран именно такой типаж - ведь от него трафик хороший!

Но давайте таки разберемся, что же можно привезти по Транссибу на космодром "Восточный" из Самары или Омска, где делают ракеты.


Итак, нам надо проехать
(1) Сперва по Южно-Уральскому ходу 1796 км до ст. Карбышево-1 перед Иртышом, и
(2) затем 4959 км собственно по ГХ Транссиба - от Карбышево до ст. Ледяная на 7665 км, где начинается ветка на космодром.
Всего надо преодолеть 6755 км.

Далее, (3) - у нас на этом действительно длинном пути 6 тоннелей:
2 Прибайкальских тоннеля - 670 и 500 м
1 Байкальский - 80 м
2 в Восточном Забайкалье - 300 и 120 м
1 в Амурской обл. - 1100 м

Все тоннели царского времени, разумеется, реконструированы под габарит приближения строений С, а три старых тоннеля со временем и вообще исчезли - вместо них выемки. В том числе давно исчез и тот тоннель, что на фото из поста.

Читать далееСвернуть )

Настроение: бггг)
Tags: , , , ,

Май 31, 2020

01:49 pm: К смене поколения космических кораблей
А запуску мериканьского корабля я очень рад и доволен этим фактом, почти как маскофилы.
Причин несколько.
Во-первых, активное освоение космоса - это правильно в принципе, как стратегическое направление усилий человечества.
Во-вторых, это новая модель пилотируемого космического корабля, чего не было уже много десятилетий после "Шаттла". По факту, американцы вчера повторили полувековой давности достижение старых Штатов или СССР по смене поколений кораблей, когда у первых сменился "Джемини" на "Аполлон" (1968), а у вторых - "Восход" на "Союз" (1967).

В-третьих, и это наверное самое главное - серьёзно повысится конкуренция в космосе. Ибо пока нашему русскому Ивану всерьёз не накрутишь хвоста, он будет спать на печке. Это ладно, вчера-то был просто запуск. Проба сил. А вот когда мериканьцы начнут барыжить с чувствительными сферами и технологиями на новой базе в космосе - тогда и только тогда Ваня начнёт шевелиться. Надо, чтобы встревожились дяди с большими звёздами на погонах. Чтобы жопа подгорала от тревожных прогнозов. Тогда будут и деньги на ракеты и космодромы, и надлежащий контроль производства, и кожаная плеточка для коррупционеров хотя бы в этой отрасли, а не как сейчас - "спокойно почивать на лаврах дедушки Сергей Палыча". И, конечно, новые проекты и новые прорывы.

Читать дальше...Свернуть )

Настроение: задумчивое
Tags: , ,

Ноябрь 7, 2019

12:01 pm: Беспилотное авто в городе. Как это работает?
В настоящее время на транспорте стремительно развивается направление беспилотного вождения. Сперва оно было внедрено на рельсовых путях - особенно там, где не требуется множества решений с развилками - например, на линиях метро. Затем стало внедряться на железных дорогах. Ещё позже компании стали экспериментировать с авто, двигающимся по стандартным путям ограниченного (непубличного) использования - например, с карьерными самосвалами. И наконец, сейчас эта "беспилотная" тенденция распространяется на автотранспорт на дорогах публичного пользования - где наиболее сложное движение, требующее принятия ежесекундных решений и где с машиной взаимодействуют тысячи объектов - от других машин, управляемых водителями, до пешеходов и животных.


C беспилотниками я уже сталкивался. Впервые увидел такое решение ещё в далёком 2002 году, когда побывал в Париже. Уже тогда 14-я линия метро обслуживалась автоматически, что тогда поразило. Жили мы именно на ней, в Дефансе, и я каждый день ездил по этой линии. Затем я наблюдал беспилотное движение маневровых толкачей на новой сортировочной станции в Усть-Луге, и беспилотник-шаттл в Шереметьево под взлетной полосой. С "автомобильной" составляющей я познакомился в ходе своей поездки на золотой карьер "Олимпиада" в Восточной Сибири 2 года назад: уже тогда там экспериментировали с беспилотным движением в карьере. Однако это была всё же закрытая служебная зона со строго регулируемым движением и особыми правилами.

Но вот с экспериментами по полностью беспилотному движению в мегаполисе до этой осени я ещё никогда не сталкивался. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что такое происходит буквально у меня под носом, на Петроградской стороне! И делает это компания "Ралиент", которая базируется в технопарке близ ленинградской телевышки. Создали этот стартап молодые ребята, большей частью выпускники питерских технических вузов (ИТМО, политех, СПбГУ) и работают они над этим пионерным проектом уже больше года. В конце октября я сьездил к ним с дружественным визитом и мы поговорили о том, что же это такое - "беспилотник в городе" и как вообще это диво выглядит.

Давайте вместе разберемся, что они предлагают внедрить и как вообще это работает на оживленных дорогах города (это как раз самое интересное).

Беспилотное авто в городеСвернуть )

Настроение: ...
Tags: , ,

Октябрь 15, 2019

08:41 pm: Астронавт у космонавта
Астронавт Томас Стаффорд у гроба космонавта Леонова. 89 лет, еле-еле ходит, но прилетел попрощаться. Вместе с Леоновым летали в космос в 1975-м по программе "Союз - Аполлон". С одной стороны его поддерживает Терешкова.


На прощании не было ни Путина, ни Медведева, а только Шойгу. Путин, говорят, в Эмиратах, типа уважительная причина. А Медведев тогда где, спал?

PS. Кстати, Леонов похоронен не на Новодевичьем, а в Мытищах. На новом федеральном кладбище, нечто вроде российского Арлингтона. Там же, где конструктор Михаил Калашников.


Настроение: ...
Tags:

Октябрь 11, 2019

08:43 pm: Космонавт-11 ушёл
Космонавт-11 ушёл в открытый космос.
Алексей Леонов много сделал во времена СССР. Это был действительно многогранный талант и очень смелый человек. Венцом его жизни был первый в истории человечества выход в открытый космос. Потом - советско-американский совместный полёт "Союз-Аполлон", тоже первый в истории. Сотни его картин "космической" тематики навсегда остались с нами. К сожалению, его деятельность в 1990-е и 2000-е не была столь же позитивно однозначной. Но тут уж, так карта легла. Это был его персональный путь. Не такой, как у Германа Титова, Валерия Рюмина или Светланы Савицкой в переломные времена.

Впрочем, в истории он останется как первопроходец Открытого Космоса. Как Колумб - открыватель Америки.
Мир праху.

Картина А. Леонова "Над Чёрным морем"


Настроение: ...
Tags: ,

Сентябрь 23, 2019

10:10 am: Первый немец в космосе ушёл во Вселенную
Первый немец в космосе, посланец социалистической ГДР камрад Зигмунд Йен в возрасте 82 лет ушёл во Вселенную.
Славные были космические времена, да, но уже прошли.
Мир праху.


Ещё +3Свернуть )

Настроение: ...
Tags: , , , ,

Август 21, 2019

06:17 pm: К берегу Вселенной
Тов. anvtr из Дзержинска с товарищем в мае с.г. совершил автопробег к космодрому Байконур и ночным переходом вышел к цехам, где стоит "Буран". Затем они залезли в сам "Буран" и посетили другие разные места. Все это можно почитать здесь (сводный пост, а из него ссылки).



Настроение: ...
Tags: , ,

Июль 21, 2019

10:19 am: Были ли американцы на Луне? Опрос
Давайте наконец расставим точки над i с этой загадочной лунной программой.
Кто победит в голосовалке у Перископа - того и правда :)
Итак, голосуем, товарищи и господа!

Опрос #2094373 Высадка американских астронавтов на Луну
Этот опрос закрыт

Были ли американцы на Луне?

Были, конечно! Это подтверждено даже советскими соперниками
623(59.9%)
Не были. Это грандиозная мистификация!
228(21.9%)
Я не уверен и пока сомневаюсь
153(14.7%)
Не интересуюсь мелкими событиями
36(3.5%)





Настроение: ...
Tags: , , , ,

Июль 17, 2019

03:07 pm: "Сатурн-5": были когда-то и они рысаками...
Была когда-то у человечества самая мощная в его истории ракета, созданная под руководством бывшего главного ракетного конструктора Третьего рейха. Называлась она "Сатурн-5" и сумела слетать в космос ровно 13 раз, за свои неполные, но славные 6 лет жизни (1967-1973). Это была реально эпическая ракета: стартовая масса 2965 тонн (!), и она выводила на околоземную орбиту 141-147 т полезной нагрузки (!!!). А на траекторию к Луне могла запустить 47 т груза. Она превосходила всех остальных последователей - и неудавшуюся советскую Н1, и Спейс Шаттл, и даже "Энергию".

Потом срок её активности завершился, а человечество постепенно "приземлилось" и деградировало в освоении Большого Космоса - после исчезновения соперничества двух сверхдержав (в связи с распадом одной из них). Секрет изготовления "Сатурна-5" утерян, испытательные стенды заброшены, а поставщики компонентов давно уже перешли на другую продукцию или разорились. Но память об этой грандиозной ракете осталась - в том числе и в рисунках иллюстраторов и художников.

Давайте помянем её тихим незлым словом - ведь послезавтра стукнет 50 лет покорения человечеством единственного земного спутника - Луны!


И ещё +1Свернуть )

Настроение: задумчивое
Tags: , , , ,

Март 14, 2019

11:05 am: Признак маразма или маркер идентичности?
А вот это нашумевшее фото, которое вчера тоннами постили в соцсетях как якобы "образец маразма и деградации" Роскосмоса, меня никак не трогает. Вообще к нему спокоен, не острю и не возмущаюсь. Знаете, почему?
Если кто из олдфагов помнит, то у космонавтов былых времен был такой обычай рапортовать с орбиты очередному сьезду КПСС о новых трудовых успехах. Брали с собой вымпелы и памятные таблички, которые не несли никакой научной и исследовательской нагрузки, но были призваны утвердить идеологический стержень государства. Тогда - советского. Нередко и за счёт ценной полезной нагрузки. Кроме того, в Байконуре были парторги и замполиты. И не один - а много. Они тоже вроде бы лишний и ненужный элемент, с точки зрения учёных. Парторги не исследовали небесную твердь и её звёздные осколки, а были жрецами тогдашнего культа. Но они БЫ-ЛИ.

Ну вот сейчас на Байконуре не парторг, а отец Сергий. И? Чего вы смотрите на него ошалелыми глазами какающей белки? Это не признак маразма - а скорей, маркер цивилизационной идентичности. Раньше были идеологические маркеры (см. выше), а теперь - вот такие. Других на замену нет, ведь марксизм-ленинизм приказал долго жить. Практически, этот духовник на космодроме выполняет точно такую же роль, как грандиозные соборы в городах Дальнего Востока, взметнувшиеся в 2010-е годы над Хабаровском, Петропавловском или Владивостоком. Особо популярны в смысле прихожан они не будут, регион весьма безбожный (отлично это знаю, так как долго в тех краях жил). Но это такая парадная фишка, Знак. Маркер русской идентичности и принадлежности территории. Вот и этот духовник - аналог собора на центральной площади Владивостока или на утёсе южнокурильского острова Кунашир. Тоже маркер.


Читать далееСвернуть )

Настроение: задумчивое
Tags: , ,

Январь 16, 2019

03:33 pm: 50 лет первой стыковке в космосе
Сегодня стукнуло ровно полвека с момента первой в мире стыковки пилотируемых космических кораблей.
Сейчас, конечно, всё это рутина и уже мало кому интересно, но тогда - была эпическая веха. Рубеж нового и ещё непознанного человечеством.
Под катом - советская газета из серии "Бывали когда-то и мы рысаками..." (Известия, 16.1.1969)

ПосмотретьСвернуть )

Настроение: ...
Tags: , , ,

Ноябрь 15, 2018

04:07 pm: 30 лет полёту "Бурана"
Напомнили, кстати - сегодня стукнуло ровно 30 лет со дня единственного полёта "Бурана".


По этому поводу отсылаю к большому фотопосту "На руинах исчезнувшей высокоразвитой цивилизации".

+Свернуть )

Настроение: задумчивое
Tags: , , ,

Июнь 7, 2018

02:15 pm: Подвижной состав ракетно-вывозного поезда на Байконуре
Любопытное видео от NASA, где хорошо и чётко виден ракетно-вывозной поезд на Байконуре.
Смотрите, ракету для пилотируемого запуска вывозят на 5-вагонном поезде, ведомом двумя маневровщиками ТЭМ2УМ. Между 2:10 и 3:10 хорошо заснят поезд сбоку, можно рассмотреть весь подвижной состав. Ракета покоится на одном 6-осном спецтранспортёре и двух концевых 4-осных платформах, на которые передаётся часть её массы.
Видео также интересно и тем, что на нём засветился хорошо знакомый многим тут varandej (на 1:58), который тоже присутствовал на вывозе этой ракеты.





Настроение: ...
Tags: , ,

Март 29, 2018

05:37 pm: На руинах исчезнувшей высокоразвитой цивилизации
Интересный и даже интригующий отчёт четырёх пяти безбашенных перцев, которые поехали на своей машине на Байконур, нелегально (без отчисления бабок Роскосмосу) смотреть старт очередного "Союза". Бросили машину в степи и 28 км чапали до периметра космодрома, скрываясь от охранников. Они действительно сумели пробраться к "бурановскому" старту и циклопическим сооружениям "Энергии", и заночевали в гигантском цехе СДИ. Но самое интересное в отчете - не старт ординарной, в общем-то, ракеты - а то, что они смотрели малую "Энергию" в цехе, а затем прошли в соседний цех, где стояли два нелетавших ещё "Бурана". Более того, в один из "Буранов" они сумели проникнуть прямо в кабину - через грузовой отсек и стыковочный узел.

Фоток там очень много, рассказ неплохой, так что тут я отобрал около 40 фото оттуда. Уменьшать не стал, идут с оригинальным разрешением, как в их блоге (1280).

"Энергия-М" - малая версия большой ракеты, рассчитанная на вывод 34 т нагрузки на НОО

На руинах исчезнувшей цивилизации. +39 карточекСвернуть )

Настроение: ...
Tags: , , , , ,

Март 22, 2018

07:17 pm: Будущее глазами американцев 1970-х годов
В июльском номере журнале "Америка" за 1975 год нашёл прелюбопытнейшее дополнение к моему посту про замедление прогресса в конце XX века, после исчезновения СССР.
Номер выпускался в момент советско-американской экспедиции "Союз-Аполлон" и соответственно, был посвящён наполовину космической теме. Так вот, журнал там публикует целую подборку картин американского художника Роберта Маккола, посвящённую видению будущего. И как мы можем видеть (заглянув под кат) - оно даже американцам начала 1970-х виделось совсем иначе: как стремление к иным планетам, познанию окружающего, а не замыканию в себе и близорукой рыночной погоне за микроулучшениями гаджетов.
Начнём, правда, с его работы "Прилунение" (1970), которая публиковалась там же:


Дальше - интереснее. Ещё +5 рисунков МакколаСвернуть )

Настроение: хе-хе)
Tags: , , , ,

Февраль 7, 2018

02:17 pm: 45,7% от исторического эталона мощности
А Маск-то наш Илон запустил таки Фалькон Хеви с полуторатонной Теслой в межпланетное пространство.
По состоянию на сейчас это самая мощная реально работающая ракета человечества (заявленная грузоподъемность вывода на околоземную орбиту - 64 т). Правда, пока что она вывела на орбиту не 63, и даже не 20 тонн, а всего лишь полторы - примерно как третий советский спутник мая 1958 года.


Кстати, этот запуск и восторги вокруг него показали серьёзное измельчание масштаба свершений нынешнего человечества - если в 60-70-е дедушки и бабушки нынешних восторгателей восхищались "Сатурном-5" (1973 г. - последний запуск), затем в конце 80-х их мамы и папы могли восхищаться советской "Энергией" (ноябрь 1988 - последний запуск), то сейчас серьёзным достижением явился запуск Falcon Heavy. При этом грузоподьёмность "Сатурна-5" на НОО составляла порядка 140 тонн, "Энергии" - ок. 100 тонн, а FH - 64 тонны.

Измельчание эталона мощностиСвернуть )

Настроение: ...
Tags: , ,

Январь 7, 2018

12:15 pm: Янг. Он летал на четырёх типах космических кораблей!

Ещё один яркий представитель эры Прорыва в Космос ушёл в небо:

[...] Американский астронавт Джон Янг, который высаживался на поверхность Луны, скончался на 88-м году жизни, передает ТАСС со ссылкой на Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Собственно Янг вообще был уникальным представителем сообщества астронавтов/космонавтов.

А почему уникальным?Свернуть )

Настроение: задумчивое
Tags: , , ,
Разработано LiveJournal.com