|
You are viewing 20 entries, 20 into the past Декабрь 25, 202109:17 pm: Лаборатория Перископа. Рубрикатор постов и очерков
Лаборатория Перископа на Sponsr.ru: подписаться можно здесь, зеленая кнопка "Присоединиться" Что вы сможете тут прочесть в 2022 году Вопросы и ответы по ЛабораторииПримечание: знаком (*) помечены общедоступные очерки и посты I. Книги о путешествиях автора"Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (весна 2013) Предисловие * 1. Замысел и подготовка2. Путь в Поднебесную 3. Первый день в Пекине 4. Пекинское метро. Масштабы, люди, барьеры5. Поезд-пуля G1 в Шанхай5а. Окончание главы 5: быт в поезде 6. Небоскрёбный Шанхай с высоты полкилометра7. Повседневная жизнь трёхэтажного Шанхая8. От коммунистов до колонизаторов. Баня9. Контрасты мегаполиса10. На поезде К56 на север11. От срединных земель до дымной Маньчжурии12. Осколки русского Харбина13. Китайская "Россия" на острове и первая встреча с КВЖД14. Непарадные предместья и амурские тигры15. Чуринский хлеб и снежный поход в Новый Город16. Городок КВЖД и станция Харбин17. Порт-Артур. Дальний предел Империи18. Порт-Артур. Перепелиная гора и обзор города с высоты19. Советский военный некрополь Порт-Артура19a. Русский некрополь. "Пусть гаолян вам навевает сны"...20. Форты Порт-Артура. "На сопках Маньчжурии"21. Далянь. Вокруг центра, трамвай и Русская улица22. Прибрежные бухты Даляня23. "Не надо бояться чифанек!" (*) 24. Русско-советское кладбище Цинъюньцзе24a. Мир китайских пятиэтажек и Тропа здоровья25. Путь в Тяньцзинь и Бинхайский военный парк26. Советский авианосец в Бохайском заливе27. Город Тяньцзинь и возвращение в Пекин28. Поход в Мавзолей Мао Цзэдуна29. Западный вокзал Пекина и поезд Т4330. Яньань - город "Великого Похода"31. Пещеры в горах. У истоков Красного Китая31a. Музей Революции32. Яньань. Коллективные танцы и возвращение в столицу33. Поездом на Великую Стену34. Пекин. Вокзальные куранты бьют "Алеет восток"35. "Утиное яйцо" и Пекин олимпийскийСубъективные размышления о современном Китае 36. Китайское государство, Мао и Сталин. Отношение к СССР 37. Китайская модель: капитализм, социализм или неведомый гибрид?38. Китай и Анти-Китай. Отношение к японцамЭпилог"От Петербурга до Хайнаня. Большая диагональ Евразии" (осень 2013) (на будущее).II. ИсследованияИстория дальних ж/д сообщений Восток - Запад1. Первые сибирские экспрессы (1898-1900) 2. Сквозной путь до Тихого океана (1903) 3. После постройки Кругобайкальской ж.д. (1908-10) 4. Спрямление. В начале Первой Мировой (1914-15) 5. Первый год после апокалипсиса (1922-23). 6. Расцвет Нэпа (1925-27) 7. Великий Перелом (1929-31) 8. Эра Кагановича. Первый приход (1935-36) 9. Эра Кагановича. Второй приход (1938-39) 10. После присоединения Западных территорий (1940-41) 11. Первый послевоенный год (1945) 12. При Сталине через Кругобайкалку (1948-50) 13. Начало хрущевской эры и путь в Пекин (1957) 14. При Хрущёве через Перевальный участок (1962-63) 15. Ранний Брежнев. Создание именных поездов (1966-67) 16. При позднем Брежневе (1979-81) 17. Советский пик скоростей (1985-87) 18. Перед концом СССР (1990-91) 19. Сообщения сразу после распада СССР (1992-93) 20. Постепенная фрагментация (1998-99) 21. После введения российских паспортов (2002-03) 22. После полной электрификации Транссиба (2006-07) 23. Перед украинским кризисом (2011-13) 24. Доковидная современность (2018-19) 25. Ковидный шок (2020-21)От пика сообщений СССР до распада транспортной связности СНГ (1988-2020) (начало публикаций планируется на осень 2022)III. Очерки из поездок Ульяновск (2021-2022) 1. Авиамузей (ч.1) - тяжелые турбореактивные машины (*) 2. Авиамузей (ч.2) - от АНТ-4 до Ил-623. Авиамузей (ч.3) - Ту-144, который летал с пассажирами4. Тема Ленина в городе5. Ленинский дом №2. Где жил Володя Ульянов в ранние годы (1871-75)6. Где и в каких услових жил подросток Володя Ульянов в гимназические годы (1885) * 7. Колорит и характер города 8. Туркострой и совмод в Ульяновске 9. Обзор электротранспорта: две половинки города 10. Железнодорожный Ульяновск 11. Район УАЗа и индустриальные окраины 12. Заволжская "авиационная" половина Тольятти (2020) 1. Колорит и характер города 2. Начало брежневского Тольятти. Ранние кварталы 3. ВАЗ и его окрестности 4. Заволжский Жигулёвск и Волжская ГЭСПермь и окрестности (2018) 1. Ракетный городок Звездный (*) Железные дороги и поезда1. Поезд №347 Санкт-Петербург-Уфа, его колорит и зимний маршрут (декабрь 2021) (*) 2. Цикл постов о маршруте поезда Петербург - Костомукша (2019).IV. Дневники (1981-2002)1. 8-12 января 1982. Отьезд на запад. Хабаровск - Чита2. 12-17 января 1982. Пребывание в Забайкалье3. 18-22 января 1982. Путь на запад. Забайкалье - Урал4. 23-25 января 1982. Омск - Москва 5. 26-27 января 1982. Первые впечатления о Москве 6. 28 января 1982. У гроба Суслова. Поход в Колонный зал Дома Советов* 7. 29 января - 3 февраля 1982. Впечатления о Москве 8. 4-8 февраля 1982. Отлёт из Москвы и возвращение к учёбе. Хабаровск Внимание! В процессе развития проекта возможны дополнения и изменения к этому плану.
Tags: Лаборатория Перископа
09:01 pm: 30 лет назад: спуск флага СССР с Кремля
Снова вернемся на 30 лет назад. Я уже рассказывал здесь про то, как весьма равнодушно воспринимался в глубинном народе Беловежский сговор 8 декабря и обнадежившая многих встреча лидеров республик в Алма-Ате 21 декабря. Время было мерзкое и какое-то... сволочное, что ли, вспоминать его не очень приятно. Но всё же вспомним. И вот на этом фоне 25 декабря было отмечено пронзительной сценой спуска флага СССР с кремлевского здания СМ СССР. Это показали по телевизору, после прощальной речи Горбачева, и многих зацепило. Хотя, строго говоря, 25-е это было на материке. А на Камчатке это, с учетом разницы во времени, случилось уже 26-го, в 5 утра. Поэтому и увидел этот репортаж я только по программе "Утро" по Орбите-1 - была тогда такая замена вечернему "Времени". Включил телик, по нему говорил Горбачев, бла-бла-бла, я покидаю пост, всё будет не очень хорошо, но я надеюсь и так далее. Затем показали ЭТО: в тишине флаг СССР спускался с флагштока и поднимался через пару минут флаг Новой России. Смотреть это было дико и как-то даже страшновато, и я где-то внутри себя ощутил холодок - "что-то с нами теперь будет?". Старый красный флаг был привычным, я с ним родился и вырос, он сопровождал меня все 27 лет моей жизни, был и в букваре и в учебниках, и в энцилопедиях, и на открытках, и вообще везде. И вот, новая реальность с неизвестностью... ( Читать далееСвернуть )
Tags: 1991, Советский Союз, Третья Смута, размышлизмы, уход в историю
Декабрь 22, 202109:27 pm: 30-летие Алма-Атинской декларации, как этапа распада СССР
Совершенно незамеченным прошло 30-летие события №2 по юридическому прекращению существования СССР. А именно - создание СНГ в Алма-Ате на заседании 11 глав бывших советских республик. Это событие совершенно заслоняется первым по очереди - а именно, Беловежским сепаратным соглашением только трех славянских республик (Россия, Украина, Белоруссия) 8 декабря. Тем не менее оно тоже было, и тоже влияло на умонастроения. Если вы помните, 2 недели назад я писал именно об низовом отношении к тому событию 8.12 - что оно не воспринималось в "глубинном народе" как что-то тревожное, из ряда вон выходящее. Многие считали, что это как раз начало "нового, более справедливого СССР", только под другим названием. Зато в мире Беловежский сговор наделал гораздо больше шума - и прежде всего, потому, что основные мировые державы были обеспокоены процедурой принадлежности огромного ядерного арсенала СССР. А на собственно переговорах Ельцина, Кравчука и Шушкевича этот вопрос не был самым гвоздевым, хотя и стоял. А во-вторых, другие союзные республики сильно обиделись на "славянских сепаратистов", что их не позвали. Так что через 2 недели пришлось передоговариваться, и теперь уже в широком составе 11 глав республик. И вот все комментарии и документы этого совещания как раз и сообщали широкому (ещё) советскому зрителю, что типа всё хорошо и типа находится более справедливый консенсус. То есть, те, кто считал, что СССР сохраняется под новым названием - и я в тот момент так считал - они торжествовали победу и говорили скептикам "Вот видите! А я же говорил, что это по факту сохранение Союза"! И действительно - внешне все выглядело именно так. Даже прибалты серьёзно забеспокоились - неужто "империя" сохраняется в новом обличии? (прикладываю комментарий Ландсбергиса-старшего). ( +4 вырезки от 23 декабря 1991Свернуть )
Tags: 1991, Советский Союз, Третья Смута, анализ, исторические газеты, размышлизмы, ревизионизм
Декабрь 18, 202101:19 pm: Юрию Никулину - 100
- Вообще-то, я не хотел ехать в круиз. Я думал купить жене шубу... - Нет-нет, шуба подождёт! (с) PS. Давно уже нет никакого ЧМП, когда-то крупнейшего морского пароходства в мире - оно распродано дельцами постсоветской Украины на иголки ещё 25 лет назад. Нет и "Михаила Светлова" (aka "Победа" / Magdalena) - судно ушло на слом ещё в 1977-м. Да и тем, кто родился в год выхода "Бриллиантовой руки", сегодня уже за полтинник. А вот Юрий Владимирович, несмотря на сегодняшние 100 лет, всегда с нами и вечно молод. "И меня, быть может, наградят... Посмертно!" С юбилеем, товарищ Никулин!
Tags: Советский Союз, идентичность, память
Декабрь 17, 202107:07 pm: О строительстве ж/д вдоль Аракса
На днях в Брюсселе в ходе уже второй прямой (!) встречи лидеров Армении и Азербайджана договорились о конкретике по прокладке железной дороги из Азербайджана через Армению в Нахичеванскую область, далее снова на Армению и через ПП Ахурян на Турцию. Точней, это вовсе не прокладка - а реанимация сталинской линии 1940 года, действовавшей в 1941-1993 гг. Из 25-летней паузы на карабахском фронте тогда наибольшую пользу извлёк Иран, под шумок достроив на Араксе ГЭС и создав водохранилище. Поскольку старые обязательства после исчезновения СССР растворились в пелене истории, то хитрые иранцы никаких работ по переносу ж/д линии уже не делали, а просто затопили её часть. А дальше, типа, "пусть те, кто за Араксом, сами разбираются". Как я не раз писал в ноябре-декабре 2020 года, а потом и говорил в ролике на Тактик-Медии - живительный военный пендель армянам в итоге разблокировал ситуацию и теперь там может быть снова восстановлена полноценная сеть региональных сообщений. Армян, конечно, жалко - их спас в последний момент лесник, пришедший с Севера; но они в ситуации сами виноваты, почивая на лаврах 1993 года. Могли бы потерять и весь Карабах вообще, но им повезло. Однако жизнь устроена так, что и поражение можно при желании превратить в новый старт. Было бы желание и железная воля к развитию, а не перманентное нытьё и поиск любых причин, чтобы не трудиться на благо собственного восстановления. А тут как раз подворачивается подходящий проект. Причем по сути этой договоренности, новая-старая линия разблокирует как прямую ж/д связь Армении через Азербайджан в Россию, так и из Азербайджана в Турцию через Армению. Поэтому зависимость получится по факту взаимная - так уж там устроена география. В общем, сухой остаток такой: меньше ныть, больше делать. И тогда обе стороны могут получить не только свою выгоду, но и упрощение геополитических связей с союзником. Хотя, понятное дело, что крайние политические лагеря в обеих странах будут истерить, что это предательство, недопустимая уступка и путь в пропасть. Так что, поживем - увидим. Если линию и вправду восстановят и запустят движение по обещанной схеме, новая война будет невыгодна всем.
Tags: Азербайджан, Армения, железные дороги, размышлизмы
12:03 pm: "Эти чёртовы красные запустили что-то вроде Луны!"
Забавный отрывок из мемуаров американского астронавта Майкла Маллейна "Верхом на ракете", глава 4. Маллейн был принят в отряд астронавтов в 1978 году и летал на челноке Space Shuttle в 1984, 1988 и 1990 годах. Во время запуска первого советского спутника, когда он наблюдал его в небе, ему было 12 лет. ( ОзнакомитьсяСвернуть )
Tags: САСШ, Советский Союз, архив, уход в историю, хай-тек
Декабрь 13, 202103:05 pm: Стереокомбайн вместо плиты ("Крокодил"-1985)
Интересно, как через 30-40 лет меняется восприятие одного и того же явления. По идее, эта картинка символизировала тогда (в 1985-м) нелепость и дикость преклонения перед иностранщиной - так что образцовый советский человек должен был поржать над молодыми чудаками, которые исступленно фапают на японщину и импортную эстраду. И повозмущаться ещё, что молодежь садится на шею родителей ради своих музыкальных увлечений - то есть, ходят обедать к ним. Вот гады-паразиты! ( ЗаценитьСвернуть )
Tags: Советский Союз, архив, исторические газеты, размышлизмы
Декабрь 8, 202112:03 pm: К 30-летию Беловежских соглашений
К 30-летней годовщине беловежских соглашений: это был не первый и не последний шаг к распаду СССР. Я много раз писал про эту дату в прошлые годы, поэтому не буду растекаться мыслию по древу. Единственно, надо отметить, что по поводу конца СССР примерно в середине "нулевых" (когда начало постепенно уменьшаться поколение тех, кто застал Союз во взрослом "рабочем" возрасте и стал вступать в активный возраст слой молодой постсоветской поросли) возник совершенно идиотический аргумент - " Никто не вышел защищать ваш эСэСэСэР, а вот царскую Россию защищали с оружием в руках". Так вот, тут имеет место быть двойной подлог: во-первых, среди условных "белых", воевавших на фронтах Гражданской войны, монархистов было подавляющее меньшинство - основная часть их были разные подвиды республиканцев, учредиловцев и февралистов. Даже Колчак или Деникин не воевали за реставрацию монархии. Но самый главный подлог этого аргумента - в том, что формальный роспуск СССР тогда не воспринимался населением как его фактический "конец". Подавляющее большинство современников считало, что "горбачевский" несправедливый Союз заменяется на более хороший, новый, правильный Союз под названием СНГ. Именно этим объясняется и такая единодушная ратификация этих соглашений в Верховном Совете РСФСР. А соглашения об СНГ изобиловали фразами о "едином оборонном и экономическом пространстве", "сохранении кооперации" и прочем интеграционном словоблудии. Причем и пресса чётко проводила политику " заменим старый СССР на новый, более справедливый" и даже такие архитекторы распада страны, как Бурбулис и Козырев, тогда маскировались. А рядовые граждане - они ведь не киссинджеры и в тайных пружинах политики разбираться не обязаны. Равно как и обладать послезнанием. Поэтому народ безмолствовал и на баррикады не вышел. Жестокая реальность начала проясняться только в 20-х числах января 1992 года, но было уже поздно. Характерный пример: первый же выпуск "Известий" после Беловежских соглашений (9 декабря 1991-го) прямо комментировал ситуацию, как создание "нового СССР". Почитайте сами, тут даже ничего и придумывать не надо. ( ЗаценитьСвернуть )PS. Причем те же адепты антисоветизма, которые упрекают население СССР в том, что они не вышли на его защиту (и, стало быть, не развязали новую гражданскую войну) - они же одновременно льют и крокодиловы слёзы по поводу красного террора в годы реальной Гражданской войны 1918-1922 гг. Двоемыслие, однако :)
Tags: 1991, Советский Союз, Третья Смута, напёрсток, размышлизмы, уход в историю
Декабрь 5, 202110:43 am: 50 лет назад. Товарищ Брежнев едет к польским друзьям
50 лет назад Леонид Ильич уезжал с Белорусского вокзала Москвы в Варшаву на поезде - хорошо видны знакомый перрон и столбы. За спиной - литерный поезд ( и скорей всего, с габаритом РИЦ): попробовал поискать хорошие снимки, но по этому событию никаких снимков в Сети нет. Увы. В общем, товарищ Брежнев едет к другу Эдварду - посмотреть друзей-поляков, себя показать, какие-то указания присоветовать 🙂 Интересно также посмотреть состав делегации - кого послали на VI сьезд? Первым идёт "смотрящий от СССР" глава Белоруссии Машеров. И это логично: соседи по границе лучше знают, что там творится и какова их ментальность. Второй - Катушев, секретарь ЦК по соцстранам, а также красноярец Долгих и днепропетровец Ватченко. Не менее любопытно и расположение лиц на фото: рядом с Леонидом Ильичом - идеолог №1 страны товарищ Суслов, а по другую сторону - формальный глава государства товарищ Подгорный. Из-за плеча генсека выглядывают товарищи Андропов и Устинов. Характерно, что на проводах нет товарища Косыгина - в то время он был ещё равновеликой фигурой генсеку, тоже делал политику и стал явно отодвигаться назад году в 1973-74-м, когда Брежнев сосредоточил всю внешнюю политику в своих руках. ( ЗаценитьСвернуть )
Tags: Москва, Советский Союз, архив, железные дороги, исторические газеты, уход в историю
Декабрь 2, 202109:41 pm: 30-летие украинского референдума
30-летие украинского референдума 1.12.1991 прошло тихо. А ведь для тех лет это было событие эпическое! И не только для Украины, но и для России. "Снаружи" (за пределами Украины) это воспринималось тогда как нелепая фантастика, как дикая сказка - как это, Украина отдельная будет? Но ведь мы же одна страна, одна экономика и по сути один народ! Однако нет - большинство тех, кто голосовал на весеннем референдуме за сохранение СССР "в обновленном виде", проголосовали через 9 месяцев за незалежность второй по значению республики СССР. Причем 3/4 из них - это не какие-то там убеждёенные западэнцi или диссиденты, а простые обычные люди - в основном русскоязычные в быту и часто "русские" по паспорту. Коих тогда было юридически около 10 миллионов на территории УССР. Странно, правда? Особенно странно потомкам это видится сейчас, с послезнанием - когда мы знаем про 2004, про 2014 годы и про все события деградации Украины. Но тут дело в том, что обычные люди живут не с послезнанием - они живут именно в том текущем моменте, который складывается "на сейчас". Так же, как мы с вами ничего не знаем о том, что будет в 2024 году и как повернётся фортуна, а тем более в 2035-м; так и они не знали о том, что Украина поползёт не вверх в своём развитии, как все привыкли - а совсем наоборот. Да даже и себя лично вспомните году этак в 2018-м - что, вы знали о какой-то там пандемии, которая закроет все мировые границы и отправит в аут авиацию и свободное перемещение по странам? Да вы бы посмеялись над таким предсказателем. Так что трудно требовать от жителя УССР конца 1991 года предвидения и таланта стратегического политолога. И мотивация такого удивительного (на сегодняшний день) голосования лежала сугубо в житейских плоскостях, а вовсе не в почитании бандеры или шухевича, или любви к шевченке. ( Читать далее. +Исторические газеты за 1 декабря 1991Свернуть )
Tags: 1991, Третья Смута, Украина, анализ, архив, исторические газеты, размышлизмы, уход в историю
09:05 am: Берлин, 3 мая 1945-го (видео)
Ко вчерашнему жуковскому юбилею: любопытнейший 5-минутный ролик, датированный 3 мая 1945 года. Осмотр маршалом Жуковым и его штабом рейхстага, рейхсканцелярии, колонны Победы и других берлинских точек. В наличии и легендарный глобус из рейхсканцелярии - его с любопытством крутят сопровождающие офицеры. Есть несколько вставок с рядовыми советскими бойцами и офицерами на фоне Бранденбургских ворот и др. Всё ещё свежее, руины дымятся - с момента капитуляции прошли всего сутки. Качество невероятное - как будто рядом с маршалом ходил оператор с камерой 4К. Вроде бы, применена какая-то новая технология ремастеринга.
Tags: Берлин, Германия, Советский Союз, Третий Рейх, архив, военная история
Декабрь 1, 202105:35 pm: 125 лет маршалу Жукову
Сегодня исполнилось 125 лет Маршалу Победы Г.К. Жукову. Наиболее известен в мире он заключительными боями за Берлин, принятием капитуляции Третьего Рейха и тем, что принимал Парад Победы на Красной площади в 1945 году. Однако, как мне представляется, самый главный его вклад за всё время войны - это командование Западным фронтом осенью 1941 года. В самый критический момент, когда состоялся Вяземский прорыв, были окружены крупные советские силы и вермахт попёр к Москве по незащищенной территории, он был срочно переброшен из Ленинграда, сумел собрать скудные силы, оставшиеся вне кольца окружения и заново пересобрать фронт, в итоге не позволив рейху овладеть столицей СССР. А затем и осуществить контрнаступление - впервые за войну отбросив немцев на широком фронте назад на 100-300 км. Были у него и крупные ошибки - например, поддержка Хрущёва против Молотова в 1957-м, за что он немедленно же и поплатился - осенью 1957-го, с формулировкой "за бонапартизм и принижение роли политорганов". Никита Сергеич быстренько стащил опасного конкурента с советского Олимпа, будучи тёртым интриганом. Впрочем, это нормально - ведь Жуков не политик, а вояка, и в сложных партийных интригах он практически не ориентировался. Тем не менее, Жуков был и остаётся крупнейшей личностью в истории Советского Союза и в целом, всей истории Государства Российского в его разных ипостасях. С юбилеем, Георгий Константинович! На фото Life он на воздушном параде в Тушино в 1956 году с американским генералом Натаном Туайнингом, который был на тот момент начальником штаба USAF
Tags: Советский Союз, военная история, память, уход в историю
Ноябрь 30, 202111:23 pm: "История тысячи паровозов" (1967, СССР)
Сегодня на канале Гостелерадио выложили 20-минутную советскую документалку про историю Железнодорожной миссии 1920-24 гг., которая заказывала паровозы за золото в Швеции и веймарской Германии. Документалка являет собой замечательный пример сусловской "выжимки истории" - где создатели фильма умудрились ни словом, ни полсловом не упомянуть про главную фигуру миссии - инженера путей сообщения Ю.В. Ломоносова, назначенного лично Лениным - и вообще ни словом ни обмолвиться об итогах деятельности этой миссии. Правда, упоминается про транш в 300 млн. золотых рублей и про то, как его везли. Потом в 90-е эта история стала именоваться "паровозной аферой", где якобы корыстные большевiзанты по-крупняку спекульнули валютой и типа разбазарили народное достояние РСФСР. Однако я эту историю аферой же не считаю, она была выполнена - хотя отчасти темным пятном в ней остается замена плановых 1000 паровозов ( в конце фильма даже показывается факсимиле Ленина с этими цифрами - 1000 Швеция и 700 Германия) в Швеции на 500 фактически поставленных. В реальности Германия честно и добросовестно сделала 698 паровозов (из 700) по чертежам Э, причем быстро - к концу 1923 года, когда потребность в восстановлении транспорта РСФСР была критической. Шведы делали свои 500 штук дольше и сдали последние паровозы к концу 1924-го, когда Ленин уже умер. Однако и шведские паровозы (Эш) ходили на сети долго и счастливо, причем именно один из "шведов" сейчас стоит на вечной стоянки у Ладоги (№4375). Кстати, и веймарские паровозы (Эг) отлично поработали в войну в колоннах особого резерва НКПС и снабжали боеприпасами фронт на прифронтовых дорогах. Но сусловцы 1960-х все эти интересные подробности из фильма вытравили, и получилось пресненько, хотя и канонично - в рамках прославления гения Ленина. А почему выбросили всё про Ю. Ломоносова, главу миссии? Это просто: потому что в 1927 году он стал невозвращенцем. Тем не менее он лично общался с Лениным по основным вопросам миссии и действовал в духе его директив. PS. Надпись на паровозе Эш №4375 на ст. Ладожское Озеро: « На этом паровозе в период 1941-1942 гг. бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».
Tags: Советский Союз, Швеция, архив, железные дороги, паровозы, уход в историю
Ноябрь 23, 202102:03 pm: 30 лет назад: новая граница по Нарве и разделение советского флота
Совершенно незамеченным прошёл 30-летний юбилей разделения Ивангорода и Нарвы - до 1991 г. по сути единого города в инфраструктурном смысле (электричество, канализация, маршрутная сеть автобусов и проч.). Так что 12-13 ноября 1991 года тут возникла граница, пока не очень строгая. Однако за 6-8 последующих лет она стала настоящей. Незалежность соседних стран стала вступать в свои права и вторгаться в жизнь простых граждан. Пришлось тяжко привыкать. Правда, за 30 лет привыкли. Теперь тут проходит граница с ЕС и НАТО, соприкосновение "двух миров". PS. И еще одна любопытная вырезка 30-летней давности - как республики ещё при полуживом СССР советский флот делили. Украине достался самый жирный и вкусный кусок, Латвии - тоже вкусный, России - попроще, Эстонии - новехонький Новоталлинский порт. Сухопутным республикам не досталось ничего. ("Известия", 23.11.1991) ( ПочитатьСвернуть )
Tags: 1991, Советский Союз, Третья Смута, Эстония, архив, исторические газеты, уход в историю, флот
Ноябрь 22, 202103:49 pm: Станция Киев Hbf в 1942 г.
В журнале humus всплыли интересные "оккупационные" фото Киева 1942 г. Вот, например, со станции Киев Hbf; правда месяц съемки не указан. На мой взгляд, судя по одежде, это не разгар лета, а скорей апрель или октябрь-ноябрь. На путях виден узнаваемый локомотив Br 38.2 саксонской постройки и судя по номеру, постройки от 1910 до 1919 г. Паровоз этот пассажирский экспрессный - так что скорей всего он привел в Киев немецкий поезд для отпускников из Берлина или Мюнхена. ( +2 фото станции Киев Hbf 1942 г.Свернуть )
Tags: Киев, Третий Рейх, Украина, архив, железные дороги, жж
Ноябрь 13, 202110:41 pm: Ручечник, Копчёный и Манька Облигация: что им могли впаять по тогдашним законам?
Шикарный разбор легендарной фильмы: в студию к Дмитрию Пучкову ("Гоблину") пригласили юристов-профи и они разбирают формальное юридическое поведение и процессуальную точность действий Жеглова с Шараповым, а также Кирпича, Копченого, Ручечника и Маньки Облигации. Что им могли "дать" по тогдашним законам. Кроме того, пробуют реконструировать их примерные биографии "до". Смотрится на одном дыхании :)
Tags: Советский Союз, анализ
Ноябрь 11, 202109:11 pm: Ф.М. Достоевскому - 200 лет
200 лет стукнуло Федору Михалычу. Не просто юбилей, а очень круглый юбилей. Интересно, что в своё время он мне в школьной программе не зашел вообще. То есть, конечно, пришлось осилить какие-то отрывки, потому что писали сочинение по "ПиН", но тогда все это показалось невероятной скучищей и жутко неинтересным чтивом. А по-настоящему Достоевского я открыл для себя в возрасти 30-ти лет, в середине Девяностых - когда решил прочитать потрепанную книжку "Белые ночи", валявшуюся в (бывшем) ленинском уголке предприятия. Прочитал - понравилось, и тогда я решил осилить и "Преступление". И... зачитался! Вот тогда зашло и прочно. Видимо, в 15-16 лет его читать рановато (а тем более насильно впихивать в программе), а вот в 30 - самое то. Затем были "Братья Карамазовы" и "Идиот", а на рубеже веков осилил и "Бесов". После этого к Федору Михайловичу стал относиться с величайшим уважением. И одновременно стало понятно, почему Чубайс его ненавидит. А потом уже перешел на следующую ступень - стал смотреть его адреса и музеи. В Питере (2014), в Старой Руссе (2013), в Вильнюсе (2015). Жаль, что вот в Омске не посмотрел, во время транссибирской поездки 2016 года. Но просто мало времени тогда было на город. Биография у писателя была потрясающе драматичная и интересная. PS. И очень хорошо, что Федор Михалыч дожил до эпохи фотографии, благодаря чему остались его фотографические портреты, а не только рисунки, картины или эскизы.
Tags: Российская Империя, идентичность, память
Ноябрь 8, 202109:03 pm: Ленинград-Витебский - Москва-Савеловская за сутки
Неосуществленная мечта - от Ленинграда до Москвы за сутки. Видел этот "зелененький" 197-й на Витебском вокзале, он так уютно дымил угольными печками под дебаркадером. Народ на него грузился с узлами, с баулами и корзинами, совершенно немосковский. Выходил он с Витебского после полудня и шёл оттуда не торопясь на Москву-Савеловскую через всю Савеловскую глухомань, следуя почти весь путь по тихим лесным ебеням. Но так ни разу и не проехал им. Говорят, там на узловых станциях по маршруту летом продавали удивительно вкусную и крупную ягоду, бидончиками и вёдрами, за какие-то копейки. В молодые годы всегда по-глупости думал, "ах, надо бы побыстрей", "так-то интересно, но долго же, целые сутки!", "ладно, потом как-нибудь" - а потом этот уникальный поезд исчез в пучине Девяностых (кажется, в 1998-м). И канул в лету навсегда. Щас бы проехал - да всё уже. Нет его и не будет никогда. ( Скан из служебки ОктЖД 1990 годаСвернуть )
Tags: Питер, Советский Союз, архив, железные дороги
Разработано LiveJournal.com
|