Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

С новым 2022 годом!

Ну что, товарищи? Тендер паровоза Л-3291, что близ станции Ульяновск-Центральный, а также и я лично поздравляем всех читателей блога с наступающим 2022 годом и желаем новых интересных дорог и открытий всем тем, кому интересно познание новых городов и весей!
Ворота в Азию

Лаборатория Перископа. Рубрикатор постов и очерков

Лаборатория Перископа на Sponsr.ru: подписаться можно здесь, зеленая кнопка "Присоединиться"
Что вы сможете тут прочесть в 2022 году
Вопросы и ответы по Лаборатории
Примечание: знаком (*) помечены общедоступные очерки и посты

I. Книги о путешествиях автора

"Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (весна 2013)
Предисловие *
1. Замысел и подготовка
2. Путь в Поднебесную
3. Первый день в Пекине
4. Пекинское метро. Масштабы, люди, барьеры
5. Поезд-пуля G1 в Шанхай
5а. Окончание главы 5: быт в поезде
6. Небоскрёбный Шанхай с высоты полкилометра
7. Повседневная жизнь трёхэтажного Шанхая
8. От коммунистов до колонизаторов. Баня
9. Контрасты мегаполиса
10. На поезде К56 на север
11. От срединных земель до дымной Маньчжурии
12. Осколки русского Харбина
13. Китайская "Россия" на острове и первая встреча с КВЖД
14. Непарадные предместья и амурские тигры
15. Чуринский хлеб и снежный поход в Новый Город
16. Городок КВЖД и станция Харбин
17. Порт-Артур. Дальний предел Империи
18. Порт-Артур. Перепелиная гора и обзор города с высоты
19. Советский военный некрополь Порт-Артура
19a. Русский некрополь. "Пусть гаолян вам навевает сны"...
20. Форты Порт-Артура. "На сопках Маньчжурии"
21. Далянь. Вокруг центра, трамвай и Русская улица
22. Прибрежные бухты Даляня
23. "Не надо бояться чифанек!" (*)
24. Русско-советское кладбище Цинъюньцзе
24a. Мир китайских пятиэтажек и Тропа здоровья
25. Путь в Тяньцзинь и Бинхайский военный парк
26. Советский авианосец в Бохайском заливе
27. Город Тяньцзинь и возвращение в Пекин
28. Поход в Мавзолей Мао Цзэдуна
29. Западный вокзал Пекина и поезд Т43
30. Яньань - город "Великого Похода"
31. Пещеры в горах. У истоков Красного Китая
31a. Музей Революции
32. Яньань. Коллективные танцы и возвращение в столицу
33. Поездом на Великую Стену
34. Пекин. Вокзальные куранты бьют "Алеет восток"
35. "Утиное яйцо" и Пекин олимпийский
Субъективные размышления о современном Китае
36. Китайское государство, Мао и Сталин. Отношение к СССР
37. Китайская модель: капитализм, социализм или неведомый гибрид?

38. Китай и Анти-Китай. Отношение к японцам
Эпилог

"От Петербурга до Хайнаня. Большая диагональ Евразии" (осень 2013)
(на будущее).

II. Исследования

История дальних ж/д сообщений Восток - Запад
1. Первые сибирские экспрессы (1898-1900)
2. Сквозной путь до Тихого океана (1903)
3. После постройки Кругобайкальской ж.д. (1908-10)
4. Спрямление. В начале Первой Мировой (1914-15)
5. Первый год после апокалипсиса (1922-23).
6. Расцвет Нэпа (1925-27)
7. Великий Перелом (1929-31)
8. Эра Кагановича. Первый приход (1935-36)
9. Эра Кагановича. Второй приход (1938-39)
10. После присоединения Западных территорий (1940-41)
11. Первый послевоенный год (1945)
12. При Сталине через Кругобайкалку (1948-50)
13. Начало хрущевской эры и путь в Пекин (1957)
14. При Хрущёве через Перевальный участок (1962-63)
15. Ранний Брежнев. Создание именных поездов (1966-67)
16. При позднем Брежневе (1979-81)
17. Советский пик скоростей (1985-87)
18. Перед концом СССР (1990-91)
19. Сообщения сразу после распада СССР (1992-93)
20. Постепенная фрагментация (1998-99)
21. После введения российских паспортов (2002-03)
22. После полной электрификации Транссиба (2006-07)
23. Перед украинским кризисом (2011-13)
24. Доковидная современность (2018-19)
25. Ковидный шок (2020-21)


От пика сообщений СССР до распада транспортной связности СНГ (1988-2020)
(начало публикаций планируется на осень 2022)


III. Очерки из поездок

Ульяновск (2021-2022)
1. Авиамузей (ч.1) - тяжелые турбореактивные машины (*)
2. Авиамузей (ч.2) - от АНТ-4 до Ил-62
3. Авиамузей (ч.3) - Ту-144, который летал с пассажирами
4. Тема Ленина в городе
5. Ленинский дом №2. Где жил Володя Ульянов в ранние годы (1871-75)
6. Где и в каких услових жил подросток Володя Ульянов в гимназические годы (1885) *
7. Колорит и характер города
8. Туркострой и совмод в Ульяновске
9. Обзор электротранспорта: две половинки города
10. Железнодорожный Ульяновск
11. Район УАЗа и индустриальные окраины
12. Заволжская "авиационная" половина


Тольятти (2020)
1. Колорит и характер города
2. Начало брежневского Тольятти. Ранние кварталы
3. ВАЗ и его окрестности
4. Заволжский Жигулёвск и Волжская ГЭС


Пермь и окрестности (2018)
1. Ракетный городок Звездный (*)

Железные дороги и поезда
1. Поезд №347 Санкт-Петербург-Уфа, его колорит и зимний маршрут (декабрь 2021) (*)
2. Цикл постов о маршруте поезда Петербург - Костомукша (2019).


IV. Дневники (1981-2002)
1. 8-12 января 1982. Отьезд на запад. Хабаровск - Чита
2. 12-17 января 1982. Пребывание в Забайкалье
3. 18-22 января 1982. Путь на запад. Забайкалье - Урал
4. 23-25 января 1982. Омск - Москва
5. 26-27 января 1982. Первые впечатления о Москве
6. 28 января 1982. У гроба Суслова. Поход в Колонный зал Дома Советов*
7. 29 января - 3 февраля 1982. Впечатления о Москве
8. 4-8 февраля 1982. Отлёт из Москвы и возвращение к учёбе. Хабаровск

Внимание! В процессе развития проекта возможны дополнения и изменения к этому плану.
наполеон

30 лет назад: спуск флага СССР с Кремля

Снова вернемся на 30 лет назад. Я уже рассказывал здесь про то, как весьма равнодушно воспринимался в глубинном народе Беловежский сговор 8 декабря и обнадежившая многих встреча лидеров республик в Алма-Ате 21 декабря. Время было мерзкое и какое-то... сволочное, что ли, вспоминать его не очень приятно. Но всё же вспомним.

И вот на этом фоне 25 декабря было отмечено пронзительной сценой спуска флага СССР с кремлевского здания СМ СССР. Это показали по телевизору, после прощальной речи Горбачева, и многих зацепило. Хотя, строго говоря, 25-е это было на материке. А на Камчатке это, с учетом разницы во времени, случилось уже 26-го, в 5 утра. Поэтому и увидел этот репортаж я только по программе "Утро" по Орбите-1 - была тогда такая замена вечернему "Времени". Включил телик, по нему говорил Горбачев, бла-бла-бла, я покидаю пост, всё будет не очень хорошо, но я надеюсь и так далее. Затем показали ЭТО: в тишине флаг СССР спускался с флагштока и поднимался через пару минут флаг Новой России. Смотреть это было дико и как-то даже страшновато, и я где-то внутри себя ощутил холодок - "что-то с нами теперь будет?". Старый красный флаг был привычным, я с ним родился и вырос, он сопровождал меня все 27 лет моей жизни, был и в букваре и в учебниках, и в энцилопедиях, и на открытках, и вообще везде. И вот, новая реальность с неизвестностью...


Collapse )
паровоз П-36

Поезд Деда Мороза едет по России

"Поезд Деда Мороза" в Вологде. Подобно олимпийскому факелу, он объезжает за месяц почти всю европейскую часть России и несет послание Деда Мороза и Снегурочки на станции сети железных дорог РФ. На основных станциях участками идёт под паровозом П36, а на дальних перегонах между мероприятиями - под тепловозом с паровозом в составе. Вечером паровоз к тому же и подсвечивается по контуру.


Collapse )
Ворота в Азию

Тверь: поход вдоль вагоностроительного завода

Новый рассказ из тверской поездки - поход вдоль Вагоностроительного завода (ТВЗ). Это не репортаж с цехов завода, а именно прогулка вдоль его территории, от главной проходной до подъездного пути близ станции Дорошиха - где готовые вагоны выкатывают на сеть РЖД. Давайте посмотрим, как выглядит парадный фасад завода и его рабочие проходные в непарадной части, а также и задворки, выходящие к главному ходу Октябрьской ж.д.

Памятник испытательному аэровагону, поставленный в 2008 г.

Collapse )
Красная Звезда

Фильм про "Армению" (к 80-летию потопления)

Интересный фильм РГО про "Армению" (недавно было 80-летие её потопления, и приурочен фильм видимо к дате). Самое любопытное, что ее недавно нашли - на глубине 1,5 км южнее Ялты в 70-80 км. И не просто нашли, но ещё и внешне обследовали глубоководным аппаратом. Вот в фильме и показаны эти уникальные подводные сьёмки.

"Армения", вопреки разным мифам, особенно позднесоветского времени, была не госпитальным судном (белым, невооруженным и с огромным красным крестом на палубе), а санитарным транспортом. То есть - вооружена небольшими пушками, имела военную команду, окрашена по-походному и возила не только раненых и гражданских, но и осуществляла переброску воинских частей. В частности, она вывозила гарнизон из осажденной Одессы в октябре 1941. (по этому вопросу также есть статья В. Нагирняка на "Взгляде" - там то же самое говорится, и исследуется разница госпитального судна и санитарного транспорта).

Кроме того, исследователи подсчитали, что на ней в момент рокового рейса не могло быть ни 10.000, ни даже 6.000 человек. Физически с 10 тысячами на борту при вместимости 550 чел. она бы просто потонула. Подсчёт всех возможных пассажиров даёт около 4.700 на борту, это в фильме есть и объясняется. В том числе и длительностью погрузки в разных пунктах (Севастополь, Ялта). В общем, стоит посмотреть, в фильме много интересного.

Камчатка

Авачинская бухта и Никольская сопка (видео)

Из недавней осенней камчатской поездки, сделал небольшое видовое видео.
Бурная и ветреная Авачинская бухта всего в 10 минутах от центральной площади города, а также подъем на Никольскую сопку по тропинке и виды с нее на бухту, рейд и Вилючинский вулкан (3 минутки)



Ворота в Азию

Межстоличный прожект ВСМ-2 завял

В-о-от, как видите, прошли выборы в ГД - и медийное трепло о межстоличной ВСМ во все барабаны сразу же стухло. Теперь уже "...на уровне правительства обсуждается возможность отказа от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург или серьезного сдвига сроков проекта. Вместо него предлагается..." (отседова)

О чем я и говорил все время в течение 2020-2021 гг. тем, кто верил в этот малоосмысленный и крайне дорогой прожект. Нет, это не потому, что я скептик или там враг инфраструктурных проектов. Напротив, я их горячий сторонник, если они реалистичны. Но... этот проект не был похож на реальный, большинством признаков. В случае реального проекта быстро и споро ведется проектирование, без двух-трех-четырех годичных пустых перетираний презентаций на транспортных форумах, а на местности ведутся массированные изыскания. А затем на место перебрасывается реальная техника и большие коллективы, и самое главное - выделяется чёткое финансирование из понятных источников, без приблизительных допущений. Вспомните, например, как строился Керченский мост с подходами, или спрямление БАМа на совгаванской линии и вы поймете принципиальную разницу в подходе.

И вишенкой на торте: "...потенциальный отказ от ВСМ нужно приветствовать, поскольку это позволит не увеличивать долговую нагрузку ОАО РЖД и радикально улучшить структуру инвестпрограммы, сократив ее объем за счет неокупаемого и сверхдорогостоящего проекта. Он полагает, что на сегодняшний день и в перспективе «Сапсаны» закрывают все потребности пассажирского движения между Москвой и Петербургом, причем они прибыльны для ОАО РЖД и, в отличие от ВСМ, по цене, уровню сервиса и длительности поездки способны эффективно конкурировать с авиаперевозками даже после продления линий метро до аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга..."

Авиация

Две градации "селедочности" в дальнем лайнере Б-777-300

Во время недавнего визита на Камчатку звезды случайно сложились так, что я попробовал два радикально разных салона одного и того же самолёта - туда летел в "селедочном" салоне стиля 2000-2010-х, а обратно - в более просторном салоне стиля 1980-х. При этом тип самолета был один - Б-777, но разных поколений. Первый - Б-777-300ER 15-летней давности (EI-GET), а второй - доставшийся "России" от покойного "Трансаэро" более ранний Б-777-300 (EI-UHL), 23 лет от роду. Имена лайнеров - "Магадан" и "Сочи". Еще раньше оба лайнера летали соответственно в Эмиратах и Сингапуре. Тем самым была наглядно продемонстрирована смена поколений набивания паксов - сейчас как селедок в консерве, а ранее - умеренно, позднесоветской плотности.

Тут вот что интересно, в этой связи: как только я упоминаю в своих репортажах плотность рассадки, тут же налетает камарилья авиафилов и начинают дружно верещать в комментах "плотность кресел зависит от жадности авиакомпании!". Первый коммент такого плана обычно появляется примерно через 3-4 минуты после публикации поста. Так вот - нет, ребятки: в России или Европе она зависит в основном от того, когда в лайнере определенного поколения сформировали "выгодную" схему рассадки, насколько давно это произошло. И затем большинство авиакомпаний принимает "стандарт новой допустимой селедочности". Я не про мифические австралийские линии, которыми я в обычной жизни не пользуюсь, а про реальные российские и европейские линии. И мы видим, что если в старом поколении лайнеров набивали не очень сильно, то в новом - под завязку.

Сейчас как раз и пришлось сравнить. Тенденция - налицо. Более новый лайнер имел схему 3+4+3, а более старый - 3+3+3. И когда я зашёл в него, мгновенно почувствовал большее разрежение пространства и свободу посадки в кресло. Можно повернуться, есть несколько дополнительных см от соседнего пассажира, чуть дальше расстояние от окна. Да и проход чуть пошире. Так вот, старая схема с расстояниями в стиле 1980-х - это примерно как было в Ил-62, а новая - сильно теснее. Поэтому я в свое время, 10 лет назад, был так сильно шокирован первым по-настоящему "селедочным" дальним полётом, когда полетел в 2011-м Москва - Владивосток после длительного перерыва (до этого был Ил-96 со "старой" плотностью, весна 2003-го). Потом, конечно, привык, совершив несколько полётов в бобиках и арбузах на Камчатку, в Южно-Сахалинск, Якутск и Владивосток. И вот недавно снова перенесся как будто бы в 1980-е, удачно угодив в лайнер с рассадкой пониженной плотности (по нынешним временам, конечно, пониженной - а в 1980-е нам и это казалось слишком тесным).

Ну да ладно. Давайте посмотрим оба лайнера снаружи и изнутри.

На первый взгляд модель - одна, но какая разница внутри!

Collapse )