Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ну что, товарищи? Тендер паровоза Л-3291, что близ станции Ульяновск-Центральный, а также и я лично поздравляем всех читателей блога с наступающим 2022 годом и желаем новых интересных дорог и открытий всем тем, кому интересно познание новых городов и весей!
"От Петербурга до Хайнаня. Большая диагональ Евразии" (осень 2013) (на будущее).
II. Исследования
История дальних ж/д сообщений Восток - Запад 1. Первые сибирские экспрессы (1898-1900) 2. Сквозной путь до Тихого океана (1903) 3. После постройки Кругобайкальской ж.д. (1908-10) 4. Спрямление. В начале Первой Мировой (1914-15) 5. Первый год после апокалипсиса (1922-23). 6. Расцвет Нэпа (1925-27) 7. Великий Перелом (1929-31) 8. Эра Кагановича. Первый приход (1935-36) 9. Эра Кагановича. Второй приход (1938-39) 10. После присоединения Западных территорий (1940-41) 11. Первый послевоенный год (1945) 12. При Сталине через Кругобайкалку (1948-50) 13. Начало хрущевской эры и путь в Пекин (1957) 14. При Хрущёве через Перевальный участок (1962-63) 15. Ранний Брежнев. Создание именных поездов (1966-67) 16. При позднем Брежневе (1979-81) 17. Советский пик скоростей (1985-87) 18. Перед концом СССР (1990-91) 19. Сообщения сразу после распада СССР (1992-93) 20. Постепенная фрагментация (1998-99) 21. После введения российских паспортов (2002-03) 22. После полной электрификации Транссиба (2006-07) 23. Перед украинским кризисом (2011-13) 24. Доковидная современность (2018-19) 25. Ковидный шок (2020-21)
От пика сообщений СССР до распада транспортной связности СНГ (1988-2020) (начало публикаций планируется на осень 2022)
Тольятти (2020) 1. Колорит и характер города 2. Начало брежневского Тольятти. Ранние кварталы 3. ВАЗ и его окрестности 4. Заволжский Жигулёвск и Волжская ГЭС
Железные дороги и поезда 1. Поезд №347 Санкт-Петербург-Уфа, его колорит и зимний маршрут (декабрь 2021) (*) 2. Цикл постов о маршруте поезда Петербург - Костомукша (2019).
И вот на этом фоне 25 декабря было отмечено пронзительной сценой спуска флага СССР с кремлевского здания СМ СССР. Это показали по телевизору, после прощальной речи Горбачева, и многих зацепило. Хотя, строго говоря, 25-е это было на материке. А на Камчатке это, с учетом разницы во времени, случилось уже 26-го, в 5 утра. Поэтому и увидел этот репортаж я только по программе "Утро" по Орбите-1 - была тогда такая замена вечернему "Времени". Включил телик, по нему говорил Горбачев, бла-бла-бла, я покидаю пост, всё будет не очень хорошо, но я надеюсь и так далее. Затем показали ЭТО: в тишине флаг СССР спускался с флагштока и поднимался через пару минут флаг Новой России. Смотреть это было дико и как-то даже страшновато, и я где-то внутри себя ощутил холодок - "что-то с нами теперь будет?". Старый красный флаг был привычным, я с ним родился и вырос, он сопровождал меня все 27 лет моей жизни, был и в букваре и в учебниках, и в энцилопедиях, и на открытках, и вообще везде. И вот, новая реальность с неизвестностью...
"Поезд Деда Мороза" в Вологде. Подобно олимпийскому факелу, он объезжает за месяц почти всю европейскую часть России и несет послание Деда Мороза и Снегурочки на станции сети железных дорог РФ. На основных станциях участками идёт под паровозом П36, а на дальних перегонах между мероприятиями - под тепловозом с паровозом в составе. Вечером паровоз к тому же и подсвечивается по контуру.
Новый рассказ из тверской поездки - поход вдоль Вагоностроительного завода (ТВЗ). Это не репортаж с цехов завода, а именно прогулка вдоль его территории, от главной проходной до подъездного пути близ станции Дорошиха - где готовые вагоны выкатывают на сеть РЖД. Давайте посмотрим, как выглядит парадный фасад завода и его рабочие проходные в непарадной части, а также и задворки, выходящие к главному ходу Октябрьской ж.д.
Памятник испытательному аэровагону, поставленный в 2008 г.
Интересный фильм РГО про "Армению" (недавно было 80-летие её потопления, и приурочен фильм видимо к дате). Самое любопытное, что ее недавно нашли - на глубине 1,5 км южнее Ялты в 70-80 км. И не просто нашли, но ещё и внешне обследовали глубоководным аппаратом. Вот в фильме и показаны эти уникальные подводные сьёмки.
"Армения", вопреки разным мифам, особенно позднесоветского времени, была не госпитальным судном (белым, невооруженным и с огромным красным крестом на палубе), а санитарным транспортом. То есть - вооружена небольшими пушками, имела военную команду, окрашена по-походному и возила не только раненых и гражданских, но и осуществляла переброску воинских частей. В частности, она вывозила гарнизон из осажденной Одессы в октябре 1941. (по этому вопросу также есть статья В. Нагирняка на "Взгляде" - там то же самое говорится, и исследуется разница госпитального судна и санитарного транспорта).
Кроме того, исследователи подсчитали, что на ней в момент рокового рейса не могло быть ни 10.000, ни даже 6.000 человек. Физически с 10 тысячами на борту при вместимости 550 чел. она бы просто потонула. Подсчёт всех возможных пассажиров даёт около 4.700 на борту, это в фильме есть и объясняется. В том числе и длительностью погрузки в разных пунктах (Севастополь, Ялта). В общем, стоит посмотреть, в фильме много интересного.
Из недавней осенней камчатской поездки, сделал небольшое видовое видео. Бурная и ветреная Авачинская бухта всего в 10 минутах от центральной площади города, а также подъем на Никольскую сопку по тропинке и виды с нее на бухту, рейд и Вилючинский вулкан (3 минутки)
В-о-от, как видите, прошли выборы в ГД - и медийное трепло о межстоличной ВСМ во все барабаны сразу же стухло. Теперь уже "...на уровне правительства обсуждается возможность отказа от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург или серьезного сдвига сроков проекта. Вместо него предлагается..." (отседова)
О чем я и говорил все время в течение 2020-2021 гг. тем, кто верил в этот малоосмысленный и крайне дорогой прожект. Нет, это не потому, что я скептик или там враг инфраструктурных проектов. Напротив, я их горячий сторонник, если они реалистичны. Но... этот проект не был похож на реальный, большинством признаков. В случае реального проекта быстро и споро ведется проектирование, без двух-трех-четырех годичных пустых перетираний презентаций на транспортных форумах, а на местности ведутся массированные изыскания. А затем на место перебрасывается реальная техника и большие коллективы, и самое главное - выделяется чёткое финансирование из понятных источников, без приблизительных допущений. Вспомните, например, как строился Керченский мост с подходами, или спрямление БАМа на совгаванской линии и вы поймете принципиальную разницу в подходе.
И вишенкой на торте: "...потенциальный отказ от ВСМ нужно приветствовать, поскольку это позволит не увеличивать долговую нагрузку ОАО РЖД и радикально улучшить структуру инвестпрограммы, сократив ее объем за счет неокупаемого и сверхдорогостоящего проекта. Он полагает, что на сегодняшний день и в перспективе «Сапсаны» закрывают все потребности пассажирского движения между Москвой и Петербургом, причем они прибыльны для ОАО РЖД и, в отличие от ВСМ, по цене, уровню сервиса и длительности поездки способны эффективно конкурировать с авиаперевозками даже после продления линий метро до аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга..."
Во время недавнего визита на Камчатку звезды случайно сложились так, что я попробовал два радикально разных салона одного и того же самолёта - туда летел в "селедочном" салоне стиля 2000-2010-х, а обратно - в более просторном салоне стиля 1980-х. При этом тип самолета был один - Б-777, но разных поколений. Первый - Б-777-300ER 15-летней давности (EI-GET), а второй - доставшийся "России" от покойного "Трансаэро" более ранний Б-777-300 (EI-UHL), 23 лет от роду. Имена лайнеров - "Магадан" и "Сочи". Еще раньше оба лайнера летали соответственно в Эмиратах и Сингапуре. Тем самым была наглядно продемонстрирована смена поколений набивания паксов - сейчас как селедок в консерве, а ранее - умеренно, позднесоветской плотности.
Тут вот что интересно, в этой связи: как только я упоминаю в своих репортажах плотность рассадки, тут же налетает камарилья авиафилов и начинают дружно верещать в комментах "плотность кресел зависит от жадности авиакомпании!". Первый коммент такого плана обычно появляется примерно через 3-4 минуты после публикации поста. Так вот - нет, ребятки: в России или Европе она зависит в основном от того, когда в лайнере определенного поколения сформировали "выгодную" схему рассадки, насколько давно это произошло. И затем большинство авиакомпаний принимает "стандарт новой допустимой селедочности". Я не про мифические австралийские линии, которыми я в обычной жизни не пользуюсь, а про реальные российские и европейские линии. И мы видим, что если в старом поколении лайнеров набивали не очень сильно, то в новом - под завязку.
Сейчас как раз и пришлось сравнить. Тенденция - налицо. Более новый лайнер имел схему 3+4+3, а более старый - 3+3+3. И когда я зашёл в него, мгновенно почувствовал большее разрежение пространства и свободу посадки в кресло. Можно повернуться, есть несколько дополнительных см от соседнего пассажира, чуть дальше расстояние от окна. Да и проход чуть пошире. Так вот, старая схема с расстояниями в стиле 1980-х - это примерно как было в Ил-62, а новая - сильно теснее. Поэтому я в свое время, 10 лет назад, был так сильно шокирован первым по-настоящему "селедочным" дальним полётом, когда полетел в 2011-м Москва - Владивосток после длительного перерыва (до этого был Ил-96 со "старой" плотностью, весна 2003-го). Потом, конечно, привык, совершив несколько полётов в бобиках и арбузах на Камчатку, в Южно-Сахалинск, Якутск и Владивосток. И вот недавно снова перенесся как будто бы в 1980-е, удачно угодив в лайнер с рассадкой пониженной плотности (по нынешним временам, конечно, пониженной - а в 1980-е нам и это казалось слишком тесным).
Ну да ладно. Давайте посмотрим оба лайнера снаружи и изнутри.
На первый взгляд модель - одна, но какая разница внутри!