Сперва я вам показывал вокзал с веерным депо, мимо которых ежесуточно проносятся десятки московско-петербургских поездов - скоростных и не очень, а сейчас покажу этот небольшой город (23,5 тыс.жит.). Вроде все пассажиры эту станцию знают и помнят, как "серединку" пути меж двух столиц, зато внутренностей города немного даже в сообществе russiantowns. Так что осмотрим городок, двумя частями - "бордюрную", что поближе к Москве, и "поребриковую", что ближе к Питеру. Эта часть - бордюрная :-)
Русская берёзка и реклама овощей
Сперва - карта, для наглядности.
Если рассматривать капитальную застройку, то город на 80% находится к западу от магистральной линии Петербург - Москва и по сути представляет собой "город одной улицы", облегающей озеро с северной стороны. Название её меняется (Кирова, Дзержинского, Веерная), но именно на неё нанизаны все основные городские здания и учреждения, включая центральную площадь. Опытным путём мы определили и то сакральное место, где поребрик переходит в бордюр (на карте - красная черта от вокзала до озера) - впрочем, подробней об этом ниже.
Цифры: 1 - вокзал, 2 - веерное депо, 3 - подвесной мост, 4 - Троицкий храм, 5 - северный мост через главный ход, где мы снимали прохождение "Сапсанов".
Синие стрелки - поход по "поребриковой стороне", красные - по "бордюрной".
Частного сектора в Бологое (на глаз) примерно 60%, многоэтажек - около 40%.
2. Сам город зимним видом своим весьма суров. Дорога чистится не очень тщательно. Большой процент хрущёвок из серого кирпича, с примесями сталинок и даже конструктивистских довоенных зданий.
3. А вот и то место, где питерский поребрик переходит в московский бордюр.
Видите башню, а за ней здание с цифрой 1974? Так вот, через это самое здание (дом отдыха локомотивных бригад) и проходит граница московского и питерского менталитета и языка. Если с питерской стороны этого здания женщины в секретной деповской столовой мило улыбаются и на вопрос, какой гарнир, отвечают "Ребята, греча и картошка", то с московской стороны суровый вахтенный мужик в служебной синей рубахе свирепо орёт навстречу: "Кто такие? Туристы? Туристы должны ссать на улице, а не у нас!" - и демонстративно закрывает перед носом туалет. В общем, наглядная граница влияний :-)
Давайте сперва пройдёмся в московскую сторону, к веерному депо через ул. Дзержинского и частный сектор.
4. Тумба с анонсами и объявлениями. С интересным металлическим навершием.
5. Продавцы нехитрой уличной снеди. Было утро воскресенья, народу немного, но они уже стояли на посту.
6. Причём бабуля сама предложила сфотографировать содержимое её прилавка. Вот, смотрите. Сушёные грибы, клюква, банки с квашеной капустой, мороженая речная рыба (рыба - дедова). Никакого гламура.
7. Идём дальше. В переулочке - какие-то довоенные дома. Спустимся?
8. Вот они же, поближе. Уже покинуты жильцами и видимо, пойдут под снос (?) или под капремонт. Судя по виду, это конец 20-х годов или начало 30-х.
9. С другой стороны улицы, у озера - военный памятник.
10. Рядом - пушка. Бологое, кстати, в войну под немцем не было, хотя подвергалось ожесточённым бомбёжкам, как важный ж-д узел.
11. Далее простирается гладь замёрзшего озера. Вдали чуть-чуть видна Троицкая церковь, до которой мы дойдём во второй части.
12. Идём дальше. Вот старое царское ж/д училище (1879), которое после войны было радикально перестроено в сталинском стиле (1950). Третье по счёту в России, по времени учреждения.
13. На заднем плане - по виду общага. Конструктивизм и само по себе здание здоровенное, что для 25-тысячного города очень необычно.
14. За забором - учебный ж/д светофор.
15. Типовой многоэтажный жилфонд. В основном сосредоточен недалеко от станции.
16. Ближе к линии ж/д - более старые 2-этажные дома барачного типа. Возможно, сразу-послевоенные.
17. На них - здоровенные сугробы и сосульки.
18. Магазин "Халява".
19. А это - местный "Компьютерный мир".
20. Далее мы вступаем на улочки частного сектора. Вот любопытный домик с самолётиком в качестве флюгера.
21. Деревянных домиков с мезонином в Бологое как бы не половина, если брать частный сектор. Очень распространено.
22. Если Иваново - город невест, то Бологое, видимо, город сторожевых собак. Их тут много и лают они сладострастно. В общем, с утра они подарили нам полный хоровой лаятельный аншлаг.
23. Останки трактора.
24. И этот домик - с мезонином!
25. Дровяное объявление.
26. Ещё один собачье-лаятельный солист.
27. Наконец, по маленькой улочке выходим к какому-то старому по виду краснокирпичному зданию.
28. На нём - вот такая табличка.
29. Автопарк в Бологое существенно отличается не то что от питерского, но и от новгородского. На глаз, тут из легковых - примерно 70% нашемарок, 20% - недорогих иномарок (логаны, нексии, etc) и около 10% - "крутые" (выше классом). Вот вам наглядный ответ на то, откуда и почему есть спрос на отечественный автопром. Есть он, есть - в России сотни маленьких городов.
30. И ещё с мезонином!
31. Далее дорога переходит в ул. Веерную и идёт вдоль депо, выходя к ж/д линии, но я это уже показал ранее. Возвращаемся, теперь уже по главной дороге.
32. Местный ДК, скорее всего железнодорожников. Удивила реклама 3D-универсама - мы так и не поняли, как это? Там что, все продукты объёмные, а не плоские?
33. Стадион "Локомотив", принимает игры высшего дивизиона Тверской области.
34. Вид на ДК и ул. Дзержинского.
35. У дома справа (кадр №34) вот такая интересная памятная табличка.
36. Весь город оклеен каким-то Дроботенко в разных видах.
37. Идём искать обеденное место. С этим возникла немаленькая проблема; впрочем, это будет рассказано во второй части.
Окончание следует.
Journal information