Когда я увидел анонс этого фильма, для меня сомнений не было: надо идти и смотреть. Период любимый, эпоха Великих Географических Открытий. И режиссер мною вполне уважаемый. И пофиг все рецензии, которые суть либо отражение личного взгляда, либо коньюнктурно-стадных предпочтений гламурного сообщества вечных критиков. Впрочем, прочтенная мною рецензия от u_96 только укрепила желание непременно смотреть. И я не ошибся, получив от фильма то, что хотел: эмоционально-историческую подпитку. Фильм – очень этнографичен. Ну, словом, стандартное ворчание по поводу проклятого Голливуда я бы все же запрятал в чулане.
Конечно, уши Голливуда иногда торчат. А куда от них деться? Все-таки это отчасти блокбастер, отчасти вещь рыночная, и надо народ насытить «неожиданными», но сюжетно-предсказуемыми эффектами (типа солнечного затмения во время жертвенного процесса на верху великой пирамиды, родов жены главного героя в каменной расщелине, заливаемой тропическим дождём, или ягуарихи с ягуарёнком на соседней ветке с героем, причем ягуариха не может догнать героя за 15 минут, но мгновенно догоняет случайно подвернувшегося врага).
И тем не менее, я считаю, что Гибсону хорошо и красочно (что непросто) удалось показать иную культуру, иное - неевропейское общество с собственной логикой и мотивацией на поступки. Я был в восторге от суровой логики сцены у водопада, и, скажем, прекрасно понимал логику жестокого разорения мелких деревень на периферии империи – ибо на приводимых в большие города рабах держалась вся экономика и процветание ацтеков. Так что трепещите, мексиканцы, возвеличивающие своих «культурных» предков!
Я помню еще в школе, когда я читал трехтомник Магидовича – еще тогда во мне закралось смутное сомнение, что ацтеки и инки, в общем-то, тоже изрядные твари. Хотя там тема их религиозных культов и вообще, экономической основы построения местной империи, не очень-то педалировалась, а больше упиралось на то, что вот приплыли зловредные испанцы и уничтожили, сцуки, цивилизации с величайшей и самобытной культурой. Потом были еще книжки, а полтора года назад в мои руки попала отличная книга Хэммонда Иннеса «Конкистадоры» с довольно целостной биографией двух великих конкистадоров - Кортеса и Писарро. И если второй мне показался менее интересным, то невероятная одиссея Кортеса, рассказанная в подробностях, меня впечатлила сильно. Мощный был мужик: не просто рисковый авантюрист, но настоящий мастер психологической войны и редкого мужества воин. Я бы лично с ним точно пошёл вглубь, и совершенно не жалко сложить голову где-нибудь под Тлашкалой, нежели тихо чадить ничтожной жизнию где-нибудь в мелком кастильском поместье.
400 человек, 15 лошадей и 8 пушек на старте похода против 110-тысячного войска шестимиллионной ацтекской империи – это да! Однако Кортес, как я понял, Гибсоном оставлен «на закуску» для второго фильма и испанцы в фильме появляются только в последних кадрах.
Но самое главное, это то, что Иннес в книге показал, что невероятные успехи Кортеса были возможны потому, что империя ацтеков держалась на жесточайшем подавлении покоренных племен и вбрасывании новых масс рабов в экономику. Для этого и работали «спецотряды» по добыче рабов – как и показанный в фильме Гибсона. Нужны были и такие командиры – жестокие, смелые и относительно неглупые. И потом, империя ацтеков не спешила интегрировать покоренные племена в свою культуру и ментальность (как, скажем, Римская в своем расцвете) – это ее и погубило. В общем, все великие латиноамериканские цивилизации – это не меньшие каки и бяки, чем пришедшие испанцы с крестом и аркебузом.
Фильм весьма жесток (берегитесь, о субтильные трепетные девушки!). Он не мог не быть жесток, раз уж режиссер постарался воссоздать логику поступков того времени и той цивилизации. Причем Гибсон еще пощадил нервы массового зрителя – так как в жертву у ацтеков обычно приносились не молодые мужчины-воины 20-25 лет, а мальчики 6-10 лет. И сам процесс принесения религиозных жертв был максимально жесток – у живого человека вскрывалась грудь, вырезалось еще сокращающееся сердце, затем в зияющую рану вставлялся деревянный стержень и поджигался; и только после этого жертву лишали жизни. И в сутки ацтекское государство потребляло таким образом от 10 до 600 жизней, в зависимости от тяжести текущих проблем и величины праздников. Вот так-то, ребята. А мы ещё лицемерно критикуем ацтекских почти-современников – того же Торквемаду, Малюту Скуратова или скажем, организаторов Варфоломеевской ночи во Франции.
И тем не менее рекомендую, всем любителям истории с крепкими нервами. Идите, да посмотрите. Операторская работа – очень хороша. И крепко выписан быт крупного города ацтеков с изображением разных социальных слоев. Заодно уясните себе истинное предназначение огромных ацтекских ступенчатых пирамид. Да и длительная сцена погони имперского спецотряда за бежавшим «хорошим парнем» весьма вас порадует :)
Ну а я жду второго фильма. Гибсон, не сдрейфь перед Ватиканом, Мексикой и нынешней дебильной политкорректностью! Давай Эрнана Кортеса, донью Марину и ацтекского Горбачёва - Монтесуму - в продолжении!
Journal information