Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Казань: музей вертолётного завода

Недавно я рассказал вам про музей КАПО им. Горбунова, в двух частях (поршневая эра авиации и реактивная), а вот музей Казанского вертолётного завода (КВЗ) из повествования как-то выпал. Заполняю этот пробел.

Хотя, по правде сказать, картинок оттуда совсем мало и они сделаны малюсенькой 2-мпиксельной мыльницей казанчанки Ирины, с которой я ездил по авиазаводам и соцгороду Авиастроительного завода. Мало, но всё-таки есть. Дело в том, что мою зеркалку пришлось оставить на вахте, поелику она вызвала ступор у заводской охраны, Ирина осталась ждать моего возвращения у бюро пропусков, а меня боевой сухопарый дед-ветеран, директор заводского музея, затем повёл на территорию, после проверки документов и согласования. Так что немного расскажу таки про завод.

В заводском музее КВЗ


Мы прошли через проходную и дедок немного меня провёл по прилегающей территории. Посмотрели сквер с двумя вертолётами и памятником, прошли в ближний цех с готовой собранной продукцией (только без лопастей), а потом зашли в музейный ангар, который был сделан, возможно, на основе какого-то бывшего лёгкого склада или ангара для демонстрации образцов. На территории я нигде не снимал, только слушал рассказ директора (хотя очень хотелось).

Более всего там меня поразила внутризаводская движуха - целые ручейки людей туда-сюда, цветные каски по цехам, какие-то кары ездят, транспортёры, машины чуть ли не цепочками. Я такого зрелища давным-давно не видел, т.к. успел привыкнуть к печальной тишине постсоветских машиностроительных заводов, а то и к руинам - или к превращению их в скопища торговых складов. А тут, всё жужжало и шуршало, прям как в "Красном Сормово" образца ноября 1986 года, которое я ещё смутно помнил с момента самой первой моей камчатской командировки. Ну конечно, с поправкой на время.

* * *
Процитирую кусочек моей беседы с директором музея:
- А чего у вас так к сьемкам строго?
- Зачем нас снимать? У нас режимный завод.
- Ну как... много тысяч читателей бы узнали и посмотрели, чем живёт и дышит завод...
- А мы не нуждаемся в рекламе. У нас вон в три смены работают, еле успевают программу выполнять.
- Чё, так прям загружены?
- Да, сильно. Договора уже на 2015-й заключаются и даже на 2016-й. Мы столько сейчас вертолётов делаем, как никогда!
- Но завод же с советского времени? Неужели делаете больше, чем при СССР???
- (чуть задумавшись) ...не, Союз нам не переплюнуть. Тогда Афган был, вертолёты клепали, как сосиски. Зато сейчас машины не типовые, с ними больше возни - у нас только комплектаций салонов около двадцати. А тогда всё простое было, военное. Но за 20 лет никогда столько не делали.
- Понятно... и сколько же машин вы делаате?
- Ну, сейчас где-то 130-135... это очень много. Пять лет назад делали меньше сотни. И программа очень большая, у нас поставки в 31 страну, кроме нас. А ремонт! Ремонта и перекомплектации тоже очень много! У нас сервисный цех еле справляется.
- А при СССР?
- Ууу... тогда, наверное, около двести пятьдесят... Но в те времена просто было, в основном новое производство, и салоны очень простые, военные. Меньше возни с комплектацией.


Ну а теперь фотки с музейного ангара. Не фонтан по качеству, кое-что даже размазал - но уж что получилось.

2. Этот завод, как и остальные казанские авиагиганты - дитя сталинской индустриализации. Перед войной и во время войны завод делал лёгкие этажерки По-2.


3. Поэтому неудивительно, что экспозиция завода совершенно недесталинизирована, и содержит не только много тоталитарных фото, но даже и бюстик Иосифа Виссарионовича. Кстати, это часто встречается в окраинных, заводских, военных музеях - если знаковые столичные музеи (типа нашего питерского Музея Политической Истории в особняке Кшесинской) оккупированы либеральной публикой и нередко используют свою богатейшую экспонатную базу для изощрённой манипуляции головами посетителей, то в маленьких музеях всё не так - они просты, наивны и историей не манипулируют. А поэтому, там выставляется то, что и составляло содержание эпохи применительно к истории завода или воинского соединения. Причём, это закономерность общая, где я бывал - от Мурманска и Бреста до Читы и Владивостока.


4. "Этажерка", подвешенная под крышей.


5. А это - кусок По-2, хотя затрудняюсь сказать, это реплика или хорошо подреставрированный оригинал. С этажерок на первые вертолёты завод перешёл в 1947 году, ещё при Сталине (Ми-1).


6. Советские знамёна завода.


7. Страны, где ведётся эксплуатация продукции КВЗ или куда осуществлялись/ведутся поставки вертолётов. Во время беседы выяснилось, что в синий ошибочно незакрашена Гренландия, где тоже отметились казанские машины, и для которой датчане их покупали. В общем, охват неслабый, как видите. Только разного времени.


8. Директора завода (трое слева, кроме Поликарпова).


9. Вы будете смеяться (или возмущённо плакать - кто как), но на этом заводе есть свой локальный комсомол - когда навернулся всеобщий ВЛКСМ, заводская организация осталась. И она действует и посейчас.


10. Это, традиционные экспонаты заводских музеев - когда завод посещали руководители страны, неважно какой эпохи, визуальный результат шёл в музей.


Далее Иринина мыльница мне показала "козу" - на экранчике засветилось коварное Card memory is full, я пытался лихорадочно что-то стереть, хотя бы высвободить места на пять-семь снимков, но быстро не успел найти кнопку стирания отдельных кадров и боялся стереть всё вообще. А дед с девушкой-помощницей вели меня всё дальше и дальше, по стендам и экспонатам. В общем, современная история завода осталась не охвачена визуально, равно как и отдельные документы, показавшиеся мне интересными :(

11. И на десерт - вид завода (главной проходной Первой Площадки) с внешней стороны. Я уже показывал этот вид, но пусть будет и тут.


На этом всё с авиаКазанью.
Спасибо за внимание :-)
Tags: Казань, Советский Союз, авиа, уход в историю
Subscribe

  • Актуальные ссылки

    Добрый день всем! Новое в Лаборатории Перископа, из недавних очерков: 1) Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х (открыто…

  • Постсоветская эпоха и её глашатай

    Человеческая жизнь конечна. Но нам, современникам, казалось порой, что над Владимиром Вольфычем смерть не властна. Он был с нами всё постсоветское…

  • Информационные каналы взаимодействия

    К сведению читателей этого блога. На этой платформе публикации, кроме общих информационных извещений и (возможно) полезных ссылок, пока не…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • Актуальные ссылки

    Добрый день всем! Новое в Лаборатории Перископа, из недавних очерков: 1) Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х (открыто…

  • Постсоветская эпоха и её глашатай

    Человеческая жизнь конечна. Но нам, современникам, казалось порой, что над Владимиром Вольфычем смерть не властна. Он был с нами всё постсоветское…

  • Информационные каналы взаимодействия

    К сведению читателей этого блога. На этой платформе публикации, кроме общих информационных извещений и (возможно) полезных ссылок, пока не…