Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

  • Mood:
  • Music:

Забайкальский поход по Транссибу. Новопавловка - Толбага

Решил выложить что-нибудь из старенького. А то всё новенькое да новенькое, а более ранние походы и поездки уныло солятся в архиве и вопиют о несправедливом забвении. Нехорошо.
* * *
Итак, сегодня мы перенесёмся почти на 9 лет назад и на 5836 км на восток от Москвы, в лето 2004-го и в Западное Забайкалье. И пройдём пешочком не спеша прямо по полотну Транссиба до станции Толбага, где в декабре 1899 года строители отмечали смычку забайкальского участка Великого Сибирского пути. Поскольку места европейским людям непонятные, я постараюсь на картах и схемах показать их как можно наглядней. В помощь к снимкам будут привлечены воспоминания очевидцев из 1908 года, а также выдержки из царского путеводителя по Забайкальской магистрали 1905 года.

Транссиб, Забайкалье. Долина реки Хилок, 5834 км от Москвы


2. Но сначала - о каких местах пойдёт речь. Красная точка северней монгольской границы, западней Читы и юго-восточней Улан-Удэ - нам туда.


3. В этих местах Транссибирская магистраль, проходя из Улан-Удэ через станцию Петровский Завод, следует почти на юг до долины Хилка, затем делает резкий поворот на восток и проходит берегом реки, отчасти повторяя изгибы его русла. За станцией Бада Транссиб уходит на Яблоновый перевал и Читу. Очень живописные и зрелищные места, когда едешь на поезде. Две красных точки - это начальная (левее) и конечная отметки фотопохода.


4. Теперь, диспозиция ещё подробней. Выйдем мы из посёлка Новопавловка, одноимённой станции на Транссибирской магистрали, а придём на бывшую станцию Толбага, ныне разобранную и превращённую в остановочный пункт. Большую часть маршрута будем двигаться вдоль полотна Транссиба, а иногда и прямо по нему.


5. Итак, 23 июля 2004 года, выходим из Новопавловки. Выйти надо достаточно рано, чтобы весь маршрут "туда" успеть пройти по приятной прохладе и до полуденного бенефиса паутов. Ну а обратно уже по обстановке. Сперва идём по улице Майская до границы посёлка.


6. Мимо вполне рабочей водокачки 1940-х. Но рано утром она, понятно, закрыта.


7. Дойдя до границы домов, поворачиваем на 90° на улицу Набережная.


8. Проходим мимо этого милого дома "с оленятами". Здесь в 1962-1990 гг. жил младший брат моего деда, сталинградец и ветеран войны Анатолий Степанович Сигачёв. Потом уехал со всей семьёй на Кубань, а через 8 лет, когда умерла его жена, вернулся обратно в родное Забайкалье, но дом этот уже был давно продан. Он до сих пор жив, инвалид 1 группы, но живёт сейчас в Улан-Удэ, у сына.


9. Идём по ул. Шахтовой к Транссибу. Вон он уже виден, вдалеке.


10. Улица выходит к Транссибу перпендикулярно, вливаясь в местную трассу на Толбагу. Ну а мы поворачиваем налево, на восток.


11. Восточная горловина станции Новопавловка. Поближе стоит тепловоз ПМС (путевой машинной станции), а подальше - грузовой поезд, готовый к отправлению. Пока я буду идти до переезда, он отправится и перегонит меня. Слева внизу на камешке - веночек. Кто-то когда-то разбился тут на мотоцикле, а гоняет народ (молодёжь, конечно) весьма безбашенно. Традиционно, такие места тут оборачиваются венками или метятся цветами.


12. ПМС-овский тепловоз уютно и по-домашнему закрыт шторочками, там спит машинист или помощник. Днём они уедут куда-нибудь на километры, работать по магистрали.


13. Идём по этой широкой тропе вдоль главного пути. Вдали - станция Новопавловка, направление на запад.


14. С этого же места посмотрим и на восток. Впереди - переезд, где мы тоже переходим Транссиб, а дальше - клубится туман. Утро же. Клубится он над Хилком, отмечая его течение.


15. Переходим через переезд, и дорога вплотную приближается к Хилку, в который здесь впадает речка Зун-Тигня.


16. Развернёмся на 180°. Вид на Транссиб и ж/д мост через Зун-Тигню: нас сейчас обгоняет почтово-багажный №904 Москва - Владивосток.


17. Туман над Хилком постепенно рассеивается. Вдалеке справа видны сильно сглаженные сопки - там находится широкая зона заливных лугов в пойме речки Индяжины, тоже притока Хилка, но южного.
Те места памятны мне тем, что там мы провели первую половину дня 19 августа 1991 года, помогая родственникам на покосе. Я как раз был в длинном камчатском отпуске. Вернулись в Новопавловку, и после ударного покосного труда решили попариться в бане. Тут-то с радостным воплем и прибежал наш родственник, муж моей сестры - "Горбатого сняли! Ура!!!". "Какого Горбатого? - ваш местный начальник, что ли?". "Ну как какого - который пятнистый! Горбача!". "Ааа... Серьёзно, не врешь? Выпил, небось уже?". "Честно-честно! По телеку передали. И больше ничего не передают. Кажут одно Лебединое озеро!".
Впрочем, про этот период и тогдашнюю реакцию забайкальцев и дальневосточников на ГКЧП и ЕБН я как-нибудь расскажу подробно, не здесь.
А мы - идём дальше на восток :-)


18. Железная дорога после Зун-Тигни огибает скалистую "щеку". На обратном пути этого дня я заберусь на вершину этой сопки и отсниму полукруговую панораму Транссиба, которая в конце 2006-го попадёт парадным разворотом в журнал "Экспедиция".


19. На следующей излучине Хилка туман ещё не ушёл вверх и даже сгустился. 5831 км от Москвы.


20. Вдоль линии массово растёт какой-то цветок, очень красивый, но я не знаю его название.


21. Остановочный пункт 5833 км. Взгляд на восток: Транссиб тут срезает излучину, идя прямо. Тумана нет - мы отдалились от реки.


22. По параллельной дороге движется главный забайкальский транспорт - лесовоз. Дальше видны клубы тумана над рекой.


23. Излучина Хилка очень хорошо прослеживается по туману.


24. Знак стометрового пикета. Раньше на подножиях знаков, с давних пор, рисовалась красная звезда, но в начале нулевых её массово стали закрашивать белой краской.


25. Небольшой отдых на тёплых транссибирских рельсах, после прохода поезда. Плотно повязанная белая косынка - самый удобный головной убор для солнечного дня, который выполняет сразу три функции: а) изолирует голову от теплового удара, б) затылок - от беспощадных атак забайкальских паутов, в) не даёт поту стекать на глаза. Климат тут резко континентальный, и прохлада в жару переходит быстро, за какие-то полчаса.


26. 5834 км. Хилок выходит к железной дороге.


27. И снова скалистая "щека".


28. Хилок опять делает большую излучину...


29. ...Уходя к южной части широкой долины. А представьте себе, как это всё смотрится из более высоко расположенного окна вагона!


30. Обогнув скальный утёс, дорога постепенно выпрямляется. Сзади - километровый знак 5835.


31. Авто-переезд на хилокский мост.


32. И сам мост. Лесовозная дорога затем уходит на юг, спустя 60 км переваливая через Малханский хребет, и раздваивается далее на Красный Чикой и Ямаровку.


33. Ну вот, уже начинается и Толбага, с её заливными хилокскими лугами и пастбищами.


34. Вот что писал про эти места лейб-хирург Павлов, в 1908-м (стр. 18, обведено красным).

Вообще, саму книгу тоже рекомендую - очень интересная и весьма нелицеприятная картина порядков в русских войсках со взглядом "снизу". При этом автор не слал никаких телеграмм микадо, он просто выполнял на фронте свой медицинский долг. После прочтения становится более понятным, откуда и почему шли истоки революционизации низших чинов в 1905 году - если смотреть всерьёз, без нынешних модных хрустений булкой и происков зловредных жыдомасонов.

35. 5836 км Транссиба, взгляд на запад.


36. Наконец, приближаемся к станционным постройкам начала XX века. В паровозную эру Толбага была крупной станцией с буфетом, тут стояли все пассажирские поезда, и даже маньчжурский курьерский №1/2. Справа в постройке помещался водогрейный куб, здесь все пассажиры набирали себе в дорогу кипяток (тогда титаны внутри вагонов были только в курьерских поездах в вагонах 1-го и 2-го классов).


37. Вот выписка про Толбагу из Путеводителя по Великому Сибирскому пути 1905 года.


38. Взгляд на царские станционные постройки с восточной стороны.


39. Проходим дальше, вдоль бывшей станции. Здесь тоже что-то было, но уже снесено и заросло травой.


40. На пригорке - большое здание. Это школа сталинской эры: в транссибирских посёлках школы 1930-х и 1950-х обычно являются самыми капитальными и большими зданиями. Сейчас на неё уже нет учеников на полный цикл, все разъехались, посёлок в девяностые заметно опустел и насчитывает сильно менее полутысячи человек.


41. Покинутый толбагинский вокзал. Станция была закрыта вместе с падением грузооборота по Транссибу в середине 1990-х и в 2000-х более уже не возрождалась, оставшись просто о/п, даже после существенного роста движения в поздне-путинское время.


42. Так что местные жители попытались его переквалифицировать в ДК. Сейчас прошло уже почти 9 лет со дня сьёмки этого кадра; не знаю, жив ли вокзал вообще, как здание.


43. Вид на вокзал и демонтированный первый путь. Эти мощные деревья были посажены тут уже при Сталине, в конце 1930-х.


44. Табличка станции, ещё с МПС и орденом Забайкальской ж.д.


45. И вот, наконец, цель нашего похода - памятная часовня, срубленная в честь соединения Забайкальской дороги. Дорога сомкнулась 16 декабря 1899 года, на торжества прибыл министр путей сообщения Империи князь Хилков, и в тот же день сюда пришёл поезд из Сретенска на Шилке.


Телеграмма императору Николаю II, от генерал-губернатора Забайкальской области:
«Сегодня, 16 декабря, в два часа дня на 361 версте совершилось великое мировое событие: уложено последнее звено Забайкальской железной дороги, соединившее прямым паровым сообщением, считая Байкал и Шилку от Сретенска, не только Балтийское и Чёрное море с Великим океаном, но и давшее непрерывное кратчайшее паровое движение вокруг земного шара. [...]».
И далее, изъявления верноподданических чувств Государю Императору, там ещё много слов. Высокопарно, конечно, но таков был стиль эпохи.

46. (из Путеводителя 1905 г.) Тогда часовня выглядела несколько побогаче и посложнее, на ней была резьба над входом, а также выступы с крестами со всех четырёх сторон. Исчезла и маковка. С начала 1930-х она долго использовалась как путейский склад, а в 1974 г. (к 75-летию Забайкальской ж.д.) была снова отреставрирована, но уже с некоторым упрощением.


47. Нигде не удалось найти "рабочее" фото министра Хилкова ни в Забайкалье, ни на Байкале, поэтому ставлю сюда его парадный портрет из Путеводителя-1905. Это министр путей сообщения №16 в истории Империи, а также "самый транссибирский" министр (1895-1905), при котором была построена подавляющая часть первого варианта магистрали. Кстати, в надписи к предыдущему фото вы видите "верноподданическую" подмену повода: часовня сооружалась всё-таки не в память визита князя, а в память соединения дороги. Этакий подхалимаж той эпохи. Когда Хилкова сменили другие министры, в более поздних изданиях стали писать правильно.

Хилков также отметился в русской железнодорожной истории тем, что в наиболее сложные месяцы русско-японской войны "сидел" на станции Порт Байкал и своими полномочиями разруливал гигантские пробки из воинских поездов и санитарных эшелонов (зима-весна 1905 г.).

48. "Стыковочная" часовня с другой стороны. На заднем плане виден казённый дом для железнодорожников 1900 г. постройки, он есть и на фото №46, см. выше.


49. Вид на детали часовни. Хорошо видно, что на крыше заделано отверстие, где был мини-чердак с крестом.


50. Вид на бывшую станцию с часовней. Наглядно видно, где демонтированы пути советского времени, когда на станции было 5 путей. И, что интересно, там к 2004 г. была даже не снята контактная сеть. Как сейчас - не знаю.


Далее мы пройдём с южной стороны посёлка и вернёмся назад, по пути забравшись на скалы, нависающие над Транссибом, чтобы обозреть генеральную панораму этих мест.

Окончание следует.
Tags: Забайкалье, Новопавловка, Российская Империя, Толбага, Транссиб, архив, архитектура, железные дороги
Subscribe
promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →