В первой части мы прошли вдоль Транссиба от ст. Новопавловка до ст. Толбага, имея целью царскую часовню, поставленную в честь смычки в декабре 1899 г. Забайкальской ж.д. Сейчас мы вернёмся обратно, немного изменённым путём (чуть южней) и залезем в конце прогулки на сопку, дабы обозреть панораму местности сверху. В этой части экскурсов в историю не будет, она чисто видовая.
Долина реки Хилок. Вид на Забайкальскую ж.д. сверху, ракурс на восток
2. Осмотрев часовню, проходим до восточной горловины экс-станции Толбага (5837 км). Часовенка ещё видна, вдали - на самом деле она небольшая и с поезда её увидеть непросто, надо заранее знать, что она находится на этой станции. Пронесёмся мимо за 3 секунды. Сейчас стою на демонтированной части путей, надо мной - неснятая контактная сеть.
3. Повернёмся правее - прямо перед нами старый типовой дом для обходчиков железной дороги, 1900 г. постройки. Он цел и обитаем.
4. Ладно, уходим с полотна дороги к Хилку, он тут опять подходит близко. Это самая восточная часть нашей прогулки, поворачиваем обратно.
5. На окраине посёлка пасутся лошадки.
6. "Ты хто такой? Чё-та я тебя не знаю..."
7. Близ линии - памятник Великой Отечественной, рядом - выбиты фамилии погибших толбагинцев. Практически со всех станций Транссиба на войну были призваны мужчины, часть - не вернулась.
8. Уходим от памятника на автодорогу, линия остаётся вдали. Вон, если приглядитесь - видны царские станционные постройки, которые были показаны вблизи в первой части.
9. Идём через посёлок. Кое-где на меня с любопытством таращатся местные. Мало того, что незнакомый, так ещё и непонятный девайс несёт (цифровики тогда в этом краю были нечто вроде инопланетного бластера).
10. Хилокский мост. Переехал на тот берег - и можешь ехать хоть до Ямаровки.
11. Пройдя сквозь посёлок, дорога постепенно приближается к Транссибу.
12. На излучине Хилка - небольшой отдых и перекус. Сосновый запах, солнце ощутимо припекает.
13. Перекусив, идём дальше. Неподалёку - одинокая могилка с рулём. "Крепче за баранку держись, шофёр...".
14. В излучине расположен большой пионерский лагерь советского времени "Орлёнок" - с постройками, огромным футбольным полем на траве и прочими приложениями. Но мы туда отклоняться не будем.
15. По Транссибу мчится скоростная межгородская электричка, сообщением Чита - Улан-Удэ. Пару лет назад она сдохла, в связи с "оптимизацией" пригородного и местного сообщения.
16. Ещё излучина. Железная дорога тоже делает плавный полукруг вдоль реки.
17. Навстречу - грузовой, ведомый тяжёлым ВЛ85.
18. Многие малые мосты - под двухпутной царской кладкой 1914 г., времён реконструкции дороги до Карымской. Ещё работают, в таком виде.
19. Взгляд назад, после прохождения излучины (кадр №16).
20. Дошли до каменной "щеки", сейчас вернёмся назад и заберёмся на сопку, что слева.
21. Ну что же, забираемся. Вид на запад - там уже начинается Новопавловка, виден мостик через Зун-Тигню.
22. Идёт с запада грузовой. Этот - под полуторным ВЛ80. Составы тут идут тяжёлые, часто по 75-80 вагонов.
23. Пока лезу дальше по склону, состав громыхает мимо меня внизу.
Ну а теперь панорама сверху, из 5-ти частей.
Будем поворачиваться против часовой стрелки, с запада через юг на восток.
24. (1) Запад. Пос. Новопавловка на горизонте. Вдали немного видны отвалы буроугольного разреза, из золы которого добывают германий (это элемент такой, из табл. Менделеева). Левей разреза белеет бурятское село Зугмара.
25. (2) Хилок, мост через Зун-Тигню, ближние дома - Новопавловка, а вдали белеет Зугмара, она на том берегу Хилка.
26. (3) Хилок и Транссиб внизу
27. (4) вид строго на юг, вдали синеет Малханский хребет, за которым протекает другой приток Селенги - Чикой. Видна толбагинская "щека", откуда мы пришли (такая выдающаяся слева лесистая сопка).
28. (5) И вид на проложенный по излучине Транссиб. Как раз где мы и шли, обе этих части.
Полная панорама, высокое разрешение
29. Ладно, спускаемся вниз. Теперь смотрите, кадры 21-28 сделаны с той сопочки, которая подходит слева к ж/д линии.
30. Идём на запад, к станции.
31. Вокзал станции Новопавловка. В отличие от толбагинского, он активен, посёлок рабочий. Хотя сама станция на 30 лет моложе и возникла уже в сталинское время.
32. Вот и конец нашего похода. Отворачиваем от станции и идём по направлению к лесозаводу.
На этом мы прощаемся с Забайкальем и вскоре приступим к современному рассмотрению города Клайпеда-Мемель.
Может, позже ещё чего из ранних сибирских поездок покажу, а вам - спасибо за внимание :-)
Journal information