В предыдущей части мы ходили по району северней речки Дане (Данге), а сейчас от моста пойдём южней, осматривая окрестности по обе стороны от улицы Tiltu и уклоняясь затем в сторону побережья залива. Однако до "Акрополиса" мы не дойдём, спальный юг не затронем.
2. Исходная точка прогулки - Биржевой мост через Дане. Он разводной, сразу-послевоенный - 1946 года, конструкции построены в Ленинграде. Раньше, при немцах, был когда-то и деревянный.
3. Глянем вдоль речки на запад, к куршской переправе на Смилтине. Туда мы уже ходили в прошлой части, поэтому сейчас уже не будем повторяться. Напротив - частично реконструированная реплика Старого города.
4. К северу от моста рядом поставлен современный памятник (2003) в честь "единения Литвы". То есть, в память о присоединении Мемельского края к Литовской республике в 1923-м, которое стало необратимым в 1945-м, после победы СССР в Великой Отечественной. Но об этом втором, понятно, на памятнике ни слова :-)
5. За мостом - аутентичный, настоящий парусник "Меридиан", ставший еще в 1971-м рестораном. Парусник построен в Финляндии для СССР в 1948 г.
6. На заднем плане - труба Клайпедской ГРЭС. А на речке в момент моей прогулки проходили какие-то тренировки гребцов.
7. Если к паруснику повернуться задом, то можно видеть прилегающие к набережной дома Старого Мемеля. Вообще, вот этот райончик показался мне весьма атмосферным и уютным.
8. Ещё раз бросим взгляд на "Меридиан" (вдалеке виден и комплекс K-D) и уходим от речки на юг.
9. Очень приметный дом, но неизвестного мне года постройки. Предполагаю, конец XIX века.
10. Улицы тут тоже брусчатые в большинстве своём.
11. Побродив по старой застройке, выходим к восточной окраине центра, где располагаются крепостные сооружения, ранее защищавшие Мемель с востока. Равелин в центре озера (слева, частично) - "гора Йонаса". А к тому вон приметному костёлу на горизонте мы сейчас пойдём.
12. Вид земляных крепостных сооружений и рукотворного озера в сторону Дане.
13. Мимо остатков старого пивзавода уходим на юг в район мемельской застройки, которая тут хорошо сохранилась. Но это уже не центр, а район Бальтикальне. Немецкие домики перемежаются с силикатными хрущёвками.
14. Вот ещё, мемельщины. Это просто рядовая застройка в районе.
15. Наконец, выходим к костёлу Марии Миротворицы, который привлёк моё внимание ещё с земляных валов равелина.
16. Костёл очень непривычных, строгих форм. И неудивительно - история его крайне необычна, так как построен он был в 1960 г. (!), в разгар хрущёвских гонений на церковь. После этого случился сильный скандал, местные литовские руководители получили взыскания, а костёл в начале 1962 г. передали под филармонию. Но сносить не стали. В 1988 г. вернулся обратно в церковное владение. В общем, я даже и не припоминаю, где на территории СССР есть ещё культовые постройки времён позднего Хрущёва. Может, и нет вообще.
17. Напротив костёла - хрущёвки. И, что удивительно, они - часть пейзажа, совершенно гармоничная, потому что строились одновременно с этим костёлом. То есть, всегда с ним соседствовали.
18. Уходим вдоль стены вокруг костёла через район хрущёвок 1960-х к улице Тайкос, в которую перешла Тилту, идущая от Биржевого моста (фото 2).
19. Прощальный взгляд на этот необычный костёл.
20. ...и его романтическое отражение в луже :-)
21. Вышли на Тайкос около ТЦ "Сатурн" (по-литовски Saturnas).
22. Идём на север, к площади с Нерингой.
22a. А вот и она, Неринга. Очень запоминающийся памятник, и если я верно понял, советского времени. Вообще, литовская школа скульптуры при СССР была своеобразная, её ни с чем не спутать. Она узнаваема сразу.
23. Если смотреть от Неринги на запад, то виден угол застройки "старого города", там дальше располагается городской рынок.
24. Посмотрим внутри него пару памятников. Корова (?)...
25. ...и комар. Особо я там не ходил, как-то мне окраинные районы больше понравились.
26. Снова уходим на юг, точней, на юго-запад, в направлении второй паромной переправы на Куршскую косу.
27. "Аптека Луизы" (больше про неё ничего не знаю). Приметное здание.
28. Видимо, советский моряцкий ДК или что-то в этом роде. Приближаемся к территории Балтийского судостроительного завода.
29. Дальше стоит красивейшее сталинское здание со шпилем, с "адмиралтейским корабликом" наверху. Это, видимо, управление пароходства или судостроительного завода.
30. Перед ним - здоровенный винт от какого-то крупного корабля.
31. Снова мемельщина, но уже суровая, припортовая.
32. Местный небоскрёб. Видимо, постройки нулевых, до кризиса 2008-го, больно ударившего по строительной активности.
33. И наконец, причалы порта и судостроительного завода. Тут находится вторая переправа на Косу, это я покажу отдельно. Обратите внимание на немецкую диспетчерскую вышку: недавно Варандей показывал шлюзы Мазурской водной системы, так вот, стиль очень похож.
По Клайпеде будут ещё разрозненные снимки, чтобы показать её колорит исчерпывающе, с моей колокольни.
А эта прогулка закончена. Прошу также культуртрегеров не выскакивать с "...а почему вы не показали вот то-то?", "...а вот возмутительно прошли мимо вот этого...!" и прочей нудностью. Помните, что я отбираю из своих фотосессий лишь небольшую часть снимков и не собираюсь раздувать посты до энциклопедического формата. Мои наблюдения - всего лишь путевые заметки, которые помогают читателям понять колорит города.
Продолжение следует
Янтарно-Висленский вояж
...
29. Клайпеда-Мемель: железнодорожности
30. Клайпеда. От вокзала до паромной пристани на Косу
31. Клайпеда. К югу от речки Дане
32. Клайпедская мозаика
33. Переправа на Куршскую косу и Смилтине
Journal information