Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Алеет рельсовый Восток

Где-то с пару месяцев назад, 28 января, я сказал вам, дорогие друзиа, что доля Азии в этом журнале будет увеличиваться, а доля Европы (кроме Восточной) - сокращаться до незначительной. Перестройка шла постепенно и незаметно: сперва тут появились регулярные материалы о Китае, затем - три "тигровых" юзерпика (спокойный, задумчивый, рычащий), потом проведены опросы о восприятии терминов "Европа" и "Азия". Ненадолго появлялась реклама; я стал обзаводиться актуальной картографией с подробной информацией, а также гораздо глубже вникать в китайскую проблематику - и не только транспортную.

Так вот, разовью эту мысль далее: в ближайшие полгода в этом журнале азиатских (китайских) постов о городах и весях, разных поездах и просто повседневной тамошней жизни будет не просто много, а много. Предупреждаю честно и заранее, так как далеко не всем нравится азиатчина, а тем более в таких дозах.

автор фото - Влад Никитенко ака vlad_hunrider

Причина довольно проста - в ночь с завтра на послезавтра начинается Первая Китайская экспедиция, с условным объединяющим названием "Рельсовая Поднебесная" и девизом "алеет рельсовый Восток". "Первая" - потому, что (возможно), будут и ещё - я обзавёлся многоразовой годовой визой. Нас (а потом и вас, конечно же!) ждёт рельсовая Поднебесная, во всех её контрастах - от высокоскоростных поездов по самым новым выделенным трассам, до самых простых и обычных медленных поездов в Маньчжурии и Шэньси.

Как идёт посадка на поезда? Какова доля "крутых" поездов и интенсивность движения на трассах? Какие особенности у китайских передвижений? Чем поят и кормят в тамошних поездах? Из чего придётся пить чай в вагоне? Какие обязанности у проводника и чем они отличаются от русской "проводниковой" традиции? Как выглядит густонаселённая китайская равнина и великие реки Китая с окна вагона? А индустриальная Маньчжурия? А нижнее течение Янцзы? Что осталось из соооружений от русских строителей в Харбине и Порт-Артуре? На все эти, и подобные им многочисленные вопросы мы и постараемся ответить.
Кроме того, будет посещена и самая крайняя точка русского железнодорожного проникновения на Восток - Порт-Артурский вокзал, который совершенно удивительным образом выжил и уцелел во всех войнах и катаклизмах XX века - от Русско-японской войны до Великой Пролетарской Культурной революции товарища Мао.

В мире есть три великих железнодорожных системы - американская (№1), самая большая по протяжённости и медленно умирающая уже больше полувека; русско-имперско-советская (№2), стабилизированная сейчас в развитии, но с отколотыми в конце XX века немалыми деградирующими кусками; и китайская (№3) - наименее протяжённая из всех трёх, но бурно развивающаяся и имеющая все шансы обогнать систему №2 по масштабу уже через лет этак через десять. Она и сейчас уже вплотную приблизилась ко второй по протяжённости, а по части показателей её обошла. Так вот - наша экспедиция будет посвящена изучению "на собственной шкуре" именно этой, третьей мировой ж/д системы.


Конечно, мне очень хочется приобщиться и к самой первой, американской, но пока на это нет достаточных финансовых возможностей (в формате "от Океана до Океана только по рельсам", который меня устраивает как путешественника). Поэтому объектом избрана третья, китайская. А ко второй системе я и так уже давно приобщён и очень неплохо её знаю. Да и писал о ней много - от транссибирских постов до обзоров отдельных поездов (Питер - Казань, Питер - Одесса, Питер - Челябинск, Полярный экспресс, БАМ и т.п.).

Немного о программе

Вначале планировалось, что мы ограничимся Пекином, Ляодунским полуостровом и Маньчжурией, то есть территорией севернее 36 с.ш. - и рабочее название поездки было "На сопках Маньчжурии". Но в ходе прочёсывания форумов и сайтов я обнаружил, что никто из многочисленных авторов не пробовал пересечь густонаселённую часть Великой китайской равнины поездом и оценить её заселённость, пейзажи, узлы "транссибирским" методом. Либо - воспринимают поезд только как средство добраться, не как средство наблюдения за окружающим миром, либо - "прыгают" из пункта в пункт дюралевыми баклажанами - любимый способ ретивых динамичных современных кузнечиков. То есть, целостного восприятия территории страны нет.

Поэтому (а ещё и потому, что в ходе планирования возникло удобное место базирования в городе Шанхае) первоначальный план поменялся на более широкий.

Вокзал Пекин-Западный

Итак, мы решили стартовать из Пекина по самой новой и напряжённой высокоскоростной трассе на юг, поездом G1 до Шанхая. Её длина 1318 км, на пути одна остановка - в Нанкине. Заодно проверим и скорости - какими они стали после июльской катастрофы-2011. Википедия даёт совершенно фантастические и устаревшие данные об этом, так что полагаться можно будет только на собственные наблюдения. Заодно на нём пересечём обе великих китайских реки, а также проедем по двум самым большим виадукам-мостам на планете - Даньян-Куньшаньскому (165 км) и Тяньцзиньскому (113 км). Трасса новая, вступила в строй недавно.

Затем, после непродолжительного пребывания в Шанхае, следуем в Маньчжурию, самым обычным медленным поездом до Харбина. В пути - 31 час, поезд идёт через густонаселённые края, пересекая около 11 вечера мостом Янцзы, а на следующий полдень - Хуанхэ; на пути 26 остановок, то есть можно смотреть окружающее пространство не спеша.


В Харбине наши интересы сосредоточены в основном на русском наследии, а также на объектах КВЖД - пора уже пройти по стопам прадеда, он будет доволен. Парк Сталина на берегу Сунгари, конечно же. Поедим, надеюсь, и чуринского хлеба - пишут, что его по-прежнему выпекают. Но постараемся (по возможности) посетить и территорию базирования "отряда 731", там есть и музей.

Затем, тоже обычным вечерним поездом, должны проследовать по Южно-Маньчжурской дороге до Дальнего и Порт-Артура. Там интересно русское наследие; а современных китайских высотных и огромных свистелок-перделок мы насмотримся и в Шанхае. Поэтому из остального - разве что даляньская телебашня. Впрочем, там будет видно по обстановке. Порт-Артур (сейчас он юридически часть Даляня, Люйшунькоу) - там понятно что. Исторические стоянки флота, русские фортификации, Большое Орлиное гнездо, Перепелиная гора с мемориальной японской башней. Вокзал, мемориальное русско-советское кладбище, самое большое в КНР. А может быть, даже повезёт добраться до Электрического утёса, если не тормознут китайские военные :-)

Далее по ходу экспедиции идёт развилка; в зависимости от обстановки, усталости и степени везения будет реализован один из трех сценариев развития событий - осторожный, оптимистический или смелый. Пока об этом умолчу из осторожности - там видно будет. Но полагаю, что любителей флота может ждать большой (или не очень большой) сюрприз; по приезду расскажу, что получится или не получится.

Конечно же, посмотрим жизнь китайцев и с общественно-политической стороны, это обязательно и отдельно, кроме ж/д и флота.


Пекина и обратно мы достигаем самолётом (иначе выходит малоподъёмно по деньгам и времени), а внутри Поднебесной - только рельсами.
В конце апреля - домой.

* * *
И немного о рекламно-финансовой стороне.
Поскольку такой формат экспедиции получается весьма недешёв, то я на начальном этапе формирования поездки прибег к рекламе в своём жж. Потом же решил несколько сократить её объем (хотя она не была частой), видя недовольное глуховатое ворчание некоторых юзеров в комментах. Сейчас поездка в организационном и финансовом плане обеспечена.

Тем не менее, проблема финансов остаётся; поэтому я после приезда, в виде эксперимента, в ходе подготовки ко Второй Китайской экспедиции (ведь ещё не охвачена Тибет-Цинхайская дорога и ряд других важных точек Поднебесной) прибегну к модному способу, называемому "краудфандинг" (вроде так), то есть система добровольных пожертовований от читателей. Кто знает, может быть, она успешно заместит рекламное покрытие. А может и нет. Посмотрим по суммарной реакции.

Если вам понравится информация с путевыми заметками по итогам поездки, вы сможете помочь формированию и Второй экспедиции, путём перечисления средств на мои счета в WebMoney и Яндекс-деньгам, посильным вкладом. Реквизиты для перечисления есть тут, а попозже я сделаю и отдельный пост на эту тему. Также приглашаю к сотрудничеству географические, познавательные журналы, трэвел-порталы - тех, кто заинтересован в эксклюзивном и качественном авторском материале, статьях и обзорах. Пишите (periskop @ ya.ru), обсудим, темы - см. выше.

В заключение хочу выразить благодарность всем тем моим друзьям, френдам, коллегам - кто помогал и помогает мне на этапе подготовки этой поездки, своим содействием в Китае и в обновлении фототехники. Это весьма облегчило мою задачу и помогло расширить географические рамки охвата.

Завтра ночью - в путь.
Нас ждёт рельсовый Восток.
Tags: Китай, Рельсовая Поднебесная, железные дороги, занимательная география, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal