Так вот. Посмотрев, как оно все сложилось и сохранилось, я подумал, что такая судьба для этого корабля - это, наверное, наилучшее, что могло для него произойти, в ситуации развала СССР. Китайцы отнеслись к советскому гиганту вполне уважительно, создали там ряд выставок и даже в отдельной экспозиции выставили подлинные вещи, с которыми ельцинские коммерсанты загнали крейсер забугор. Там и тома отчетно- технической документации, и журналы, которые выписывали на кают-компанию, последние за январь 1993, и фотки, брошенные в каютах при выселении моряков - есть очень трогательные, из советского мира, который ухнул в пропасть за 2 года. В общем, смотришь на все это и думаешь, в каком же сумасшествии находилась страна в 1989-1993 гг. Неприятно, но факт.
А если бы крейсер остался в лапах гайдаро-черномырдинских либерастов, то порезали бы его на иголки беспощадно. А так, остался огромный пласт советской военно-морской истории, хотя и не у нас. Корабль жив, до сих пор пахнет тем самым непередаваемым запахом действующей единицы. Живы штурманские столы, на которых когда-то наши ребята раскладывали карты дальних походов, примерно 20% подлинного оборудования. И много еще чего. Понятно, что навигационное и радиотехническое оборудование выдрано с мясом перед продажей - цветмет же. Оружия тоже нет, и тоже понятно почему. Китайцы наделали муляжей, как могли - кое-где смотрится очень смешно.
Но в целом - не смешно. Другие смогли сделать из чужого крейсера конфетку, напихать туда выставок, музей истории авианосного плавания, водят туда своих детишек буквально тысячами, приобщая их к обозрению военно-морской мощи. Очень актуально для современного Китая. А нашим маркелам великая советская история не нужна - ведь их стране всего 20 лет.
Потом сделаю несколько постов на тему, очень уж поучительно - как надо грамотно использовать военно-исторические ресурсы.
Posted via LjBeetle
Journal information