Пейзажи харбинской промзоны
Этот поход у нас вышел абсолютно незапланированно - кому охота по доброй воле лазить по пыльным угольным и цементным пейзажам? Получилось же всё так: первым харбинским утром переправились через реку Сунгари канатной дорогой, заценили клюквенную "Русскую деревню", а затем я вытащил свою немецкую карту Харбина 2006 года (которую взял на берлинской туристической ярмарке в 2007-м), дабы оценить путь к парку Северо-Восточных Тигров. По карте выходило совсем плёвое расстояние, и мы решили пройтись пешочком. Чего там идти-то, полчаса что ли? Да хоть сорок минут!
На деле оказалось всё не так: "полчаса" превратились почти в два часа; железку перейти было невозможно, в силу китайского обычая её сплошного ограждения; станции, указанной на немецкой карте, на местности не оказалось; дороги были слегка не такие, как на карте... в общем, братцы, не берите европейские карты о китайских городах!!! Даже немецкие...
Мы топали и топали, постепенно удаляясь от места назначения. Я уже было пал духом, начал тихо материться и хотел поймать такси - правда, непонятно было, как объяснить водиле: ведь распечатать ероглифы парка мы не догадались. С другой стороны, вокруг были колоритные непарадные пейзажи, которые мы с интересом запечатлевали на память, магазины по пути были удивительно дешевы, а продавцы неподдельно приветливы. Ладно...
Итог нашего блуждания с поисками - этот пост.
Посмотрите, откуда прорастает вверх Китай, с какой низкой точки.
А вот карта. Наш путь - красные стрелки от оконечности "Русской деревни" на Солнечном острове р. Сунгари (о ней будет потом отдельный рассказ), через старый ж/д посёлок за мостом, потом на север и затем на запад, по промышленным и строительным пердям. Часть пути даже не влезла в масштаб фрагмента.
* * *
Вначале, должен заранее извиниться перед уважаемыми харбинцами, что начинаю повествование об этом городе с такой подборки. Город очень интересный, растущий, многоплановый, красивый - и я собираюсь ещё написать про него не менее 6 постов. Пожалуй, он самый интересный город из виденных мною в Китае - даже если сравнивать с Шанхаем. Просто моё повествование сейчас строится на сравнении разных уровней реального Китая - а поэтому я показываю промзону и предместья - таковыми, какие они есть. В качестве примера выбран Харбин. Но с дальнего поезда №56 за полтора суток пути я сделал очень много снимков, похожих на эти пейзажи. Так что можно считать это типовой подборкой.
Ну что, приготовились морально? Тогда - в путь!
2. Начало пути - мост через сунгарийскую протоку. Вдали виден легендарный "русский" мост 1900 года, за ним - высотные новостройки Харбина на правом берегу Сунгари. Никаких высоток там не было ещё 5-6 лет назад, это всё новострой.
3. Про русский мост эпохи КВЖД у меня будет отдельный пост. Он сейчас называется мост Бинчжоу и пролёты выглядят немного не так, как на открытках начала 1900-х - это результат реконструкции и усиления 1962-1964 гг., но все опоры, основание пути и оконечные сооружения - остались как есть. Мы даже из любопытства прошли к нему: там рядом есть пешеходный проход. Однако я, посмотрев на военизированных стрелков с автоматами на сторожевых башенках, чего-то засомневался, задумался и решил не идти для близкой сьёмки моста и его деталей. А пошли мы обратно, на север - по направлению к Парку Тигров.
На той стороне реки - старая часть Харбина (справа), новострой (слева).
4. А вот мост через протоку, по которому мы шли от Солнечного острова.
5. Проходим по железной дорогой. В Китае всё пути тотально ограждены от пешеходного хождения и проникновения, линии ж/д можно пересекать только по специальным тоннелям или виадукам.
6. Вид назад, на новый большой строящийся мост. Наверное, года через два его достроят и русский мост 1900 года навсегда уйдёт в историю. На горизонте за рекой - типовые 36- и 28-этажки, новострои растущего Харбина.
7. А мы проходим мимо железнодорожного посёлка. Дома, 4-х и 6-ти этажки - времён или позднего Мао (начало 1970-х), или Хуа Гофэна (конец 1970-х), принадлежат, судя по изображениям на их фасадах, китайской железной дороге. Рядом с домами - непременные капитальные сараи для хранения инвентаря жильцов.
8. Всё тут отапливается угольными котельными, поэтому в немалой степени и смог (это касается и других городов). Энергетическая организация китайских северных городов более архаична и менее оптимальна, чем российских с их ТЭЦ и системой централизованного горячего водоснабжения; поэтому китайцы сильно на севера и не лезут, они не очень их любят в силу гораздо меньшей приспособленности к холодам. Им лучше бы юга.
9. Продолжение посёлка за угольной котельной.
10. Вид назад, на котельную. Дорога имеет беловатый цвет, от самосвалов, которые тут беспрестанно чего-то возят, пыля на дорогу.
11. Дальше вдоль ж/д - свалка. Люди в резиновых сапогах и с палками роются тут, выискивая ценное в горах мусора.
12. Над протоками Сунгари длинным мостом проходит железная дорога на северо-запад, к Российскому Забайкалью. Она сейчас называется Бинчжоуская магистраль, Харбин - Цицикар - Маньчжурия - Забайкальск, а раньше это был западный участок КВЖД. Неэлектрифицированная (электровозы ходят до Харбина).
13. Протоки ещё пока во льду, и на суше стоят катера. Как начнётся навигация, их спустят на воду.
14. Странное недостроенное здание на том берегу протоки.
15. В посте про трёхэтажный Шанхай меня спрашивали, а где там трёхколёсные мотороллеры. Ну что же, вот они, родимые :-)
16. Ещё одна интересная примета Маньчжурии - вот такие трёхколесные грузовички. Почему-то их в этих краях особенно много.
17. Постепенно начинается промзона с постройками.
18. Остановка автобуса. Я было подумал, что давно заброшенная - но нет! 35-й автобус прошёл мимо нас минут через пять :)
19. По обеим сторонам дороги начались проходные заводов, с плакатами и красными флажками.
20. Давно выцветшие красные иероглифы, на бетонных заборах.
20а. Ещё одна проходная, тоже с гордо реющими флажками.
21. Иероглифы выкладывают даже на заборах из силикатного кирпича.
22. Какое-то заводоуправление (?) на пути.
[UPD: Пансион для престарелых округа Сунпу]
23. Въезд то ли на автобазу, то ли на промучасток. Дальше была дата, 1959 - значит, постройки эти с 4-гранными трубами времён "большого скачка" 1958-1960 гг.
24. И снова угольные кучи у очередной котельной. Вездесущий уголь - глобальная примета Китая. Не сверкающе-небоскрёбного на узкой полосе у берегов Южно-Китайского моря (который особенно часто мелькает в репортажах), а обычного, глубинного. Где живут сотни миллионов.
25. Наконец, вышли на более-менее магистральную улицу, с длинной цепочкой магазинов стройматериалов и каких-то стройбаз. Магазины не пафосные, очень простые.
26. Вот ещё колоритный маньчжурский трёхколёсничек.
27. Можно пройти боковыми тропинками на стройучастки и торговые точки.
28. Тоже куда-то проход. Может, кто переведёт иероглифы.
29. ...а на горизонте уже вырисовывается новый высотный микрорайон. Тут ещё никто не живёт, всё только лихорадочно строится.
30. Ещё, трёхколёсный мотороллер.
31. С другой стороны дороги техника расчищает большие площади под фундаменты новых высотных домов. И тут тоже будет жильё, лет наверное через пять.
32. На пустыре затесался какой-то очень аккуратный огороженный особняк.
33. Подошли вплотную к стройке 32-этажных высоток. Пылища, ветрища... мы постарались пройти эти места как можно скорее.
34. Строится Новый Харбин. Справедливости ради, он прорастает везде, на обеих берегах Сунгари. Сейчас население городской части достигло 5 миллионов. Как Питер...
Далее мы перешли под железкой и - усталые и запылённые - достигли, наконец, Парка Северо-Восточных Тигров.
О нём и будет мой следующий рассказ.
Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу
Journal information