Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Мао на Ярославском вокзале

Искал в сети видео и фото по транссибирскому вояжу Мао Цзэдуна от станции Отпор Заб. ж.д. до Москвы-Ярославской зимой 1949-го, и внезапно обнаружил, что Мао в Москву прибыл на поезде, ведомом электровозом ВЛ19, а не паровозом. Но фотографий практически нет, только официальная хроника встречи и несколько секунд съемки китайского лидера внутри вагона. Вот скриншот прибытия поезда на Ярославский вокзал:

16 декабря 1949 г. Литерный поезд Мао втягивается на платформу Ярославского вкз.


2. Молотов и Булганин идут по платформе.
На заднем плане видна пригородная электричка, уже из новых цельнометаллических вагонов.


Из книги А.Панцова:

[...] 1 декабря Политбюро ЦК ВКП(б) обсудило и приняло «План встречи, пребывания и проводов китайской правительственной делегации». Были продуманы все мельчайшие детали. К 3 декабря на станцию Отпор, на границе, был подан специальный поезд в составе салон-вагона для Мао Цзэдуна, салон-вагона для сопровождающих его лиц, салон-вагона для посла СССР в Китае Рощина, представителя Сталина в Китае Ковалева и сопровождающих их советских лиц, двух международных вагонов, одного мягкого спального вагона и одного вагона-ресторана. Политбюро обязало МГБ СССР и лично министра В.С. Абакумова обеспечить всех приезжающих и их охрану питанием по пути от границы и обратно. В обязанности МГБ было также вменено размещение Мао Цзэдуна и, по его усмотрению, сопровождающих его лиц в Москве, в особняке по ул. Островского, дом 8. Кроме того, в распоряжение Мао Цзэдуна была предоставлена загородная дача «Заречье», на которой незадолго до того жила Цзян Цин. Управление делами Совета министров СССР выделило для Мао и его группы четыре автомашины ЗИС-110 и пять автомашин марки «Победа».

3. Мао выходит из вагона. Первый взгляд на Москву.


4. Рапорт почётного караула (слева в кадр попал Молотов).


[...] Первоначально было решено, что Мао Цзэдуна на Ярославском вокзале будут встречать заместитель председателя Совета министров СССР Н.А. Булганин, министр иностранных дел А.Я. Вышинский (или в его отсутствие первый заместитель А.А. Громыко), министр Вооруженных сил СССР А.М. Василевский, а также ответственные сотрудники МИДа и Министерства вооруженных сил. В последнюю минуту, однако, Сталин несколько изменил состав участников и, решив повысить уровень встречи, отправил на вокзал и Молотова, фактически являвшегося первым заместителем председателя Совета министров СССР.

5. Рапорт принимают Булганин, Мао, Молотов. Министра обороны Василевского почему-то не видно. Здесь вагон Мао виден гораздо лучше.


[...] 16 декабря в полдень поезд с Мао Цзэдуном прибыл на Ярославский вокзал, украшенный флагами СССР и КНР. Было холодно, и встреча получилась излишне сухой и официальной. Встречавшие явно не знали, как себя вести: то ли обнимать и целовать Мао, то ли ограничиться простыми рукопожатиями. Ведь до сих пор он, как мы помним, формально был для них «господином», а не «товарищем». Мао был смущен и огорчен. Играть в «новую демократию» ему совсем не хотелось. Выйдя на перрон, он обратился к Молотову и другим государственным деятелям СССР со словами: «Дорогие товарищи и друзья!». Но ответного радушия не почувствовал. Все были скованы. Под стать встрече была и погода: крепкий мороз щипал щеки, дул сильный пронизывающий ветер. Из-за холода церемонию пришлось сократить.

6. Мао читает речь по бумажке. Сзади чуть виден Ярославский вокзал.


7. Фотографий Мао внутри вагона не нашёл, но есть фрагмент сьёмки из литерного поезда, секунд на 10, где он достаёт сигарету и закуривает.
Вот, например:


8. В тот же вечер 16.12.1949, в шесть часов, его принял Сталин. Первая встреча в Кремле:


9. И вот, очень редкий заскриншотенный кадр - Мао, Сталин, Хрущёв, сидят рядом. Третий второго потом вынесет из Мавзолея, а с первым вусмерть разосрётся. Но этого ещё никто не знает, пока что Никита Сергеич подтанцовывает у Иосифа Виссарионовича на ближней даче.
Это в Большом театре, во время приветствия пионеров:


[...] ...после банкета его опять проводили на дачу и он больше не видел Сталина в течение тридцати дней! За это время он посетил Московский автозавод и съездил в Ленинград, где побывал на крейсере «Аврора» и в Эрмитаже.

Фотографий встреч Мао на транссибирских станциях или хотя бы литерного поезда нет вообще.
Нет фото и со станции Отпор, где он был торжественно встречен и пересел в советский поезд.

С ленинградской поездки Мао также не нашёл вообще ничего - ни хроники, ни фото.
Хронисты пишут, что он якобы в день приезда сразу поехал "на лёд Финского залива, а потом на Аврору". Это куда же именно, на какой лёд? Непонятно.

С ленинградской поездки Мао также не нашёл вообще ничего - ни хроники, ни фото.
Хронисты пишут, что он якобы в день приезда сразу поехал "на лёд Финского залива, а потом на Аврору". Это куда же именно, на какой лёд? Непонятно.

Из интервью с Н.Т. Федоренко
(уже после распада СССР, 1998 год - разгар антисталинизма, когда автор уехал жить в Болгарию, так что относиться к записи надо осторожно):

— Ну а курьезные ситуации в те времена бывали?
— Конечно, бывали. После Москвы Мао выразил желание посетить Ленинград — он мечтал посмотреть на Балтийское море. И вдоль этого моря он бежал рысцой, ему так нравилось. А за ним так же рысцой бежала вся свита и переводчики. Представляете зрелище? Был и такой случай. Как-то на ближней даче после очередного ночного "бдения" меня вдруг словно кто-то дернул, я возьми да и скажи: — Товарищ Сталин, по-моему, мы во всей прессе и в отчетах пишем неправильно, мы пишем Мао Цзэдун через "е", а надо бы через "э" оборотное. Я искренне считал, что по правилам русского языка нужно писать именно так.
— Позвоните Сатюкову в "Правду", — посоветовал Сталин.
— Да, но я с ним-то и говорил…
— Позвоните еще раз. На следующий день звоню Сатюкову и слышу:
— Конечно, конечно, товарищ Федоренко! Вы правы, товарищ Федоренко! Мао Цзэдун теперь всегда — слышите, всегда! - будем писать через "э" оборотное!


А про Эрмитаж пишут, что в день его визита там закрыли китайский зал "на ремонт", чтобы Мао не раздражался на то, что "русские царские колониальные хищники хорошо пограбили в Китае". Правда это, или неправда - неясно. Написать в угаре перестройки и в 90-е могли всё, что угодно. Ещё он был в Мариинке, на каком-то балете, и честно высидел его до конца.

Нет хроники проводов Мао из Москвы.
Короче, с этим вояжем загадок много, а информации - ужасающе мало.
Если что найдёте по теме - кидайте ссылочки в комменты.
Tags: Китай, Москва, Советский Союз, архив, железные дороги, загадки, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments