Некоторые виды будут продублированы старыми иллюстрациями 1904 года из "Нивы", для сравнения.
У кого есть желание - может поопознавать китайские военные корабли, там их много :-)
Выход из Порт-Артурской гавани. В открытое море следует китайский военный корабль
2. Сперва посмотрим на саму Перепелиную гору, снизу. Она видна почти со всех районов города, и узнаётся сразу - по высокому японскому памятнику 1910-х годов. У подножия виден старый русский вокзал 1903 года, с китайскими мотивами - зелёное деревянное здание.
3. А это вид 1904 года на Перепелиную гору с соседней большой сопки, отделяющей гавани от Жёлтого моря - Золотой горы. Как видите, её положение центральное.
4. Ещё один вид, почти оттуда же, но снизу, с причалов под Золотой горой. 1945 год, август, советские солдаты в Порт-Артуре. На вершине уже стоит японская башня.
5. Вид на японскую башню с другой вершины (Перепелиная гора двугорбая).
6. Теперь, для интересующихся - карта боёв 1904 года. Если кому будет интересно сопоставить историческую обстановку и современную. Красный кружок - место съёмки, где я нахожусь; красная линия - начальный сектор осмотра, и далее будем поворачиваться по часовой стрелке по кругу (направление показа обозначают стрелки).
А теперь - порт-артурские виды.
Город по-китайски зовётся Люйшунь, и был отдельным до 1980 года; сейчас это административно район Большого Даляня.
7. Вид на северо-восток, в сторону Большого Орлиного Гнезда и правее (южнее).
8. Поворачиваемся правее. Город, как видите, разбухает по всем окрестным долинам, где можно.
9. Ещё правей видно Жёлтое море на горизонте и судоремонтные мощности в конце Восточного Бассейна.
10. Вид с приближением. В самом низу снимка видна улица, ведущая в авианосный тоннель под горой. А в правом верхнем углу видно здание, у которого установлена подлодка, показанная мной в предыдущем посте серии. За правым обрезом кадра находится Электрический утёс, но он отсюда не виден.
11. Ещё правее - во всей красе видна Золотая гора, от подножия которой сделаны снимки №3 и №4. На самом верху в войну находилась батарея №13, а на той стороне, обращённой к морю (отсюда не видно) - №15, где служил отец писателя Степанова, автора "Порт-Артура". Ближе к нам - т.н. Восточный бассейн.
12. Немного переместимся по сопке, чтобы увидеть канатку, которая ведёт на сопку.
13. Золотая Гора и Восточный бассейн поближе. Территория Золотой Горы - военная зона, туда не подняться.
14. Тот же вид, но 1904 года. Можете сравнивать, что поменялось.
15. Стенка судоремонтного завода с военными кораблями в ремонте.
16. Причалы для небольших кораблей, далее - узкий выход из Восточного бассейна.
17. Наконец, вид на выход из порт-артурской гавани. Слева - Золотая гора, справа - полуостров Тигровый Хвост. Вид практически на юг.
18. Тот же вид, но 1904 года, с русским флотом. Обратите внимание, что Перепелиная гора, с который мы смотрим город, тогда была полностью лысая. Понемногу засаживать её начали японцы, но полностью облесили сопку уже при Мао, в конце 1950-х - для этого ежегодно весной устраивались массовые субботники.
19. Немного приблизим Тигровый Хвост. За проливом - т.н. Внешний Рейд, именно там в феврале 1904 г. стояла на якорях русская эскадра, когда на неё внезапно напали японцы.
20. Три маяка и дорога, ведущая наверх.
21. А вот из внутренней акватории выходит китайский корабль. Кто это?
22. Приблизим, чтобы рассмотреть. Заодно стали видны постройки военно-морской базы на Тигровом Хвосте. Это тоже закрытая зона.
23. Ага, 164! Эсминец УРО "Гуилинь" 1987 г. постройки. Таких у китайцев пятнадцать штук. Конкретно этот принадлежит флоту Южного моря, но возможно, он тут был на ремонте или на учебной задаче.
24. Выходной маяк на мысу Тигрового Хвоста.
25. Эсминец проходит между буями по фарватеру в открытое море.
26. Смотрим правее. Перед нами - обширный Западный бассейн, основная часть порт-артурской гавани. Он больше Восточного в несколько десятков раз. Внизу - верхняя станция канатки.
27. Западный бассейн, с приближением.
28. Западная оконечность Западного бассейна и устье реки Лунхэ. По обе стороны от устья - причальный фронт ВМБ Люйшунь с кораблями.
29. Территория ВМБ поближе. Виден штаб, плац и большой газон в виде звезды с военно-морскими китайскими закорючками.
30. Корабли у причала базы.
31. Немного пройдём по сопке, чтобы посмотреть причал с госпитальным судном. Внизу открывается вид на ж/д вокзал, такая красивая зелёная башенка. Вдали - горы Ляотешань, с мысом, который разделяет Желтое море и Ляодунский залив. Туда мы, увы, не успели доехать.
32. Госпитальное судно поближе. Правей - служебный мост через Лунхэ, на территории базы.
33. Смотрим ещё правей. Вдали, слева направо - плац базы, затем дорога к Ляотешаню и Новый Город, где сохранилось немало русских зданий.
34. Можно приблизить памятник с высоким шпилем. Это - главный памятник Порт-Артура, советским-воинам освободителям 1945 года. Наискосок у памятника кадр пересекает проспект Сталина (Сыдалинь-лу), одна из центральных улиц города.
35. Смотрим дальше, вдоль долины Лунхэ на северо-запад. У левого обреза кадра видна высокая сопка с ма-а-аленьким бугорком наверху. Это и есть та самая роковая гора Высокая, которую японцы взяли кровопролитным штурмом в начале декабря 1904 г., после нескольких попыток. И оттуда стали расстреливать тяжёлой артиллерией русскую эскадру, приблизив конец Порт-Артура. Я вам потом её покажу, отдельным постом. Внизу - микрорайон для офицеров базы, а дальше - целая группа построенных, но не заселённых высотных домов.
36. Вид на север, вдоль речки Лунхэ. Вдали видна нитка эстакадного лёгкого метро, который китайцы быстро тянут из Даляня, так что скоро в Порт-Артур можно будет доехать внутригородским даляньским транспортом. Ближе, чуть левей двух высоких светлых зданий - обелиск. Там и есть территория русского кладбища, которое я вам показал в трёх частях.
37. Вид вдоль долины Лунхэ, здесь обелиск у русского кладбища виден ещё лучше.
38. Наконец, вид на северо-восток, с каким-то большим костёлом (?), который сооружается у подножия сопки. С той стороны беспрерывно взлетали военно-транспортные самолёты, которые шли в сторону Кореи.
Всё, наш видовой круг завершён.
Вот так сегодня выглядит тот самый легендарный Порт-Артур, или Люйшунькоу.
Journal information