Расскажу вам о тамошнем музее железных дорог, что на месте бывшего вокзала Варшава-Главная, покинутого поездами в середине 1970-х. О нём я вам уже говорил, вот тут, в цикле "Янтарно-Висленский вояж". Рассказ разобью для удобства на две логических части: музей изнутри и натурная площадка с подвижным составом на путях за экс-вокзалом. Сейчас - про собственно музей.
Варшава. В музее польских ж.д.
2. Итак, возвращаемся к месту бывшей грузовой станции Варшава-Венская-Товарная, коя затем, с 1933, была Варшавой-Главной. Сейчас там находится музей PKP, так что вокзал не утерял своего назначения и работает в новой роли.
3. То же место, но 50 лет назад. Окна, увы, почти все заделали. Ну да ладно, здание-то цело.
4. Для любопытствующих - расписание и цены посещения. Там же стоит антикварная вокзальная скамеечка, можно посидеть.
5. На входе. Со мной при открытии в музей запустили большую группу польских детей, ведомых католическими сёстрами-монахинями. Кстати, для Польши это совершенно нормальная картина, что детьми занимаются и задействуют их время служители Костёла. Насколько я знаю, там никто от такого факта не делает возмущённые выпученные глазки какающей белочки, как у нас. Это массовая польская практика, много где встречал.
Правда, дети сильно шумели и я старался быть не на пути этой экскурсии, а держался в сторонке, смотря в это время другие сущности.
6. Первый, главный вокзальный зал почти полностью отдан разнообразным моделькам, а по бокам - вдоль всех стен - создана экспозиция об истории создания польских железных дорог.
6а. Этот же зал, но полвека назад.
7. Моделей подвижного состава разных эпох там огромное количество, и рассмотреть их в посте невозможно - на такое дело нужно ещё пару постов, так что пропускаю их и будем смотреть боковинки, где повествуется о создании польской рельсовой сети.
8. Детишкам рассказывают про паровозы, я же обхожу группу в желтых жилетах и читаю на стенках про историю.
9. Вот самый первый стенд - про Варшаво-Венскую дорогу (1839-45). Самое интересное тут, что на всех схемах делается вид, что Польша (Королевство Польское, Царство Польское - по официальному названию) была отдельным государством, и границы с Россией обозначаются тем же знаком того же порядка, что и границы с Австрией и Пруссией. Я попробовал представить, по этой информации, какие бы я вывел выводы, читая стендики, не зная всей истории и будучи подростком лет этак 15-ти. И по всему выходило, что Польша была отдельной страной и граничила с Россией, Австрией, Пруссией, развиваясь по своим канонам :-)
10. Вторая линия, удостоенная стенда - Петербурго-Варшавская дорога. Судя по нарисованным границам того же порядка, как и с Австрией, она ведёт куда-то в соседнюю страну. Текст повествует, что царские власти строили её для связи с войсками и гарнизонами в Польше. Почему-то не упоминается о широкой колее этой дороги и об европейской на предыдущей схеме.
11. Третья линия вела на восток - это магистраль Варшава - Москва, тут показанная до Бреста. Тоже ведёт в соседнюю страну.
12. Четвертая линия - связка с Пруссией и с Полесьем. На северо-запад - Модлин - Млава с продолжением на Данциг, на юго-восток - на Люблин и Хелм с веткой до Бреста. Из текста что-то аккуратно вычищено. Что именно, я не смог понять.
13. Проф. Александр Васютинский - выпускник Петербургского института инженеров железнодорожного транспорта (1884) и член правления Варшаво-Венской дороги. Один из самых заслуженных польских технических авторитетов в своей отрасли. После 1934 преподавал в Львовском университете. Один из идеологов достройки недостающих связок польских дорог и председатель жюри по проектам Центрального вокзала при режиме Пилсудского (Вторая Речь Посполита).
14. А вот и сам Юзеф Пилсудский, основатель Второй РП. Этот период (1918-1939) в экспозиции музея рассматривается особенно восторженно и подробно, согласно текущей идеологической платформе польского государства.
15. Ж.д. сеть будущей Речи Посполитой на начало 1914, разделённая между тремя империями. Как видите, после Мировой войны, когда свежесозданное государство в хаосе установления нового миропорядка сумело отхватить у павших империй и более слабых соседей ряд новых земель, были явственные разрывы в транспортной связности и в 1920-30-е пришлось достраивать несколько важнейших связок.
16. Одна из больших строек пилсудской Польши - создание центральной сквозной столичной линии, через Варшаву. Раньше был разрыв и тупиковые вокзалы, на западном и восточном берегу Вислы.
К большому сожалению, в этом музее я не нашёл никаких материалов о глобальной перешивке польской сети с русской колеи 1524 на европейскую 1435 мм (1918-1922). А ведь масштаб работ по перешивке был огромный.
17. А это будущие польские перспективы - скоростные поезда, короткая связка с Западной Европой.
18. Представлена карта перспектив развития скоростных ж/д Польши, в свете евроинтеграции. Нарисован даже планируемый скоростной путь на страны Прибалтики. Сейчас, конечно, мне несколько смешно глядеть на такие карты, после китайской экспедиции - когда я пишу эти строки. Но для Польши (да и для России), справедливости ради, такая инфраструктура будет немалым шагом вперёд.
19. Ладно, переходим в следующий зал, где уже представлены не модели, а исторические экспонаты. Здесь устроителям пришлось весьма непросто - ведь аж 75 лет истории польских дорог приходится на имперский период (1840-1915). И, соответственно, документы там преимущественно на русском языке. Затем 20 лет на приятный период 2-й Речи Посполитой (1918-39), потом снова война и опять же, крайне неудобный и долгий 45-летний период ПНР (1944-1989). Но поляки молодцы, они из исторического затруднения вышли очень изящно и изобретательно - баланс экспонатов был смещён в сторону романтической эпохи Кондуктора, а также тематических коллекций, а имперский и социалистический периоды представлены очень скупо, примерно четверть или 1/5 от всех стендов. Ну да ладно - после пекинского музея ж/д я более спокойно отношусь к таким историческим фокусам, ведь китайцы тоже свои периоды перетасовали, по такому же принципу целесообразности - только наоборот, в сторону социализма. Каждый кроит свою историю, как хочет, а история транспорта - это дело тоже политическое, получается.
Так что более внимательно поснимал экспонаты имперской эпохи, коих сравнительно немного.
Их покажу поподробней - а то кто знает, может и их уберут в запасники.
20. В экспозиции музея есть даже парадные альбомы Великого Сибирского пути и других ж/д Империи, возможно оставшиеся от взаимных подарков и обменов в годы социалистической дружбы ПНР-СССР. Кое-что выставлено и тут.
21. Календарь Варшаво-Венской дороги (1845).
22. Коллекция вокзальных часов.
23. Эти часы вообще стародавние.
24. Коллекция ж/д фонарей.
25. Разрешение на проезд (1945).
26. Бесплатный билет Варшаво-Венской дороги (1903).
27. Похвальный лист Сувалкского ж/д училища.
28. Переснял там и огромный лист расписания Петербурго-Варшавской дороги за 1871-78 гг. Это небольшой фрагмент.
29. Шикарно исполненный макет старого Венского вокзала Варшавы. Я думал, может быть там будет ещё и макет Центрального вокзала эпохи Пилсудского - но нет, такого уже не было.
30. Какой-то замысловатый аппарат управления движением. К сожалению, забыл к нему отснять сопроводиловку.
31. Центральное место посередине стены - огромная карта железных дорог Второй Речи Посполитой на 1938, перед концом. Причём с указанием железных дорог и мелких станций. С удовольствием бы прикупил себе такую, репринт - но копий, увы, не продавали. И в Сети электронных копий не нашёл :(
32. А вот интересная листовка от 1919 г. Царская Россия уже два года как пала, и сейчас на востоке уже Красная республика Советов, но поляки ещё упоены независимостью и рисуют поверженного двуглавого орла, валяющегося на рельсах, а над ним парит польский одноглавый.
33. Железнодорожные знамёна Второй Речи Посполитой, эпохи 1930-х. Тоже висят на самом парадном месте зала, в центре под потолком.
34. Сбоку есть и отдельный, очень стильный зальчик компании WARS, посвящённый старым вагонам-ресторанам и спальникам. По идее, она достойна и отдельного поста, но на это просто нет времени, увы.
35. Варс-овская посуда для вагонов-ресторанов.
36. Отрывок из меню международного экспресса Москва - Варшава - Берлин времён ПНР.
37. Фото, примерно того же периода.
38. Спальное 2-местное купе РИЦ с умывальником (на такое недавно жаловалась мадам Рынска).
39. Инструкция обслуживания систем жизнеобеспечения спального вагона габарита РИЦ 1975 г.
В следующей части - музейная техника на открытой площадке.
* Все записи по тегу "Янтарно-Висленский вояж"
Journal information