Именно поэтому я очень уважаю небольшие ведомственные музеи - так как они являются кладезем первичной, неполитизированной информации о какой-то части истории. Ну а если там работает неравнодушный, знающий человек, эксперт в своей сфере - тогда и вообще здорово. Тогда, считай, ты вплотную прикоснулся к реальной житейской истории своей страны, а не к её политизированному суррогату. Посему, сегодня у нас в программе - рассказ о музее истории пивоварения завода "Степан Разин", что за Калинкиным мостом в Питере. Там и было всё, что я перечислил - интересная экспозиция и знающий человек-эксперт.
Попробуем ответить на вопросы типа - когда СССР перешёл с русской системы мер алкоголя на европейскую и откуда есть пошла пословица "пиво без водки - деньги на ветер"? Здесь же сможете увидеть и знаменитое пиво "Зенит - чемпион 1984".
Кружки завода Калинкинъ. Конец XIX - начало XX века. Слева - кружка русского
имперского стандарта 1/40 ведра; или по-современному, 307 миллилитров
2. Чтобы найти цеха завода "Степан Разин", а ранее Калинкинского пиво-медоваренного товарищества, нужно идти от самого крайнего моста через Обводный канал, направлением на север. Можно от "Балтийской", но лучше от "Нарвской". А можно и от Старо-Калинкина моста через Фонтанку, но я шёл туда первым путём.
3. Переходим мост, и по улице Степана Разина, по обе её стороны раскинулись заводские корпуса.
4. С другой стороны - огромная монументальная солодовня. Она более приземистая, чем высокая солодовня "Баварии", но не менее мощная. И в отличие от первой - полностью рабочая, выполняет свои функции.
5. Если мы пройдём мимо солодовни, то жёлтое здание напротив - как раз и есть то, что нам нужно. Там - искомый музей (на кадре краешком справа).
Всю историю этого предприятия я пересказывать вам не буду - можно с ней ознакомиться и самостоятельно. Скажу лишь, что к 1914 г., к моменту введения сухого закона в Империи, завод был лидером российского пивоварения. И ещё один факт: в составе объединения "Степан Разин" на Парнасе в 1987-90 гг. стали строиться новые цеха. Союз рухнул, а новые цеха в 1990-м отпочковались от прародителя и дали начало новой огромной сущности пивоварения - "Балтике", которая потом превысила по размеру материнскую компанию. А "Разина" в 1995 г. купил мировой концерн "Хайнекен", который и посейчас владеет этими мощностями.
6. Итак, начинаем поход по музею. Первый зал - рекламно-презентационный. Экран для демонстрации, большая карта с локацией заводов. Компания пивная, конкурентная, имидж для неё крайне важен. Жёлтые карточки - семейства и подвиды пива.
7. На помосте собраны виды выпускаемого пива - не только сейчас, но и когда-то раньше. В том числе и с региональных отделений.
8. Вот, например - Хабаровск, Уфа, Иркутск. Я даже не знаю, живо ли сейчас "Амурпиво" - но в мою бытность на Д.В. хорошо его помню.
9. Далее начинается экскурсия.
10. Экскурсию ведёт директор музея и большой знаток предмета (в историческом смысле) Галина Всеволодовна Кляровская. Оказалась реально интереснейшая экскурсия - хотя я сперва слушал не очень внимательно, но буквально минут через десять-пятнадцать тоже влился в число тех, кто слушал, не пропуская. Интересная в том смысле, что она изобиловала множеством экскурсов в историю, в таком специфическом предмете, как пивоварение и изменение культуры потребления пива.
11. Объяснение азов технологии.
12. Дальше небольшой зальчик с видами пива, которые уже ушли в историю, прекращены, не выпускаются или коллекционные. Скажем, "Портер" - уже лет 12, как помер. Невыгодно варить, дорогая технология. Такие напитки перешли к более мелким пивоварням.
13. Коллекционное пиво, специально выпускавшееся в фарфоровых кувшинах к 300-летию Петербурга.
14. "Корейские" коллекционные сорта. Выпущены в количестве нескольких ящиков к несостоявшейся межкорейской встрече. Однако товарищ Ким, что интересно, после визита в РФ в 2001-м купил технологию и они затем наладили производство питерского пива и в КНДР.
15. И ещё редкие сорта - "Зенит-1984" и "Студенческое". Все канули в Лету.
16. Уже 18 лет как завод принадлежит транснациональному гиганту "Хайнекен". Обратите внимание на фото - Хайнекен изменил начертание буквы Е в маркетинговых целях. Вверху старое написание, внизу новое. Как нам сказали, это повысило узнаваемость бренда. Так это или нет, я не знаю - но факт любопытный. Там же - целая коллекция старых пивных плакатов, её не снимал.
17. Переходим в большой зал. В углу - инсталляция с пивоманом 110-летней давности.
18. На его столе - девайсы строго того времени. И гранёная кружка, и меню от Калинкина, и тарелка для раков, и даже металлическая палочка для вскрытия раков.
19. Товарищество "Калинкин" до революции использовало образ канонической девушки с косой, подающей пиво мужчине. Это при том, что торговать пивом женщинам в Российской империи воспрещалось - вплоть до 1924 года. Однако, тем не менее, в рекламе использовали именно такой образ, для "повышения лояльности потребителей", как сказали бы нынешние маркетологи.
20. На столе пивомана - аутентичные бутылки начала XX века. Две открыты традиционным способом (просто вынута пробка), а правая - "гусарским", то есть отсечением горлышка саблей, кинжалом или ножом. Этот способ был распространён среди тогдашних военных.
21. Одна из стен полностью уставлена старой утварью (Галина Всеволодовна как раз рассказывает нам о укоренении пития пива в допетровской России и обычаях его потребления). Любопытно, что представители пивных компаний много лет подряд ездят по деревням, ищут и скупают в окраинных областях (особенно Поморья) старую русскую утварь. На первый взгляд, это может показаться глупой блажью и невыгодной растратой средств собственника. Однако не спешите объявлять пивоваров дураками. Дело в том, что пивовары порой балансируют на грани того, что напиток могут обьявить вредным или чуждым, или существенно ограничить его производство. Поэтому связь напитка с исконными национальными обычаями и доказательство этой исторической связи для них крайне важны. Так что имеет место совпадение интересов пивоваров и сохранения истории.
22. Пивной черпак, начало XIX века, и жбан для какого-то этапа приготовления пива.
23. Ендова - настольная чаша для пива.
24. А вот (слева) ковш для подачи пива гостю, XVIII век. Хозяин в русских обычаях обязан был предложить гостю ковш пива на пороге избы, как знак гостеприимства и взаимного доверия, а гость должен был отпить из него хотя бы глоток. Главная русская закуска для пива в XV-XVIII веках - солёный горох. Основную массу исторических артефактов поставляет поморский Север и Северо-Запад, именно там питие пива было укоренено прочнее.
25. Плакат конца XIX века.
26. Рассказ о начале основания Калинкинского медо-пивоваренного товарищества.
В музее много материалов по дореволюционной истории Калинкинского товарищества, коллекции тары и плакатов, однако по советской истории пока немного. Эта эпоха в каком-то смысле, хотя и много ближе к нам, только начинается вдумчивым изучением. То есть пока, фактически - terra incognita.
27. На фото - пивная бутылка после возобновления производства пива в России, ещё традиционной ёмкости 0,6. Если помните, то в 1914-1923 гг. действовал "сухой закон", а в 1924 возобновилось производство водки ("рыковка" - по распоряжению Предсовнаркома А.И. Рыкова) и пива (по предложению члена ПБ ЦК ВКП(б) Л.Д. Троцкого). Так вот, это - первая ласточка советского пива. А всех потребителей пива, соответственно, можно отнести к троцкистам. На этикетке, вплоть до 1932, писали "б. Калинкин" - чтобы потребители пива узнавали привычный бренд, кто его выпускает. Б. - это "бывший".
И ещё интересная деталь, которую извлёк из экскурсии.
Откуда вообще произошла известная поговорка "Пиво без водки - деньги на ветер" и что она значит?
В советское время мы думали, что это предельно просто - поговорка означает то, чтобы процесс торкнул, надо пивко разбодяжить водочкой, или запить после стопкой. Тогда будет эффект "ерша" и правильное весёлое состояние.
Оказалось же всё гораздо сложней. Дело в том, что раньше (до революции) тем покупателям, которые брали дорогие сорта пива в сувенирных кружках от "Калинкина", полагалась в довесок половинка шкалика водки (около 30 грамм). И если он брал пиво "с водкой в довесок", у него оставалась красивая кружка, которую можно было использовать или оставить на память. А если брал недорогое пиво - то что? Просто сходил "до ветру" после потребления пива - и всё, ничего не оставалось. Так и родилась поговорка.
28. Пивные кружки. И не просто кружки, а знаковые - так как они нам показывают эпохальный процесс перехода с русских мер объема жидкостей на метрическую систему, европейскую. Это произошло в 1934 году с подачи А.И. Микояна - так что именно тогда СССР решающим образом приблизился к Западной Европе, в смысле единообразия единиц измерения. Была давняя традиция ёмкости пивной и водочной бутылки - 1/20 ведра, или 0,614 л. Округляя - 0,6. Стало с 1934-го года - ровно пол-литра, 0,5. Так что привычному нам мему "поллитра" - всего лишь 79 лет. И на кружках тоже выгравированы ёмкости - кратная русской мере гранёная пивная кружка (0,4) и новая стандартная мера (0,5).
29. Люди привыкали к новой системе мер около 10 лет, этот процесс шёл постепенно и небыстро, и только в послевоенное время новая система (литр, поллитра, 0,2) окончательно укоренилась в головах потребителей и стала привычной. Тогда же в качестве главной эталонной марки советского пива была избрана марка "Жигулёвское", с жёстким контролем хорошо проверяемой и единообразной технологии на региональных пивзаводах. На фото - советские пивные кружки 1960-х.
30. Пивоваренному заводу "Степан Разин" в послевоенное время, сразу после отмены карточек в 1947-м, было поручено создать и выпустить линейку прохладительных лимонадов на натуральных ингредиентах. Это - первая ласточка, 1949 год.
31. Коллекция "чебурашек" с эмбоссингом (тиснением по стеклу).
32. Вот, скажем, тернопольская и севастопольская "чебурашки".
["Чебурашка" - это не емкость бутылки, а способ её закрытия пробкой. "Чебурашка" - белая алюминиевая пробка с мягким на сгиб ушком, тянешь за ушко и по кругу открываешь]
33. А это уже пред-перестроечное "олимпийское" пиво в новой таре 0,33, начало 1980-х. Тару 0,33 начали интенсивно внедрять за 2-4 года до Олимпиады-80. "Адмиралтейское", кстати, я сам хорошо помню. Вообще, советская коллекция в музее пока маленькая - надеюсь, она будет пополняться.
34. Потом была дегустация. Реально именно дегустация, с обьяснением, как правильно пить и на что обращать внимание - в том числе и как правильно читать этикетки и технологические сопроводиловки с составом напитка. А не тупое хлестание жидкости.
35. Поскольку я не особый пивец пива, то собственно пиво пробовал мало, зато обращал внимание на всякие пивные напитки. В частности, мне понравилось там вот это - "Десперадос", смесь пива с текилой, крепостью 5,9%. В охлаждённом виде - очень приятно пьётся, надо будет поискать в гиперах такое питие.
В общем, резюме: очень интересно и познавательно. Редкие сведения, которые нигде не прочитать.
Спасибо также Паше upsya за организацию похода, и всем блогерам за приятную компанию.
Journal information