Корень ситуации вот в чём - старое Пулково-1 на момент своего пуска 40 лет назад было весьма прогрессивным сооружением для своего времени. Однако, в советское время интенсивность авиаперевозок быстро росла и к 1990 г. достигла 10,5 млн.чел. в год. Переваривать такие перевозки было сложно, но можно. Потому что тогда, 23 года назад, были радикально иные требования к авиационной безопасности и не было такого зарубежного потока авиасообщений. А обе названные причины - это немалая затрата площадей на их обеспечение.
Что получилось сейчас? Авиапоток из Питера долго и упорно восстанавливался, в 2012-м он наконец достиг советского уровня и превысил его (11 млн. чел./год), а площади, которыми пользуются пассажиры, сократились относительно советского времени, на 35-40% - из-за необходимости выделять зоны безопасности, проверки, а также погран- и таможенный контроль, который в те времена был сосредоточен только в Пулково-2. Отсюда и срочная необходимость строить новый терминал. Хотя, конечно, её можно было спрогнозировать и примерно на 2-3 года раньше.
Впрочем, ладно. Давайте посмотрим внутренности и чего нас там ждёт через полгода, когда его собираются открыть.
2. Пока едем вдоль зоны реконструкции. Тут меняют очень сложную начинку для стоянок тяжёлых самолётов и рулёжных дорожек. Я не успел по пути снять зоны со вскрытой начинкой, без уложенных верхних слоёв - а там она метров на 5 вниз ещё простирается.
3. Проезжаем мимо диспетчерского центра. Это единственный объект, который был обещан первоначально, но для нас не получился из-за несогласования с Росавиацией. Аэропорту эта инфраструктура не подчиняется.
4. Объезжаем стоянки старого терминала.
5. И вот он, уже достроенный в части каркаса новый терминал.
6. Он расположен несколько левей старого, если смотреть от самолётов. Смотрите, старый со "стаканами" немного в стороне - виден в правой части снимка.
7. Долго и сложно объезжаем стройку, и наконец высаживаемся ярусом ниже будущего выхода. Здесь нашу группу берет на себя руководитель пресс-службы аэропорта Игорь Лаптев. Он затем и давал все пояснения.
Но сначала - немного цифр и схем.
8. Во-первых - принципиальная схема терминала.
9. Во-вторых - более подробно, зона стоянок машин, как более актуальная для простого обычного пассажира.
Сам терминал планируют сдать в декабре 2013, а старое "Пулково" со стаканами сразу же поставить под реконструкцию. Затем предполагается его (старое) отдать только под внутренние рейсы, как в советское время - это должно произойти по плану в июле 2014-го.
Годовой объем перевозок пассажиров в год - 17 миллионов (старый достиг 11, вместе с частью международных рейсов).
88 Стоек регистрации, 14 шт. гейтов для телетрапов, 110 кабинок паспортного контроля, 7 лент выдачи багажа и т.п.
Кроме того, планируется гостиница на 200 номеров, бизнес-центр и самое главное - автомобильная инфраструктура, закладываемая со стадии проекта
1) многоуровневая автостоянка (560 машиномест),
2) открытая парковка долговременного хранения автомобилей (1200 машиномест).
Государство в стройку своих средств не вкладывает, как нам сказали, а строится всё это хозяйство на условиях ГЧП (государственно-частное партнерство) - государство отдаёт терминал на 30 лет, под управление консорциума ("ВТБ Капитал", международный аэропортовый оператор Fraport AG и инвестиционная компания Copelouzos Group). В общем, с немцами и датчанами (или голландцами), вроде. Как это всё будет выглядеть в реальности - даже не знаю, поживём - увидим. Хотя в принципе я такие слишком закрученно-заумные схемы не особо жалую.
Теперь побродим по самой стройке.
10. Нижний, багажно-логистический ярус. Обратите внимание, такой потолок символизирует реки и каналы Петербурга, по мысли английских проектировщиков терминала.
11. Монтаж багажных лент. Сказали, что тут будет применяться уже безгрузчиковая система сортировки, опознания и подачи багажа от самолётов.
12. Строят терминал в основном турки, и даже все предупреждения о безопасности - на турецком. Немного непривычно, но так.
13. А вот и рабочие.
14. Второй ярус, прибытия. Кстати, ярусы терминала строго разведены по назначению - потоки прибытия и отправления не пересекаются.
15. Пограничные кабинки, монтаж.
16. Следующий зал, отправления. Этот уже большой парадный зал. Стиль потолочных перекрытий, по мысли англичан-проектантов, символизирует формы храм Спаса-на-Крови, что на кан. Грибоедова. Ну что же, ладно, архитектор так видит. Кроме того, используется приём световых окон наверху, которые позволят снизить затраты на освещение.
17. Ходим по большому залу. Тут будет регистрация улетающих и прочие процедуры.
18. Там же. Кстати, это не весь терминал - есть ещё Северная галерея, далеко вынесенная к строящимся лётным стоянкам.
19. Снова турецкий язык.
20. Вид на стройку, вдалеке - диспетчерский центр.
21. Смотрим на другое крыло терминала. Он со стороны самолётов кажется не особо большим, однако внутренние объемы простираются далеко вглубь. Моя оценка размера, относительно старого - раза в три больше. Или в 3,5. Намного. Но меньше нового Внуковского.
22. Выходим на пандус у входа, куда будут заезжать только автобусы и такси (другие машины смогут высадить пассажиров в галерее справа, после теракта в Домодедово ввели автозону безопасности для частных машин 50 м, и это отражено в проекте).
23. Вид на многоярусную автопарковку на въезде. Кстати, она крытая, и с неё можно будет перейти в аэровокзал также по крытой галерее. Долговременная парковка будет открытой.
24. Ходили там целый час, и наконец, выходим. Устали уже за семь часов хождений по огромной территории Пулково. Вид через стройку на старое доброе Пулково-1, которое в своём нынешнем виде проработает только полгода.
1. Самолёт и его осмотр
2. Авиационно-техническая база (АТБ) и техноллогическая дорога
3. База аэродромной механизации (БАМ)
4. Спасательная станция
5. Новый терминал
На этом, пожалуй, всё (правда, небольшое видео ещё выложу).
Спасибо за внимание.
Journal information