Небольшая фотоподборка с борта авианесущего крейсера "Киев" в Тяньцзине, где я побывал три месяца назад.
Есть там во внутренних палубах, в огромном чреве корабля, специальное помещение, где китайцы собрали то, что было оставлено при продаже крейсера зарубеж. Собрали и разложили по витринам, как память.
* * *
Крейсер "Киев" вместе со своими систершипами (Минск и Новороссийск) был списан в один день 30 июня 1993 года, а в 1994-м, когда уже почти четыре года стоял у стенки "Севморпути" в пос. Роста, продан на лом частной фирме. Но после этого предположительно ещё около пяти лет отстаивался в России - возможно, пока фирма искала возможность буксировки или решала вопросы растаможивания (об этом история умалчивает). Факт тот, что в середине января 2000-го крейсер точно покинул гавань отстоя, а в мае 2000 г. прибыл на буксире в Шанхай.
То, что осталось к этому моменту, китайцы собрали и сделали отдельную выставку "память о крейсере". Давайте её посмотрим.
Фотография из кают советского авианесущего крейсера "Киев"
2. Крейсер изнутри огромен: сотни помещений, больших и маленьких, из которых примерно 40% доступно посетителям. Чтобы попасть в интересующий нас сектор корабля, нужно пройти от основного входа в сторону бака, держась при этом прохода ближе к правому борту. Там она и будет.
3. В одной из витрин собраны килограммы инженерной документации на системы корабля, а также книги из судовой библиотеки.
4. Есть тома чертежей в несколько килограмм.
5. Портрет Ленина.
6. Обрывки газет. Обратите внимание на заголовок внизу: типичнейший стиль задурманивания мозгов, выработанный и отточенный в середине 90-х. Работал хорошо около десяти лет. Это к вопросу о тогдашней популярности Резуна и Ко.
7. Ещё подобранные в каютах газеты.
8. На другой стороне - витрины с фотографиями из кают и помещений крейсера. Бросали его весьма небрежно, так что множество личных вещей осталось валяться в каютах.
9. Ну а китайцы всё подсобрали и подчистили - но не выкинули, а составили из бросовых фото целую выставку. Чьи-то жизни, ушедшие в пучину советской Атлантиды. Сейчас дети на фото выросли и быть может, даже не знают, что остались в далёком Китае в виде своих детских снимков.
10. ...
11. ...
12. Этот плакат, наверное, из кают-компании или ленинской комнаты.
13. В этой витрине - разные артефакты, более материального плана, чем фото.
14. ...
15. Картина из кают-компании (ведь авианосец носил имя столицы Советской Украины), а также картина-якорь.
16. Фотоаппарат, шахматы и прочие домино.
17. ...
18. Морские лётчики Як-38 на палубе.
19. Посуда.
20. Аптечка.
21. Журнал и рукописные записи с рисунками.
22. Портрет постсоветского адмирала, судя по Андреевскому флагу на заднем плане. Висел не на выставке, а оставлен в помещении боевого информационного поста.
23. Письмо с самым поздним штампом (январь 2000). Исходя из этого артефакта, я и определил предельную длительность стоянки на территории России - середина января 2000 г. Далее ничего более позднего на выставке нет, в основном - артефакты или конца 1980-х, или 1992-94 (до продажи крейсера). В мае 2000-го крейсер привели в Китай.
24. Можно также посмотреть фильм об истории "Киева", с начала строительства и до вывода его в резерв (1992). Но, увы, на китайском. Хотя кадры есть очень интересные.
25. Рассказ о советском гиганте, периодическом флагмане Средиземноморской оперативной эскадры, ещё впереди; пока я не разделил свою огромную фотосессию на подходящие куски, сделаю это попозже.
Подготовлено также видео с борта "Киева". Выложу приложением к посту.
Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу
Journal information