Интуристов повезли на катере в Листвянку, а мы с братом решили забраться на самую высокую скальную сопку, что господствует над впадением Ангары в Байкал, и обозреть местность с 200-метровой высоты. Сопка несколько смущала нас своими крутыми скатами, но мы все равно полезли, найдя узенькую тропку за деревянными домами на другой стороне станции.
Карта показывает, в каком месте мы находились. Точка с названием Шумиха – это прошлый пост; а точка с названием Байкал – это то место, про которое я говорю сейчас. Покажу вам несколько фоток с этого восхождения.
Уф-ф-ф... первый взгляд назад (и снимок тоже). Один уступ преодолели, а впереди другой, побольше. Наш поезд уже начинает быть похожим на игрушечный.
Вот и второй уступ, и одновременно важная точка. Тут уже виден и весь причал хорошо, и панорама Байкала разворачивается в полную мощь. Фотографируемся на фоне широко известного дореволюционного вида (см. ниже).
А вот и этот дореволюционный вид. Не угадал всего лишь метров 40 вправо, чтобы виды совпали полностью. Видите, тогда причал был с путями, а у пирса стоит ледокольный паром «Байкал», который переправлял вагоны и паровозы через озеро, на Мысовую. Рядом с паромом стоит более мелкий пароход «Ангара». Основная колея Великого Сибирского Пути заворачивает за этот утёс.
Поднялись еще выше. Наш поезд – уже игрушка. По центру стоит разбираемое здание старого вокзала станции Байкал (а через год построят точную копию его).
Вот такая была это станция, Байкал. Уважайте ее, ибо этот деревянный перрон видел столько исторических личностей!
Видел он светлейшего князя Хилкова, министра путей сообщений Российской империи, разруливавшего отсюда транспортный кризис во время русско-японской войны и жившего тут целых четыре месяца. Видел адмирала Колчака, белых генералов Каппеля и Унгерна. Видел генерала армии Жукова, возвращавшегося из Халхин-Гола весною 1940-го. Видел маршалов Блюхера, командующего ОКДВА и маршала Василевского, Главокомандующего в войне 1945 г. с Японией. По этому перрону гулял Мао Цзэ-Дун в 1950 году, Генрих Ягода - в 30-е, японский министр ин.дел Сигемицу, ехавший подписывать пакт о нейтралитете со Сталиным в апреле 41-го, Ким Ир Сен, и множество деятелей советской эпохи. Потому что это была узловая станция, где меняли локомотивы и осматривали составы. Буфет станции Байкал описывали многие путешественники по Сибирскому Пути.
И вот, наконец, достигли мы самой вершины, и бездонная чаша Байкала открывается нам во всей своей красоте и великолепии. Неслабо екает сердечко, если смотреть со скального обрыва вниз, но я старался не злоупотреблять. Видимость в стороны – километров по сто. До противоположного берега – сорок пять км. Собственные ощущения описать очень сложно, находишься как будет отдельно от себя, где-то далеко, глубина пространства захватывает... скажу наверное проще: «Кто видел – никогда не забудет»
Если повернуть взгляд влево, то открывается феерический вид на исток Ангары из Байкала. На том берегу – Листвянка. Суденышки, снующие по Байкалу, с этой высоты кажутся нам стрекозками, скользящими по пруду.
А это уже снимок с другой прогулки, когда мы спустились с сопки и пошли вглубь поселка. Подход к станции Порт-Байкал, вид поселка. Рядом с линией, где деревянный мостик: тут шел 2-й главный путь Транссиба (до 1956 г.). Сейчас второго пути не существует, за ненадобностью он давно разобран.
Спасибо за внимание, и вот вам открытка 1901 года на память о Байкале :)
---
Еще из Сибири: Сибирский натюрморт с омулем в купе поезда, Омулевая станция Слюдянка
О удивительной планете «Кругобайкалка» (почитать подробнее).
Journal information