Это высокая стадия дзен, не каждый удостаивается персонального изма :-) Так что спасибо, мистер Сырок. Наверное, он в своё время был глубоко впечатлён постами про голодоморный кол и "Киев. Языки и идентичности", а противопоставить тогда ничего не смог. Да и вообще, как можно противопоставить объективной реальности, запечатлённой на фото, интернетные срачи кабинетных фриков во всяких urb-a? Никак. Это же разные весовые категории в качестве аргументов. Посему, неопровергаемое лучше объявить враждебным -измом :-)
К сожалению, в момент рождения нового -изма я отсутствовал, в это время как раз летел в Китай. Ну да ладно. Пусть и спустя полгода приобщился, тоже ничего. Мистер Сырок, правда, поскромничал и не конкретизировал у Варандея содержание этого нового метода познания окружающего мира - а посему это придётся сделать мне. Итак...
Действительно, у этого метода есть свои уникальные признаки, без которых перископизма не существует (ведь есть, скажем, авантюрно-приключенческий метод путешествий - пуэрттоизм, или прилизанно-сверкающе-гламурный - долизм, и так далее). Признаки устоялись во время накопления опыта, имели место находки, удачи и неудачи, и многократно проверены в деле - так что по праву основоположника переведу их в статус догматов.
Догмат №1: Смотри на окружающий тебя город не спеша и внимательно.
Идя по городу, обращай внимание на разные житейские детали, читай объявления, вывески. Почаще останавливайся, если что-то привлекло твоё внимание. Смотри, как одеты люди, спешат ли они. Какой темп жизни. На каком языке говорят. Какие именно здания выделяются на общем фоне. Вникай в городскую среду в комплексе, рассматривая её как здешний вариант жизнеустройства. Осмотр без спешки - обязательно! "Лягушачьи прыжки", беглый осмотр из окна авто и суматошное беганье по турбоянам перископизм принципиально отвергает.
Догмат №2: Попадай в город наземным способом, дабы полноценно почувствовать разделяющее пространство.
Это тоже важнейшая часть перископизма. Дорога к месту – это важная часть поездки, которая принесёт тебе массу полезной информации, а вовсе не досадная затрата времени на попадание в пункт X. Помните же, что я везде подробно рассказываю, как именно попадается в конкретный город? Какие промежуточные пункты на пути, как меняется среда? Поезда Петербург - Одесса, Петербург - Казань, Иркутск - Петербург, Челябинск - Петербург, Москва - Чита, Петербург - Киев, Петербуг - Брест, паром Ханко - Росток и так далее.
Попадание наземным транспортом, преимущественно - железнодорожными и/или водным - важно, чтобы ощутить разделяющее нас пространство и почувствовать глазом те веси, которые лежат между Северной Пальмирой и городом X. Конечно, иногда приходится от этого отступать, вынужденно - скажем, во Владивосток или Пекин, или Милан, если наземные перегоны в разы дороже и неудобней, но я стараюсь точно следовать Второму Догмату при малейшей возможности.
Догмат №3. Смотри не турбояны, а повседневную жизнь. Она в тысячу раз интересней.
Сюда входит такой момент, как обязательный осмотр нецентральных спальных районов, как минимум одного, но лучше двух-трёх; среды обитания обычных жителей, местной торговли и её видов, посещение рынка, осмотр продмагов и их ассортимента с житейской точки зрения и т.п. Тесно коррелируется с №1.
Догмат №4. Без посещения ж/д вокзала и/или реч(мор)вокзала осмотр города неполноценен.
Догмат №5. Обязательно пробуй на себе местный общепит и транспортную систему.
Не поленись проехать на автобусе, метро, послушать местные разговоры, посмотреть на людей и окружающее пространство. Трамвай, если есть - строго обязателен. Зайди, посиди в кафе. Расспроси заранее, если можно, про хорошие питательные точки. Оцени едальные фишки региона. Это интересней беганья по новодельной крепости или обязательному фланированию по старой модной улице, набитой туриками.
Догмат №6. Применяй одинаковые критерии сравнения к любому городу любой страны.
Помните же Послание к Колоссянам св.ап. Павла - "...где нет ни Еллина, ни Иудея"? Так вот, для меня изначально всё равно, где я нахожусь, в плане отношения к городу. Мурманск или Вена, Одесса или Самара, Чита или Шанхай, Стамбул или Полоцк - все они сравниваются с предыдущей накопленной базой без гнева и пристрастия. Для меня нет ни евроцентризма, ни азиатского придыхания, да и "родные берёзки" не дают права на автоматический бонус, если там бардак или запустение. Вон, люди из Сретенска до сих пор мне посылают гневные послания за то, что я их город изобразил неправильно :)
Безусловно, в эмоциональном плане у меня есть свои любимчики - Владивосток, Кронштадт, Одесса, Брест, Старая Русса, Вена и т.п. Есть и те, с которыми я не подружился - Новосибирск, Пикалёво, Брюссель, Стокгольм... А в Прокопьевске мне так и вообще чуть по морде не накостыляли, в середине 90-х. В Ишиме хотели отнять камеру, в Тынде заарестовали за переход путей, в Коршунихе-Ангарской брал ОМОН, за съемку моста через Илим, в Москве сидел в обезьяннике ст.м. Александровский Сад, в Елгаве тоже был привод в станционную полицию. Такова карма транспортного путешественника. Надо учиться познавать дзен.
Но в плане сравнения - это всё неважно.
Смотри, сравнивай жизнеустройство, местный уклад, с тем, что ты уже видел.
Отмечай уникальные нюансы, но зри и в закономерности.
Догмат №7. Ходи там, где тебе лично интересно, а не там, куда тебя поведут или куда "надо обязательно". Смело клади болт на затёртые туристические штампы.
Вена - это флактурмы, Арсенал, газгольдеры и задунайский хай-тек, а не только Опера с дворцами. Киев - это закоулки Подола, спальная Дарница и днепровские мосты, а не только Андреевский Спуск с Крещатиком. И так далее. Обязателен самостоятельный поход, с личным определением целей - хотя это, безусловно, не означает отказа от проводников по городу, френдов и интересных попутчиков. Они могут поведать очень многое и ценное о городе. Но - не всё. Твой цепкий взор сам выберет не менее интересные цели.
У перископизма есть и желательные предпосылки:
1) Обширная база ранее посещённых городов и стран (чтобы была достаточная база для сопоставления),
2) Предварительное чтение сведений о городе - чтобы ты не был в нём слепым кутёнком, а понимал его историю, дабы читать его слои, как кольца на дереве. Но это не надо доводить до абсурда и перечитывать тома с мельчайшими нюансами. Это глупо. Все равно не почувствуешь, без личного соприкосновения. Лучше внимательное и подробное чтение оставить на "после посещения" - так будет ещё и интереснее,
3) Активное использование карт и схем в процессе хождений.
Надо сказать, что перископизм, как метод познания, складывался постепенно и не сразу.
Его становление пришлось на период 1998-2001 гг., к 2002 г. подходы в основном устоялись и далее только шлифовались.
Можно посмотреть ролики 1996-97 гг., где он ещё не применялся.
Я их выкладывал летом, тег "мои видео". Например, Питер-97, Москва-97, Транссиб-96.
Однако далее, в больших поездках 1998-2001 гг., сложился именно тот стиль, который вы и читаете в моих отчётах (1998 - Нерюнгри, Тында, Уссурийск, Благовещенск, Владивосток, 1999 - Транссиб от Хабаровска до Москвы, Забайкалье, Кругобайкалка, Иркутск, 2000 - ещё раз Транссиб, Ванино, Вяземский, Комсомольск, 2001 - БАМ и Транссиб, Владивосток, Находка, Северобайкальск, Братск, Усть-Кут, Таксимо, Комсомольск и т.д.). Большая Европейская поездка (поездом от Хабаровска до Берлина и далее автобусом до Парижа с пересадками) завершила формирование начальной сравнительной базы.
Конечно, потом методика шлифовалась и знания расширялись. В частности, неприязнь к архитектуре конструктивизма я преодолел благодаря ранним экскурсиям babs71, а потом понял и полюбил этот стиль, а пренебрежение к вроде бы невзрачному стилю 1960-1970-х преодолел благодаря постам darriuss. Всегда интересно считывать на пешей прогулке город и архитектурно - какие у него были слои, как он рос.
Есть в перископизме и английская составляющая ("англичанка гадит"). Дело в том, что когда я ездил по Транссибу с английским поездом GW Travel (1999-2002), то в одном из первых рейсов 1999 года попались мне две сварливые английские бабушки. Они были эмигрантки старой, военной, волны - одна ко мне относилась презрительно, как к таракану (и по русски говорила уже весьма плохо, с ощутимым акцентом), зато вторая внимательно смотрела, что и как я снимаю и почему. Знали меня там все, так как я раз в сутки в салон-вагоне читал им лекции об истории магистрали.
Так вот, на одной из больших станций за Читой вторая бабуля подошла ко мне с вопросом:
- Серёжа, а что именно вы снимаете?
- Ну как что? Станции, вокзалы, поезда, пейзажи, знаки, памятники...
- А торговцы вам интересны? А киоски со снедью? А люди?
- Хм... а чего в них такого интересного? Продают пиво с водкой в железных будках, как собаки, да и всё.
- Ну как же? Смотрите, вокзалы со шпалами останутся, а люди ведь сменятся и торговцы тоже. Вещи быстрее уйдут в историю. Всё то, что мы сейчас видим, через 15 лет будет редкостью...
Ну и так далее. Мы с ней разговорились и потом ещё в вагоне-баре пообщались. Я увидел принципиально иную проекцию взгляда, потом ушёл в своё купе, долго думал. Потом смотрел на станции, тоже думал. А потом, постепенно, стал перенимать советы той английской бабушки. Так вот у меня и набралось полутысяча снимков транссибирских торговцев, людей и прочих торговых артефактов. А потом я и вокзалы изнутри стал снимать - камеры хранения, носильщиков, люстры, плафоны и проч. Хотя это оказалось более рискованным, чем просто станции. В общем, англичанка-эмигрантка сильно повлияла на появление Догмата №3.
Теперь, надеюсь, вам стало понятнее, что такое перископизм? :-)
Я бы сформулировал его как познавательно-аналитические путешествия, которые часто имеют главную сквозную тему.
* * *
А на десерт вам, друзиа, земляничка.
Мистер Сырок, этот же самый, обвиняет меня в работе на Кремль, так уж больно задели его национал-сознательную душу мои отчёты о городах:
Спасибо за внимание, что дочитали сей спич :)
Journal information