Китайская модель "социалистической рыночной экономики" со временем родила оригинальный гибрид - большие магазины "красных сувениров"
Тут надо пояснить вот что, в самом начале.
Если бывать только в прибрежной зоне "открытости для внешнего мира" и специальных экономических зонах (СЭЗ) - скажем, Шанхай, Шэньчжэнь, Гуанчжоу и т.п., то может показаться, что "а социализма-то никакого нет!" и уважения к красному революционному прошлому - в общем-то, тоже. Все лихорадочно суетятся, бегают, едут, экспортные фабрики работают в три смены, народ бурно заколачивает бабло и мало чем сверх этого интересуется. Пример: если зайти в шанхайский музей I съезда КПК - то там скучновато, формально и посетителей немного. Разве что каких экскурсантов любопытных водят. Даже снимать не дают. Ну и интерес к этой точке не особый.
Ага, и вы приедете и уедете в уверенности, что там так везде.
Однако это впечатление обманчиво. Китай огромен, разнороден и если "рыночная" прибрежная зона к прошлому равнодушна, то совсем иная картина в глубинке. Там Председатель Мао - эталон справедливости и мудрого притеснения своих зажравшихся бояр, "суровый яньанский дух" романтизируется и считается наивысшим подъемом революционного творчества масс, прообразом идеального Красного Китая, и даже Культурная Революция порой считается проницательным деянием Председателя, отсрочившим появление массовой коррупции и "красных принцев" на 30-40 лет (имеются в виду "показательные перевоспитания и обязательные трудовые работы" в крестьянской глубинке для партийной элиты и её детей). То есть, Мао придавил собственных обуржуазившихся соперников на раннем этапе (история с Лю Шаоци) и насильно заставил потенциальных горбачёвых и яковлевых пахать в деревне, разделяя хлеб с крестьянами, а не делать карьеру в столицах.
Соответственно этому, в стране сформировалось несколько центров "красного туризма" (фактически, подвида паломничества). Это два главных центра - Яньань (Особый советский Район 1936-1947) и Шаошань (родина Мао), а также точки поменьше - советские районы 1920-х в южном глубинном Китае, Цзуньи, ну и места событий "славной Гражданской войны с продажными гоминьдановцами" - Сибайпо и др. Люди едут сюда как группами, так и самостоятельно, тут же базируются реконструкторы, здесь же - магазины красных сувениров, откуда паломники увозят на память реликвии. Причём, как я заметил в Яньани, организованные группы от парткомов и профсоюзов - это примерно половина посетителей, а вторую половину составляют обычные китайцы, которые едут сюда сами, влекомые интересом. Яньань - это Идеал, воспетый в современном китайском искусстве, воспоминание о суровой справедливости, нужде, но невероятном подъеме духа в сочетании с борьбой против компрадоров (гоминьдановцев) и колонизаторов (японцев). Нечто вроде мира Первых Христиан, но с китайским уклоном - где Председатель отличался от простого бойца только тем, что у него было две комнаты в лёссовой пещере, а не одна. Впрочем, это место я ещё покажу, попозже.
Подвидом "красного туризма" можно также считать организованные поездки из провинций страны в Пекин, к Мавзолею Мао. Об этом интересном явлении я уже довольно подробно рассказал ранее. И если для сотрудника, к примеру, шанхайской авиакомпании такая поездка будет восприниматься дурацкой обязаловкой и частью ритуала, необходимого для демонстрации благонадёжности, то для шофера или библиотекаря из провинциального городка откуда-нибудь из Сычуани или Шэньси это может быть прикосновением к упокоенному богу-Основателю Красного Китая. В общем, как это и в СССР 1960-х было - "продвинутые" профанируют и тихо стебутся, исполняя ритуалы (публично стебаться нельзя, а то выкинут из слоя и вообще отовсюду), "глубинка" верит в идеалы и поклоняется.
Впрочем, давайте смотреть.
Начнём с "красного туризма" и как вообще это выглядит, на примере Яньани.
2. Территория штаб-квартиры ЦК КПК в яньаньских пещерах. Люди - и есть "красные туристы". Возраст самый разный - от 15-ти до 80-ти. Многие везут сюда и детишек.
3. А вот молодёжь. Тут модны зелёные майки с Председателем или "четырьмя великими".
4. "Красные туристки" спускаются из горной резиденции Чжоу к пещере Лю.
5. Девушка в краснозвёздной кепке снимает дом-пещеру Мао.
6. Более того - на улицах Яньани можно встретить и иногородних туристов, которые одевают детей в сизую форму раннего Китая. Вот эта женщина вела сына к автобусу, который шёл в сторону коммунистических пещер. Я не успел сфотать пацана в лицо, с краснозвёздной кепкой - оторопел от первого впечатления, впал в кратковременный ступор и протормозил.
7. В магазинах и всяких заведениях вывешивают портреты молодого Мао. Просто как часть интерьера. А иногда - маршала Чжу Дэ, это второй по популярности идеал.
8. У стен мемориального комплекса базируются и реконструкторы "Великого Похода". Они варятся в своём соку, как и всё в Китае, так что там развиваются вполне оригинальные направления реконса, которых нет на пространстве экс-СССР.
9. А вот мемориальный зал VII "яньаньского" съезда КПК 1945 г. Тут, чтобы лично сфотографироваться за обшарпанной трибуной, где Председатель 68 лет назад делал доклад - целая очередь. Все такие радостные, возбуждённые, лопочут.
10. Вот девушка дождалась своей очереди постоять.
11. Есть там среди туристов и старички-ветераны, под 70 и даже под 80. Видел и тех, кого на коляске возят.
12. На выходе из мемориального комплекса - "красные студенты" Яньаньского (антияпонского) университета, собирающие средства на какое-то нужное дело.
13. Если же пройти дальше, то там - целое царство красных сувенирных магазинов. Их буквально десятки, в разных местах города, приближенных к "революционным местам".
14. Тут тоже модно сниматься на фоне Великого Кормчего.
Вообще, надо заметить, что современный китайский "рыночный социализм" родил нового гибрида, которого не было в советской модели - поп-сувенирка, как приближение красной идеологии к простому гражданину в понятной для него форме. Если в позднем СССР это явление было задавлено сусловской окостенелостью, несмотря на обеспеченность населения, и всякие там значки-галстуки-форма выглядели обязаловкой и даже лузерством (в восприятии молодёжи), то в Китае - совсем не так. Это модно, круто и стильно, увезти из колыбели Красного Китая сувенир. Никто никого не принуждает, "красная" сувенирка охотно раскупается почитателями, и возможно, приносит хороший доход торговцам.
15. По книгам и мемуарам лютость и однообразность 1970-х давно ушла, сюда допущен плюрализм. Чан Кай-ши давно уже не "проклятое исчадие ада" (хотя и не положительный персонаж), его биографии издаются, пострадавшие от Культурной Революции - тоже. А Лю Шаоци так и вообще, зачислен в "четыре великих" (отца-основателя).
16. Главный герой народной поп-сувенирки, понятно - Мао. Он держит первенство с большим отрывом от всех и его можно найти в самых разных инкарнациях - от иконографии до брелков.
17. Сумки, портреты, бюсты... можно даже купить керамический чайник с Председателем.
18. Брелки-подвески. Чего только там не наделали.
19. После персонально Мао второй по популярности мотив - "четыре великих" (отца-основателя КНР). Это сам Мао, маршал Чжу Дэ, Чжоу Энь-лай и реабилитированный сейчас Лю Шаоци, жертва культурной революции.
20. Впрочем, в красной сувенирке их каноническое следование (иерархия) может быть перепутано, а вот вам устоявшийся канон, каким он используется в учебниках: Мао, Лю, Чжоу, Чжу.
21. Ещё один очень популярный сюжет - "Десять Маршалов" (КНР). Причем тут присутствует, как видите, и опальный Линь Бяо, неудачно бежавший в 1971-м в СССР и разбившийся в Монголии. К нему сейчас тоже отношение выровнялось. Впереди маршальского ряда - Мао и Чжоу Эньлай, потом - Первый Маршал (Чжу Дэ), самый уважаемый. Потом - остальные.
22. "Красной сувениркой" китайцы торгуют даже в таких сакральных местах, как выход из Мавзолея Мао в Пекине. Вот, гляньте (сделал снимок с зумом из-за ограждения). Тут можно купить даже своей даме сердца подвеску с рубиновой звездой и золотым серпом и молотом. Представьте себе аналогичную картину за Мавзолеем Ленина на Красной площади :)
23. Кстати, Дэн Сяопина в сувенирке очень мало, он не стал культовым апокрифическим персонажем. Но в официальной иерархии лидеров Китая он второй. Вот снимок канонической четвёрки руководителей из Музея Революции: Мао, Дэн, Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао. "Четыре поколения руководителей", это так и называется. Сейчас у руля - "пятое поколение", во главе с Си Цзиньпином. Местные "хрущёвы" (Ху Яобан, Чжао Цзыян) и "переходный маленков" (Хуа Гофэн) в канон не вошли. Китайцы, кстати, очень гордятся тем, что им удалось выработать модель мирной сменяемости верховных руководителей, в отличие от неудачной практики СССР.
24. Современных руководителей ЦК КПК (пятого поколения) на общедоступных плакатах на улицах немного, почти нет, но тем не менее они есть в университетах, школах, колледжах. Вот, к примеру, плакат с Си Цзиньпином на входе в Яньаньский университет.
25. Пекин. "Мавзолейная" группа из провинции. Это тоже "красный туризм", поощряемый на местах. Таких групп там за открытые часы посещения мавзолея проходит как бы не пара сотен.
26. Музей истории I съезда КПК в Шанхае. Оказался слабоват, но я постараюсь его тоже показать, в общих чертах. Там как раз "красных туристов" немного. Шанхай - не то место, где это хорошо идёт, там народ озабочен баблом.
Как видите, ареалы "красного туризма" неоднородны и популярность у них разная. Но сейчас, насколько я понял из китайской печати, это явление разрослось до нескольких миллионов в год и стало устойчивым.
Есть там и интересная проблема, с которой сейчас стали бороться сверху.
Это сооружение помпезных райкомов и обкомов партии. Они, по мере возрастания количества денег и мощи страны, стали выделяться из окружающей застройки. darriuss даже на "Онлайнере" сделал обзор зданий обкомов, можете посмотреть.
Понятно, что это вызывает ропот граждан и ругань в Weibo и прочих сетях. Обратная связь, так сказать. Поэтому и верховная власть занялась ограничением этого процесса, дабы не доводить до цугундера. А что уж у них получится из этого - не знаю:
В Китае во вторник, 23 июля (2013), ввели пятилетний мораторий на строительство любых зданий, предназначенных для правительства и местных администраций, сообщает агентство «Синьхуа».
27. Вот пример стандартного райкома партии. Это обычный жилой район в Даляне, не в центре.
28. Детки в садике. Наглядная агитация очень-очень похожа на советскую образца 1970-х. Но с китайскими мотивами.
© Сергей Сигачев
Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу
Journal information