На следующий день, 4 октября, пока мы ехали по КВЖД, в смысле связи я был "немым", но зато душевно пообщался с соседями по вагону - читинскими торговцами, ехавшими в Харбин. Принес к ним в купе остатки прикамского бальзама и часик-полтора разговаривал - в основном они, я больше слушал. А потом, ближе к обеду, пошёл тестировать китайский вагон-ресторан, его к нам как раз в Маньчжоу-ли подцепили.
Пришёл туда, смотрю сидит мужик, с которым я поздно вечером рядом сидел в зале ожидания маньчжурского вокзала, пока наш поезд перецепляли и переформировывали. Подсел к нему, и пока трапезничали, тоже поговорили. Он оказался с Краснокаменска, иногда ездит через границу прибарахлиться, чаще с семьей, но в этот раз один. Вот и ему я тоже задал тот же мучивший меня вопрос про пограничный контраст в этом месте, столь яркий.
В общем, со слов забайкальских жителей, которые постоянно челночат туда-сюда, ситуация с этим делом примерно такая:
Маньчжоу-ли в реальности - это нечто вроде северного Гонконга. Но если про основной Гонконг и происхождение его богатства все знают (внешний мир - транзит/Гонконг - внутренний Китай), то на маньчжурско-забайкальские отношения всем, в принципе, насрать, так как это "жопа мира", находится на периферии интереса и она никого, кроме местных, не волнует.
Тем не менее, происхождение ее богатства - принципиально то же, что и гонконгского. То есть, главные грузовые ворота с соседней большой страной. Она резко выделяется во всей остальной Маньчжурии и является этаким "островом" в даурской степи. Маньчжоулийским дельцам завидуют хайларцы, их не любят харбинские китайцы, которые тоже претендуют на роль моста "Китай-Россия" и у которых они отбивают хлеб. Они славятся своей жёсткостью в ведении дел и весьма плотно срощены с пограничными дельцами и на российской территории.
Действительно, я потом полдня ехал по северной Манчжурии и на протяжении 800 км вплоть до самого Дацина всё весьма бедно и уныло.
Но в российском и китайском методе ведения дел и развития своих территорий есть и большое различие.
Оно заключается в том, что китайские власти достаточно много отламывают от транзитных прибылей на развитие своей инфраструктуры, особенно городской. Да, там есть проекты типа "пустим пыль в глаза своей роскошью", но очень много уходит на постройку дорог и переоснащение городского хозяйства. Сейчас Маньчжоу-ли уже подбирается к цифре 180 тыс. населения, то есть ее размер уже больше, чем пол-Читы и примерно равен нашему Благовещенску. Есть еще один важный нюанс - это территория АР Внутренняя Монголия, и Пекин в распоряжении национального района оставляет гораздо больше средств, чем у стандартной провинции. В сочетании с большим транзитным потоком это и позволило стать той таким своеобразным северным Гонконгом.
С российской же стороны все наоборот: огромные таможенные поступления уходят куда-то в центр, в Москву, и практически ничего назад не возвращается. Отсюда и такого накала местная ненависть к городу Москве. При этом приграничные забайкальцы зачастую лично богаче более бедных обычных маньчжоулийцев - это отлично видно по автопарку. В Забайкальске сплошь навороченные джипы и неплохие праворульки, на китайской стороне - нормой являются смешные трехколесные грузовички. Зато по внутренней инфраструктуре Забайкальск, вне ж-д территории, в полном провале, балансирует на грани. То есть, более обеспеченные по уровню текущего личного дохода приграничные жители РФ живут на помойке, а более бедные китайские жители зато пользуются гораздо более развитой городской коллективной инфраструктурой, учебой, парками и проч.
Вот примерно так.
Потом по возвращении, покажу все это в графике.
Posted via LjBeetle
Journal information