Пора подвести итоги по Второй Китайской экспедиции (18.400 км поездами, 190 км пароходом и 6.300 км самолётом).
Я постараюсь кратко и ретроспективно, не растекаясь мыслию по древу: подробное и последовательное описание экспедиции будет позже. Пока разбираю материал, прихожу в себя, привыкаю обратно к нашим краям и привожу в порядок наблюдения.
Конечный пункт поезда №20 Москва - Пекин: пекинский Центральный вокзал в центре города.
Раннее утро 5 октября. К этому моменту пройдено на поездах 9634 км от Питера
2. Сразу скажу, что в полном объёме экспедицию осуществить не удалось, она получилась заметно более скромной по охвату и протяжённости, чем я планировал вначале. Лхаса так и осталась непокорённой железнодорожной вершиной, а мне пришлось ограничиться Хайнанем, Гуанчжоу, долиной реки Янцзы и серединным Китаем, в основном в районе провинции Хубэй. Почему так вышло, объяснял тут.
Поэтому итоговая карта поездки выглядит вот так, где красная линия - это непрерывный последовательный путь от Московского вокзала Санкт-Петербурга до вокзала Санья, самой южной железнодорожной точки Китая, длиной 13.385 км:
3. 27 сентября я стартовал из Питера, а почти сутки спустя - с Ярославского вокзала Москвы, где погрузился на поезд российского формирования Москва - Пекин №20, следованием через Маньчжурию (старым классическим путём 1950 года). Снимок около нулевого километра Транссиба:
4. О железнодорожном пути от Балтики до Южно-Китайского моря я буду рассказывать подробно и с деталями, так что здесь почти все события по шести суткам пути пекинского поезда пропускаю. Вот он, поезд №20, ранним утром на станции стыкования Мариинск:
5. Поскольку об экспедиции и её маршруте, изменяя своим обычным правилам, я объявил заранее, то по пути меня встречали камрады, снабжавшие меня продуктами и позитивными эмоциями (в Перми - незапланированно, в Красноярске, Иркутске, Чите - спланированно). Вот красноярские товарищи:
Опять же, не по своим обычным правилам радиомолчания в поездках, я кратко рассказывал о событиях прошедших суток прямо в пути. Так что о многих деталях в текстовом виде вы уже знаете :)
6. А вот иркутский омуль от mikka
Тешу себя надеждой, что в результате проведённых между Барабинском и Улан-Удэ бесед, у неё поубавилось злобной эмигрантской сущности хотя бы процентов пять-семь.
7. Едем вдоль Байкала. Погода тут радовала: от свинцовой хмурости в районе Слюдянки, до солнечной весёлости в районе Мысовой. Страшно жаль, что сейчас поезда закрыты, как консервные банки, иначе бы у меня было множество феерических видео и фото.
8. Среди холодной ночи в Чите меня встречал также dmitry_a, снабдивший меня ящиком правильной стеклянной "Куки" - на сей момент лучшей минералки на постсоветском пространстве.
9. В Борзе, как вы помните, меня задержали за съёмки секретных лесовозных поездов, секретного сталинского вокзала и секретных пассажирских перронов. Кстати, разбирая сейчас снимки, я обратил внимание, что ст.лейт. Цыренов тоже навсегда остался на моих снимках. Вон он, около моего вагона №7 бдит. А секретный лесной состав, которые требовали удалить с флешки (только там был вид сверху с виадука), и здесь немного виден.
10. Загадочный Забайкальск. Подъезжаем к этому сакральному месту, о которое разбиваются волны Китайского Океана. Дальше уже нет ничего, кроме бусурманской пустоты и грузовых таможенных деклараций.
11. По Забайкальску, пока переобували состав, была совершена 3-часовая пешая прогулка, глубоко меня впечатлившая. На пару постов впечатлений наберётся. Ждите, там очень интересно.
12. Переход границы поездом №20 длится более полусуток, в сумме около 13 часов, так что расстояние Забайкальск - Маньчжурия по рельсам на самом деле заметно больше, чем расстояние по воздуху Пекин - Петербург. Маньчжурия меня по контрасту тоже впечатлила, впрочем об этом позже. Замечу лишь, что поезд на станции поставили так, что моё купе оказалось точно на центральной оси гигантского маньчжурского вокзала.
13. Далее был суточный путь по КВЖД через Харбин, а потом по индустриальной зоне ЮМЖД, который закончился в 6 утра в столице Поднебесной. Вот вид на наш прибывший московский поезд, прямо от вокзального тупика. Здесь поезд именуется К20.
14. В Пекине был посещён университетский городок Цинхуа - главного технического вуза КНР, о котором будет отдельный рассказ.
15. Через полсуток, около шести вечера в тот же день, я отбыл далее на юг с Западного вокзала поездом Т201.
16. Этот путь, длиною 3.751 км (эквивалентен по длине примерно как от Москвы до границы Красноярского края по Транссибу), сейчас тоже пропускаю, он был насыщен интересными наблюдениями, кои будут описаны подробно. Особенно любопытно было наблюдать, как постепенно меняется природа и вообще, сам Китай.
17. Второй ночью, если считать от Пекина, мы погрузились на ж/д паром через пролив, разделяющий материковый Китай и остров Хайнань, и затем достигли острова.
18. Утром 7 октября, спустя 10 дней после старта в Питере, я достиг станции Санья - самой южной станции железных дорог Китая.
19. Теперь можно с чистой совестью омыть кирзовые сапоги в ласковых водах Южно-Китайского моря. На фото - китаяночки, берегущие свои драгоценные лица и тела от презренного крестьянского загара.
20. Про сам Санья - этакий китайский Сочи - я расскажу кратко. Но вот о "русском Санья" надо будет рассказать более развёрнуто. Да, товарищи, "проникновенье наше по планете..." - про него...)
21. За время пребывания на острове я проездил ж/д кольцо полностью - как восточное полукольцо, скоростное, так и западное, обычное.
22. Затем я начал путь на север, и побывал в столице островной провинции - полуторамиллионном мегаполисе Хайкоу. На фото - рациональное использорвание пространства: вверху скоростная железка, внизу проспект. Очень романтично!
23. Но там мне не очень понравилось, жара и суета (этакий китайский Новороссийск - вроде и на юге, но не курорт), и я смылся в пригороды, а затем и в прибрежную зону пролива. Вот вам ферма, выращивающая уточек для ресторанов:
24. К сожалению, найти морской прямой паром на Гуанчжоу не удалось (китайцы на Западном морвокзале утверждали, что он отменён, и агент по продаже билетов - тоже), и пришлось пролив снова пересекать железной дорогой, отбыв на север поездом К1668.
25. Утром прибыл в Гуанчжоу. Там меня ждал большой облом с посадкой на лхасский №264, отправлявшийся около полудня, так что после этого я сперва отправился в ресторан, отпаивать досаду, а потом поехал смотреть сам город, раз уж так получилось.
26. Побывал в мемориале Сунь Ятсена и ещё в ряде "красных" революционных мест.
27. Походил и по старому Кантону. Там его ещё полно, и вообще, расслоение в Южном Китае оказалось гораздо больше, нежели в серединном.
28. А вечером присоединился к кантонцам в любовании закатом на Жемчужной реке. Напротив через речку - знаменитая шуховская телебашня, №2 в мире по высоте среди своих сестёр. Затем, без ночёвки, отбыл на поезд до Ухани.
29. В эту поездку, в отличие от прошлой, получилось так, что мне часто не доставалось билетов в купе, и трижды я ехал с ночёвкой в плацкарте - два раза внизу, и раз наверху. Впрочем, из всего накопленного опыта надо извлекать пользу, так что в сухом итоге зато будет большой рассказ про жизнь в китайской плацкарте :-)
30. Ухань, столица богатой внутренней провинции Хубэй - на Первом Мосту, 1957 года постройки. Вид с верхнего этажа двухэтажного автобуса, коих в Ухани, как собак нерезаных.
31. Закат над Янцзы. Отсюда всего сто метров до места, откуда Председатель Мао в 73-летнем возрасте отправился в свой легендарный красный революционный заплыв июля 1966 года, ознаменовавшего начало Великой Пролетарской Культурной революции и борьбы с собаками-ревизионистами.
32. На следующий день с превеликим трудом удалось разыскать резиденцию Мао на Восточном озере, которая с 1993 года является музеем. На самом же деле оказалось, что резиденция стоит на охраняемой территории, и чтобы туда пройти, надо либо брать экскурсию интуристиков хер знает за сколько и нечасто, либо проникать иным образом - через воинскую часть (я выбрал второй вариант, и успешно его осуществил). Это практически детективная история, но о ней будет отдельный пост.
На фото - ЗиС, подаренный Мао Цзэдуну Сталиным в 1951 году. Вот по нему-то я и опознал окончательно виллу Мао, предварительно ошибочно зайдя на другую, действующую не как музей.
33. В эту поездку я много снимал в магазинах (не экзотику для понта, а просто устройство и разделение по продуктам). Так что будут тематические посты по еде и по супермаркетной торговле. Их типовые магазины по ассортименту сильно отличаются от наших и от европейских - не менее чем на 60-70%.
34. После трёх дней пребывания в Ухани я отбыл с северного монументального вокзала Ханькоу на запад, вверх по Янцзы.
35. И обосновался в городе Ичане, который стал базой моих поездок на три следующих дня.
На фото - высоководный ж/д мост через Янцзы, построенный про запас, загодя, для новой высокоскоростной трассы Шанхай- Чунцин. Она будет открыта только в будущем году, но мегамост смастерили уже сейчас, он ждёт движения будущего года.
36. Была совершена поездка на ГЭС Санься ("Три Ущелья"), которая меня очень сильно впечатлила. В самом деле, приятно смотреть на творчество созидания - преобразования природы в интересах общества. Очень рад, что не все нации в мире ссучены этим ебучим культом бабла и капитала, который сейчас господствует в мозгах наших доморощенных манкуртов и всей этой монетаристской сволочи, облепившей Россию, как навозные мухи. Может, и мы от этой гадости освободимся, со временем. Хотелось бы надеяться.
37. Особенно интересно было побывать в индустриальном парке чуть ниже плотины. Китайцы там использовали остатки того, что было использовано на стройке. Не стали кидать на свалку, а сделали парк. Очень специфический, индустриальный, но парк. Поставили там памятники всем рабочим профессиям, которые были задействованы на этой грандиозной стройке. Потом его покажу подробно.
38. Из Ичана была совершена речная 8-часовая поездка по Янцзы, со шлюзованием и проходом по горной части реки. Ехал с китайской группой, единственным из иностранцев на пароходе.
39. Шлюзование чуть выше Ичана. На самом деле, очень впечатляющий процесс!
40. Янцзы, вход в зону ущелий.
41. Неожиданно, в конце пути "туда" пришлось побыть фотозвездой, хотя на самом деле я ненавижу излишнюю помпу и вообще публичность. Дело в том, что за час до конечной точки я согласился сфотаться с китайцем, который меня попросил об этом. Что тут началось! Человек сорок встало буквально в очередь, чтобы тоже сфотаться так же :) Ей-богу, не вру - это был какой-то фурор. Мне было несколько неудобно, но я не стал кочевряжиться, а просил снять также и на мой фотоаппарат, когда мне нравились попутчицы.
А потом, на пути обратно, старпом меня позвал в VIP-салон, и я снимал уже оттуда, сидя на плетёном кресле. Впрочем, про эту историю тоже стоит рассказать подробно.
42. После 6 дней пребывания в долине Янцзы я вернулся в Пекин, с планами осмотреть ж/д музей подвижного состава, и по возможности, что-нибудь ещё. Приехали в сам музей, он закрыт - понедельник. Ладно, решили обойти по периметру. И там я вышел из строя - спрыгнув вниз через ограждение, приземлился неудачно и растянул связки левого колена. Резкая боль, доковылял через силу до скамейки. Потом взяли такси, добрался до отеля. Пекинская программа была завершена ударно и досрочно :(
43. Так что в Пекине на обратном пути пришлось ограничиться изучением хутунов, прилегающих к отелю. Нашёл там аптеку, показал старой аптекарше, что у меня за проблема, и она мне продала коленную стяжку и ещё какой-то спрей (не знаю для чего). Стяжка очень помогла - на следующее утро стало лучше, и я помаленьку ковылял по ближней округе, снимая хутунные виды. Там же, один старикан, увидев, как я хромаю, позвал к себе в хутун и вручил отшлифованную палочку. Она оказалась велика по росту, так он ещё при мне её и подрубил. Потом, уже перед аэропортом, занёс ему палочку обратно с обязательным "се-се". В общем, обычный (неторговый) народ там отзывчивый.
44. И, наконец, возвращение домой, Хайнаньскими линиями. Восемь часов в воздухе - и вот я дома.
Вот такая получилась поездка. Очень разноплановая, с разными эмоциями и происшествиями.
Далеко не всё мне удалось осуществить. Но теперь уже, что вышло - то вышло.
Дело за рассказами :)
Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии
Journal information