Мне стало интересно, и я предпринял небольшое расследование. Оказалось, да - при шахе Советский Союз преспокойно имел ж/д сообщение с Тегераном через Тбилиси - Ереван - Джульфу, потом маршрут изменили через Махачкалу - Баку, а прямое сообщение тихо увяло только тогда, когда в стране случилась исламская революция. Ну а потом вы знаете - после развала СССР закавказская сеть ж.д. разрезалась на злобные национальные кусочки, распалась и фрагментировалась, и с 1991-го поезд Москва - Тегеран стал несбыточной фантастикой.
Под катом два расписания - 1964 и 1981 годов.
1. Вот состояние на 1981 год: Хомейни уже приехал в Иран, революция произошла, но сообщение ещё теплится - раз в неделю с бакинским поездом №93/94 идут вагоны на Джульфу-Иранскую и далее. Кроме того, из Москвы можно было также уехать и на Стамбул, через всю азиатскую Турцию, с пересадкой по Ленинакану или Догукапы на согласованный №495 (Ахурян - Эрзурум - Анкара - Стамбул, вокзал Хайдарпаша).
2. При шахе сообщение было вполне стабильное - 50 лет назад (1964) в Тегеран следовали два вагона с ереванским №33/34 из Москвы, правда, затрачивая немалое время на переобувание тележек на границе. Через Сочи - Сухуми - Тбилиси - Ереван - Джульфу. С Курского вокзала. Ехать надо было четверо суток:
Правда, с километражом вне СССР в книге расписаний каша, не соответствует реальной длине.
Journal information