Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

  • Mood:
  • Music:

2КЭ - XVI. Поход по суровому Забайкальску. 7276 км

Побродив по привокзальным и приграничным окрестностям Забайкальска, я направился в сам посёлок.
По большому счёту, главную его часть составляют две улицы, проложенные по склону пологой сопки. Одна ниже, вторая выше. Чуть ниже, к линии, примыкает ещё одна, "служебная", которая периодически прерывается. Именно по ней я шёл вдоль вокзальных построек к заставе, в предыдущей части. Есть ещё район за линией, примыкающий к грузовым паркам, и коттеджные районы, нанизанные на трассу к северу от посёлка.

Снимать пришлось очень аккуратно и осторожно - любой "не свой" на улицах вызывает удивлённые и внимательные взгляды местных жителей, несмотря на немаленькое его население, больше 12 тыс. жителей. Идёшь, и частенько оглядываются - несмотря на то, что я старался быть одетым как можно более незаметно и обыденно. На верхней улице меня раза три обгонял какой-то ментовский экипаж с одним и тем же номером, явно накручивая кольца и интересуясь незнакомым человеком. Потом думал - "как хорошо, что я с японцами не пошёл - тогда вообще были бы топовой достопримечательностью!".

Поход начинаем от угла привокзальной улицы, идя на следующий уступ склона, к главному "проспекту" Забайкальска. Я, как мог, попытался уместить все содержимое в один пост, довольно сильно сокращая подробности - поэтому снимков получилось много, около полусотни. Вот это весьма нестандартное здание, почти примыкающее к территории погранзаставы, начинает наш поход:



2. Здание действительно весьма странное по архитектуре, я даже затрудняюсь сказать, когда оно было построено и почему такое удивительное для Забайкальска.


3. Зашёл и во дворы привокзальных домов, которые были показаны в предыдущей части (с "Березкой" и "художественным салоном"). Дворы я смотрю обязательно - это, как правило, непарадный, но красноречивый портрет любого города или посёлка.


4. В центре двора, за трансформаторной, была устроена широко раскинувшаяся в стороны бесконтейнерная помойка, где мирно паслись собаки и коровы. Это само по себе уже задало моё последующее настроение.


5. Ладно, подымаемся выше. В сторону Китайской Арки и границы пройти не получается - шлагбаум. Значит, пойдём в сторону центра.


6. Когда-то в Забайкальске был и муниципальный общественный транспорт, судя по павильону.


7. Объявления, согласно Семи Догматам Перископизма, я тоже всегда читаю на пути. Очень важный штрих, лучше любого разговора или газеты говорящий о заботах, проблемах и устремлениях жителей.


8. Вышли на главную улицу. Вверх уходит цивильный район пятиэтажек. Мы к нему в конце поста ещё вернемся.


9. Руины средней школы №4 сталинского времени. На ней табличка, ещё с Читинской областью. Видимо, школьники или сократились, или перенесли во что-то другое.


10. Плакаты недавней предвыборной кампании.


11. Шестиэтажки по правую сторону улицы. Это более новая застройка.


12. По другую сторону - подштукатуренный остов сожжённого изнутри коттеджа. Пытаются продать. Это нередкая практика для Восточной Сибири и Забайкалья - если кто-то зарывается или наглеет, или встаёт костью в горле, его дом или офис просто жгут. Без церемоний.


13. Наш земляк Плющенко. Рекламирует азартные игры даже в Забайкалье.


14. Дальше - тоже импровизированные помойки. Эта, видимо, на участке под строительство. А может, и просто так, от души.


15. Кое-где на тротуаре разрывы с лужами.


16. Шиномантаж.


17. Культовое сооружение, весьма нестандартное. Возможно, даже и православное, но не зашёл.


18. Более старый деревянный дом. Таких тут много, на второй линии застройки.


19. А вот на пути большой объект. Это железнодорожники, которые наиболее всего преобразуют здешнюю инфраструктуру. И пустой недействующий фонтан в виде шестерёнки.


20. У них даже поставлены даурские львы, по обеим сторонам входа.


21. Дальше участок улицы разрыт, видимо, перекладка коммуникаций. Видите, на меня оглядываются: чужие тут редки. Пекинский поезд, что сказать.


22. Подходим к центральной части. С правой части устроено нечто вроде парка (или сквера). Именно тут играла громкая музыка "Я гениальный сыщик, мне помощь не нужна", в комплекте с суровыми чуваками, пьющими пиво на пыльном ветерке, которая меня так впечатлила. У палатки, примыкающей к этому ограждению (тут не видно). И я, вернувшись в поезд, написал постинг "Чиста конкретный город".


Зайдём в сквер?

23. Мемориал Великой Отечественной, стандартный для райцентра. Танк, бюст комбригу Ведерникову.


24. С левой стороны - четыре стелы: десантникам, участникам локальных войн, "афганцам", пограничникам.


25. Вечный Огонь, понятно, потушен. Ничего не горит.


26. Местные мужики общаются. А ниже - палатка "лимонад", там можно взять пива.


27. Охранная деятельность в её самых разнообразных подвидах, частных и государственных, занимает немалую часть в деятельности жителей посёлка.


28. Напротив охранников, в некотором отдалении - администрация Забайкальска.


29. Ильич внимательно смотрит в сторону вокзала, грузовых путей и Маньчжурии. Из подьезда вышел охранник - "эй, гражданин! тут нельзя снимать! вы кто?" - (мысленно) "дед пихто, блеать!". Молча развернулся, пошёл обратно. Не пошёл за мной. Возможно, подумал, что иностранец - пекинский поезд же сегодня.


30. Дальше на пути было кафе - "Позная юрта". Зашёл. Никого внутри. Подумал с минутку. И вышел. Ладно, в поезде перекушу. Потерпим. У меня ещё осталась в холодном ящике тамбура порция курицы от красноярцев, да и конины можно открыть, запив всё это остатками пермского бальзама и "Кукой".


31. Рыночная площадь, наискосок от администрации. Тут же и универмаг, с обязательным добавлением слова "водка" в вывеске. Еврозвёзды китайского стиля, жёлто-красного.


32. Вообще, надо сказать, "водка" почти всегда в вывесках продмагов тут присутствует отдельным пунктом. Явно не просто так.


33. Местный общественный транспорт - маршрутки. Есть ещё пазики.


34. Пивбар "Бавария". Вообще, надо признать, тут очень любят евроназвания, хотя в километре Китай.


35. Палатка "Благословение". С иероглифами. Хотел зайти - дернул дверь, закрыто. Ладно.


36. Когда-то тут продавались и газеты с журналами.


37. На второй линии застройки, пониже - котельная. Смотрится колоритно и веско.


38. Напротив через улицу - большой дом, явно какого-то ведомства. Может, железнодорожники?


39. Прошёл ещё метров пятьсот на северо-запад, параллельно маньчжурской линии, и решил повернуть обратно. Теперь пойдём наверх, по второй улице. На фото - типичный автопарк посёлка Забайкальск. Надо сказать, вполне себе хороший и ярко контрастирующий с его общей запущенностью и засранностью. Видно, что в личное тут вкладываются хорошо, а в общественную среду обитания - не очень.


40. Ещё импровизированная бесконтейнерная помойка. Выше - явно новый и популярный торговый центр. Тут не видно, но близ него была запаркована куча машин.


41. Уходим по пыльной улице назад.


42. Общая диспозиция посёлка Забайкальск. Да, тут весьма унылая природа, и с лесами полная напряжёнка. Зато граница хорошо просматривается.


43. По верхней улице через какое-то время начинаются цивильные многоэтажки. Здесь мимо меня всё время ездили менты - одна и та же машина. Раза три или четыре проехали, вглядываясь в незнакомца.


44. Спускаемся. Дома на склоне, поэтому всякие лесенки-дорожки. Если идти вниз - то придём к вокзальной улице.


И немного карточек с нижней улицы, для общего впечатления (если бы я всё выкладывал - в один пост не уложился).

45. Мемориал воинам Великой Отечественной. За бетонным забором - уже пристанционные здания.


46. Напротив - Дом Культуры, превращённый преимущественно в центр торговых гастролёров. На улицах были развешены объявления, что в ДК выставка-продажа прекрасных европейских товаров из Нижнего Новгорода.


* * *
Думал-думал, идти или нет в залинейный посёлок, где Говорухин снимал 15-минутный сюжет для "Великой Криминальной Революции" (смотреть тут, с 1:18:15). Сел на скамейку у памятника, написал пост про чиста конкретный посёлок, запостил. Сижу, ветерок бодрящий дует. Попил "Куки" из рюкзака" и решил не идти. Хватит и этого.

Потом побрёл к вокзалу. Иду, а за мной увязался местный пацан.
- Дядя, а дайте пятнадцать рублей!
- А тебе зачем?
- Не хватает.
- А батя работает?
- Да. Но он в Маньчжурию уехал, за акамуляторами!
- А ты что же, после школы сейчас идёшь?
- Да, закончилась недавно. Ну что, дадите мне денег?
- А на что потратишь? На курево, небось?
- Неее! На мороженое!
- Точно?
- Честно! Сейчас вон в том магазе куплю!
- Ну ладно. Дам, давай только сфотаю тебя.
- О, это я могу! Куда ставать? (побежал к магазину)
- Не-не, куда! Давай вот к дому. На простом фоне.
- Ага!!! (бежит обратно)

47. Сфотографировался.
- На, держи. Как условились.
- Спасибо! (побежал в магаз)


48. Ну а я стал спускаться к вокзалу.
За этим домом, с рекламой Аграрной Партии, вход на виадук. Там - иностранцы, поезда, красивый большой металлический забор и прочий гламур.


В целом, давно я такого пиздеца контраста не видел. Между личной навороченностью (машин, коттеджей на окраинах) и полной убогостью общественной среды. Причём, этот посёлок - главные сухопутные ворота в Россию из Китая. Мимо него проходят миллионы тонн грузов. И - вот так всё, вокруг.

До коттеджного посёлка таможни я не дошёл, да и не было особого куража. Если кому охота - может в комментах дополнить.

А впереди была ещё китайская Маньчжурия. Ещё один сюрприз.

Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии

Продолжение следует.
Tags: 2-я Китайская экспедиция, underground, Забайкалье, Забайкальск, архитектура, реалии торговли
Subscribe

  • XIII. Пенза: город у реки и новые районы

    Поскольку мы в предыдущей части рассмотрели «Пензу-на-холме», где сосредоточена историческая застройка, теперь стоит спуститься на несколько…

  • XII. Пенза: колорит и характер города

    Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на…

  • XI. Пенза Первая и Арбеково

    В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы ( Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция -…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 144 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • XIII. Пенза: город у реки и новые районы

    Поскольку мы в предыдущей части рассмотрели «Пензу-на-холме», где сосредоточена историческая застройка, теперь стоит спуститься на несколько…

  • XII. Пенза: колорит и характер города

    Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на…

  • XI. Пенза Первая и Арбеково

    В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы ( Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция -…