В этой серии - северная Маньчжурия до Цицикара, которая не очень похожа на коренной Китай, тестирование китайского вагона-ресторана, прицепленного на границе и свидетельства амурского речного наводнения, частью бассейна которого (Амура) являются эти края.
Сопки северной Маньчжурии в сочетании с угольной котельной
Вообще, места эти для меня особенные, в силу фамильной истории. Мой прадед по матери когда-то строил эту дорогу, нанявшись на её строительство из крайне бедной Пензенской губернии 19-летним пареньком. За 10 лет прошёл путь от рабочего-землекопа до дорожного мастера, и затем осел в Хайларе, получив от КВЖД служебный дом, ежегодный билет на семью и весьма немаленькое жалование, позволявшее ему не только содержать жену с двумя детьми, но и нанимать домработницу-китаянку. В Маньчжурии он провёл 12 лет, и в 1911 году внезапно уехал в русское Забайкалье, уволившись с дороги. Жизненная ситуация: новая любовь и второй брак, так бывает. А через три года, в 1914-м, уже в посёлке Дровяная под Читой, на свет появился и мой дед. Там их всех и застала гражданская война. Иначе, кто знает... мог бы стать и зарубежным квжд-шником в "счастливой Хорватии", вернувшись в Союз уже после продажи дороги. Или не вернувшись. Впрочем, до конца русской КВЖД он немного не дожил, умер в 1932-м.
Поэтому понятно, что мне хотелось посмотреть этот самый Хайлар, хотя бы кромешной ночью. Поезд там стоял по расписанию 8 минут, но из-за опоздания на границе, стоянка была бы сокращена. Но тут вмешались другие обстоятельства. Дело в том, что в процессе тягомотного ожидания на Забайкальске и всех долгих пограничных пертрубаций я зазнакомился с двумя читинскими девчонками, ехавшими в Харбин. Они были через два купе от меня, недалеко. Ехали втроём - одна сама по себе, вторая с 8-летним сыном. Слово за слово, потом хождения на вокзале в Маньчжурии, где мне пришлось давать им ещё и практические советы, и в общем, как только поехали прочь от границы, они меня позвали в купе на ужин. Набрали с Читы массу жратвы, вытащили литровую бутыль чинзано, ну ладно. Отказываться не стал, разделил с ними трапезу. Девки приятные, общительные, смешливые и вполне симпатичные. Не очень продвинутые в культурах, но это и не обязательно. Зато рассказали мне массу интересного, из свежих забайкальских реалий и их поездок в приграничный Китай.
В процессе общения выяснилось, что в Харбин они впервые, раньше дальше "Маньки" не совались, и решили там совместить шопинг и отдых. Ну что, я начал им рассказывать про тамошние места, восточный парк тигров там, канатку через Сунгари, местный Арбат и прочие харбинские ништяки. У них загорелись глаза, они начали выяснять, а чего я и куда еду. Отрекомендовался путешественником. Когда они узнали, что еду из Питера, выпали немного в осадок. Это не вписывалось в их шаблон.
После литра чинзаны они расслабились и начали меня склонять к соблазнительным предложениям:
- Так чего ты в этот Пекин, мыкаться там ещё! Давай с нами! У нас там забронен большой номер в отеле, мы тебя бесплатно поселим, китайцам пофиг на такое. Будем вместе ездить, ты там всё знаешь!
- Ну как это мыкаться? Я в Пекине знаю, куда-чего, зачем же сразу мыкаться :)
- Да ладно, поехали лучше с нами! Мы тебя вечерами ещё и кормить будем, выбирай кабаки сам. Чего ты? Соглашайся! На сэкономленное бабло доедешь потом до своего Пекина!
- И кормить, и поить, и спинку потрёте, если что?
- Да нивапрос! Где скажешь, там и потрём :))) Зато веселей будет, такой компанией, а!?
- Спасибо, девчонки, интересное предложение, но у меня в тот же день билет из Пекина дальше. Далеко дальше.
- Как дальше? Ты что, и дальше поездом едешь???
- Ага. До острова Хайнань в тропиках. Иначе, билет на скорый поезд пропадёт.
- До Хайнаня??? O_o... - вижу, у девок совсем шаблон затрещал, сидят изумлённые. Фрукт типа меня им раньше явно никогда не попадался на жизненном пути.
- Эх... - это вторая, разочарованно.
В общем, пока общались, то да сё, разошлись спать через полтора часа.
Хайлар в итоге я проспал. Неприятно, но факт.
Утром всё-таки заставил себя подняться рано. Пока очухивался, ещё в ранних сумерках, мы прошли тоннель и петлю Бочарова. А может, это был и не тот тоннель - читал в каком-то источнике, что старый Хинганский тоннель сейчас в стороне, линия перепроложена чуть южнее. Но всё равно я бы не смог ничего снять - слишком темно.
2. Когда посветлело, мы уже спускались с отрогов большого Хингана. По южной стороне протекала речка Ялухэ, приток притока Сунгари. Места, скажу честно, очень непохожие ни на коренной Китай, ни на Забайкалье. А знаете, на что похоже? На участок между Архарой и Биробиджаном, если кто там ездил. Вот почти один-в-один.
Пошёл, набрал горячего чаю, сел и задумчиво смотрел на окрестности - "Вот я и еду по той самой КВЖД, о которой столько читал и слышал. Надо же...". Поезд по трассе шёл быстро, около 100 км/ч, снимать из-за окна почти бесполезно. Так что, просто смотреть.
3. Что было удивительно и нестандартно для Китая - пролетающие мимо посёлочки имели много домов русского типа. "Интересно, неужели это ещё квжд-шные дома? Или строили уже после, но по лекалам русских поселенцев?" Но вот этот жёлтый, к примеру - явно ещё имперский времён КВЖД.
4. Но пейзаж всё равно был очень похож на Приамурье, на стыке Архары - Облучья. Это не Сибирь, не Монголия, не Забайкалье. Дальний Восток - "сопки Маньчжурии". Китай, однако, всё равно можно косвенно опознать по ограждению линии.
Давайте-ка посмотрим по карте, где мы едем. Наш путь помечен стрелками.
Я проснулся аккурат на преодолении Большого Хингана, а снимать стал уже на спуске вниз. Утром, когда совсем рассвело, мы проехали Цицикар, а в обед - Харбин. Впрочем, от Дацина и далее - это уже тема следующей части.
5. Какая-то очень приметная сопка, с белым культовым объектом на вершине. Была видна ну очень издалека, линия вилась кривыми и сопка поворачивалась разными ракурсами.
6. Объект, видимо, буддийский.
7. Слободка железнодорожников. Домики опять совсем некитайские, но весьма похожи на наши. Но - свежие. Значит, просто строили по нашим лекалам. Китайщину выдают только крыши и четырёхугольные трубы. Вообще, по пути в Маньчжурии я убедился, что там, где холод и суровые условия, китайцы очень многое заимствуют от русских, не стесняясь копирования сибирских решений. Тем более что для южного и серединного китайца маньчжурский климат - всё равно что для москвича Якутск, такой же белый ужас. Именно поэтому они не очень любят лезть на север (как панически думают в столицах), а гораздо больше предпочитают экспансию на юг.
Потом я вспомнил, что ведь ночью прицепили китайский вагон-ресторан. "Надо проверить, что это за Сухов", решил я, и направился туда. От меня - через два китайских же вагона.
8. Китайские вагоны на маньчжурских линиях почти точно копируют аммендорфы. Кроме одной особенности - умывальное купе. Из-за этого у них не 38, а 34 места (8 купе + 1 "обрезанное"). Что сразу же почувстовалось - холодрыга. Около 10-12 градусов. У нас все вагоны тёплые, ходи в майке, у них - зусман конкретный. А едем соседями, в одном составе.
9. Умывальное купе. Тут же китайские проводники небрежно навалили свою "китайку". Скоро она израсходуется - в Ананси в вагон сядет толпа, и он будет полный.
10. Зашёл в ресторан. Он, видимо, только открылся, и я как бы не первый посетитель был. Все ещё спали. Тут тоже был реально холод, и я побежал обратно, за флисовой кофтой. Иначе простынешь, в футболке сидеть невозможно.
11. Потом вернулся. Повара скалятся. Как только сел, ко мне сразу официянт. Тут-то я первый раз и применил свой определитель еды. Успешно. Заказал свинины в кисло-сладком соусе и яишницы. Минут через 10 принесли всё, горячее-горячее. И ихний чай (зелёный). Всего вышло на 40 юаней. Для чифаньки немало, а для поезда - очень щадяще. Примерно вдвое дешевле нашего.
Вернулся с ресторана, а те читинские девчонки, с которыми вчера вечером сидел, меня ищут:
- О! А ты куда ушёл? Мы тебя на завтрак хотим позвать. У нас много вкусной еды, пошли!
- Да я тестировал китайский ресторан, интересно же!
- А чё у них интересного? Китайцы они и есть китайцы, так как мы, не приготовят!
- Эээ... у всех есть свои интересности, Света, ты тут не права :)
Но пошёл, составил компанию - раз приглашают.
12. Вот ещё следы русской КВЖД. Их можно быстро опознавать. К чести китайцев, то квжд-шное, что не было уничтожено во время "культурной революции" на вокзальных территориях, сейчас реставрируется и несёт роль местного колорита. Эта тенденция пошла где-то с начала "нулевых".
13. Водонапорка уже китайская.
14. "Дэнсяопиновки", аналог наших брежневок, только попозже.
15. И опять сопки, сопки... Большой Хинган.
16. Китайские современные вокзалы предельно унылы - сараи сараями. Поэтому русские имперские здания на их фоне выделяются резко.
17. Чем ещё можно косвенно отличить маньчжурский Китай от приамурского Дальнего Востока, при всём сходстве пейзажей - это тем, что везде много мелких производств. Что-то пыхтит, рычит, крутится, сыпется, самосвалы снуют. Даже в суровых местностях.
18. Вот средняя станция на пути, возможно Лунцзян.
19. Дорога под линией.
20. Наконец, входим в зону тяготения цицикарской метрополии.
21. Везде что-то крутится, ездит, пыхтит.
22. Впереди - река Нонни (Нэньцзян), приток Сунгари. Крупнейшая в этом районе. Обратите внимание также на крепостное укрепление перед берегом, о нём - далее.
23. Тут мы увидели, что есть такое Большое Амурское Наводнение. Помните, я в августе постил про Хабаровск?
24. Река вспухла, чудовищно разлилась, скрыла островки и окончательно не вернулась в свои берега.
25. А вон, видите, в воде валяется такая же крепость, что и на кадре №22?
25а. Такие предмостные крепости строились на линии КВЖД у крупных рек для обороны от хунхузов, после "боксёрского восстания". Вот, например, точный аналог:
26. А мы продолжаем мчаться вдоль чудовищно вспухшей Нонни. Ограждение почти всё в воде, и хорошо, что русские инженеры 120 лет назад прокладывали линию на 5 метров выше линии наивысшего подъёма воды. Поэтому наводнение не смогло затронуть основную железную дорогу. Это бы, может, и не делали, но за 2 года до начала сооружения Китайско-Восточной линии случилось катастрофическое наводнение на Хилке, на Забайкальской дороге (1897). Всю дорогу тогда смыло, и прокладывали выше. Поэтому, учли те уроки. Как видите, не зря.
27. Вода проникла на поля, дошла до домов далеко от реки и это уже был не пик уровня.
28. Мчимся дальше. Вот останки "большого скачка" товарища Мао. В глубинном Китае такое давно разобрали по кирпичику, а в этих дальних местностях микродомны ещё частично стоят и напоминают нам об истории.
29. Подъезжаем к большой станции Ананси. Это аванстанция города Цицикара, который уже подбирается к миллиону населения. Раньше, при царе, станция так и называлась Цицикар.
30. А вот и старый русский вокзал, 1903 года постройки. Поскольку уцелел в конце 1960-х, теперь отреставрирован и служит залом ожидания для пасажиров дальних поездов.
31. К китайским вагонам, прицепленным в Маньчжурии к поезду, спешит куча публики. Через 15 минут оба вагона будут полными.
32. На посадку целая очередь. А в наши вагоны тоже сели, но совсем немного - они для китайца почти в два раза дороже.
33. Надо обязательно показать и главную рабочую лошадку нынешней КВЖД - вот такие вычурные четырёхглазые тепловозы. Электра начнётся только от Харбина, и далее на юг.
34. Отъехали от станции, и снова едем мимо Большого Амурского потопа. Тут он много бед наделал, были и жертвы.
35. Для тех, кто любит историю - страничка из Атласа 1916 г. Российской империи, с участком, о котором я вам рассказываю.
В следующей серии будут нефтеносные поля Дацина, стройка ВСМ и гигантский Харбин.
Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии
Продолжение следует.
Journal information