Межконтинентальную баллистическую ракету типа "Ярс" на новом российском боевом железнодорожном комплексе планируется замаскировать в вагоне-рефрижераторе, сообщил журналистам в среду командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.
Нисколько не сомневаюсь в том, что такие разработки ведутся - и по логике, обязательно должны вестись - так как очень уж привлекательна базовая идея, учитывая наличие обширной государственной сети ж/д линий с едиными параметрами, не раздробленных на частные сегменты. Если Штаты такой опцией в силу особенностей исторического развития и наличия разрозненных частных сетей сейчас не располагают, то РФ и Китай - да. Китаю нужно ещё довольно прилично технологически подтягивать это направление, однако сеть ж/д линий у него для такого дела тоже вполне подходящая, учитывая мощность верхнего строения пути на основных линиях и неевропейский габарит приближения строений. А в СССР это уже было - на базе днепропетровских ракет 15П961, но с тех пор ракеты полегчали, так что соблазн с новым поколением БЖРК велик.
Однако командующий РВСН, как ему и положено, напустил немного туману:
Каракаев напомнил, что вагон советского БЖРК существенно отличался от вагона-рефрижератора, под который маскировали комплекс.
"Он был длиннее, тяжелее, количество колесных пар было больше. Как бы его ни прятали, если БЖРК находился на стоянке, любой специалист мог определить, что это не поезд народного хозяйства", — пояснил командующий.
Но на сегодняшний день имеются возможности маскировки комплекса под существующий вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра, указал генерал.
"То есть она (ракета) спокойно ложится в обычный железнодорожный рефрижераторный вагон, количество осей вагона не нужно увеличивать, нагрузка на ось — допустимая, и есть возможность движения по любому маршруту", — заключил командующий.
Тов. генерал-полковник всё-таки немножко лукавит, прекрасно зная, что стандартный сферический в вакууме журналист экс-РИА-Новости не полезет перепроверять инфу по альбому вагонов и прочее такое. А мы всё же чуток уточним:
1) В самый стандартный 4-осный рефрижератор такую ракету (22,5 м) положить всё же не получится - длина вагона с увеличенной базой - 20,4 м, а обычного - 17,8 м. Да и лимит нагрузки на ось очень мал - 94 т на 4 оси, то есть сама ракета должна быть совсем уж лёгкая;
(http://www.train-photo.ru/)
2) А вот редко встречающийся, но тоже стандартный 6-осный модели 15Т56, возможно, пойдёт - в нем нормативная длина грузового отсека 21 м, реальное расстояние около 22 м, а расстояние между осями автосцепок 24,7 м. Насколько я помню, конструкторы КБ "Южное" делали надувной обтекатель, чтобы вписаться в габариты нестандартного 8-осного вагона. Так и тут можно, наверное.
(http://www.train-photo.ru/)
В 6-осном вагоне придётся вписаться в предельный вес вагона 141 т (6*23,5), тогда как ракетный вагон первого поколения БЖРК был чрезвычайно тяжёл - около 200 тонн, с передачей усилия на соседние вагоны. То есть, 141 т = это масса ракеты, всего пускового оборудования и тары вагона. Тогда можно обойтись без дополнительной демаскировки в виде оборудования передачи нагрузки на соседние вагоны.
3) Кроме того, признаки демаскировки - это не только количество осей ракетного вагона (было 8, да ещё и с мощными крюками по торцам). Самый главный признак, видимый и со спутника - это аж три ведущих "машки" ДМ62, и тут уже не надо никаких осей, чтобы это понять. А если такие локомотивы идут по магистральной электрифицированной линии, то и вообще.
Как будут обходиться с этим главным признаком, чтобы замаскировать ракетный поезд - непонятно. Цеплять же электровозы по обычней грузовой схеме нельзя - жертвуем автономностью и надёжностью, что для ракетного поезда неприемлемо.
* * *
Но сама идея нового поколения БЖРК, как видим, не померла и живёт. Очень уж привлекательна.
Возможно, лет через 5 и воплотится во что-то материальное.
Journal information