Любопытное из длительных статистических наблюдений за аудиторией и её поведением, которые я веду примерно с начала 2008-го: все эти годы действует закономерность 300/80/30/10, с небольшим отклонением. То есть, на каждые 300 зафрендивших 80 расфренживают этот журнал в течение 1-2 месяцев, 30 затем всё равно возвращаются в виде постоянных заходящих не-подписчиков (RSS-ленты или просто посетители) и 10 после первого расфренда снова подписываются на "Перископа", через 3-8 месяцев.
Значимое отклонение от этого закона было только в 2009-м, когда соотношение было 300/60 - тогда я постил "Полярную Зарю" и две новых экспедиции "Ворота в Азию" и "Тоталитарное кольцо". Но потом соотношение снова выровнялось к этим пропорциям.
И попутно - ключевой совет тем, кто только начинает вести блог.
Совет очень простой: никогда не подлаживайтесь под аудиторию. Не поддакивайте мейнстриму, модному или не очень. Будьте собой. Не бойтесь из-за вашей позиции терять подписчиков, недовольных тем или иным вашим постом. Не ложитесь под давление аудитории, которая хочеть видеть вас вот таким или вот эдаким.
Тогда стратегически вы не проигрываете, а выигрываете. По многим направлениям.
Я это окончательно понял 23-25 апреля 2007 года - когда, собственно, и выковалась нынешняя информационная политика этого жж.
Пришлось написать и довольно простые Правила, которыми и руководствоваться. Их за 6 с половиной лет не пришлось даже менять, только немного дополнять.
Давайте разберемся, что вы приобретаете при этом?
Во-первых, вы сохраняете внутреннюю гармонию.
Она возникает от того, что вы высказываете именно свою позицию и никогда не прикидываете, например "...если я скажу так, меня расфрендят N и Y, и ещё 10 подписчиков, а если не упомяну вот этого, то обидятся M и Z, и накидают говна в комментах". Если же вы подлаживаетесь под преобладающие настроения аудитории или мейнстрим - то вы уже становитесь внешне, да и внутренне несвободны, и ряд тем или позиций для вас оказываются закрыты. Хочешь сказать, но боишься - распространённая ситуация.
И это уже не гармония, а профанация.
Не уверенное спокойствие, а тревожное прикидывание, "чего можно, а чего нельзя?".
Во-вторых, вы приобретаете или находите единомышленников. Которые могут стать даже вашими друзьями в реале.
Это тоже очень важная опция в коммуникации через жж.
В-третьих, ваше мнение приобретает определённую самодостаточную ценность: ваши оппоненты, противники, колеблющиеся, рефлексирующие и даже открытые враги будут бегать и читать, что вы там пишете по тому или иному вопросу. Последовательность, чёткость позиции и упорство без хаотичных шараханий - вот ваши союзники.
Единственно, специально нарываться на массовые истерики или истерить самому - вот этого делать не следует.
А критиковать/ругать вас всё равно за что-нибудь обязательно будут, если вас читают 400-500 чел. и более. 400 подписчиков - это тот невидимый рубеж, когда в вашей аудитории среди подписчиков или заходящих читателей "заводятся" недовольные и оппоненты, как бы нейтрален не был изначально журнал. Я когда-то этот рубеж прошёл и тоже испытал эти медные трубы на себе. Сперва неприятно от осознания этого (ведь в самом начале ведения журнала ты думаешь, что будут все восхищаться и одобрять), потом привыкаешь - как к ветру в лицо на берегу моря или морозцу зимой. Иди вперёд, коли лёд перед собой, двигайся по своему фарватеру. Это нормально.
Второй невидимый рубеж - это примерно 3000 подписчиков, когда вы сможете быть нейтральным к спорящим в комментах и играть роль модератора дискуссии, а не участника. По вашему, конечно, желанию - если хочется поспорить в какой-то ветке, то делать это можно и нужно.
Так что 80 расфрендов на 300 новых подписчиков - это как раз и есть плата за позицию, за цельность восприятия, за твёрдость убеждений.
Это вполне нормальная и честная плата за это - тем более что половина из этого числа всё равно вернётся, только в ином качестве.
Зато вы сможете говорить то, что думаете или хотите, а не то, что именно сейчас желает слышать аудитория.
Зависимость от неё, конечно, есть, но она в таком раскладе умеренная, или совсем некритичная.
Проверено временем и многими годами в блогосфере :)
Journal information