Итак, чем был знаменателен для меня 2013-й в этом смысле?
Тем, что я полностью развернулся вовнутрь и на Восток. Ни разу за этот год не пересекал шенгенские границы (даже в близкую соседскую Финку) и не брал Шенгена вообще. Зато в сумме полтора месяца провёл в Китае, проехав весной и осенью около 22 тыс. км по тамошним железным дорогам (без учёта российской части маршрута пекинского поезда) и посетил девять внутренних провинций, столицу и множество других городов. Вторая экспедиция ознаменовалась железнодорожным маршрутом в 13 тыс. км от Петербурга до острова Хайнань, проезженным на трёх поездах. В том числе был протестирован поезд Москва - Пекин на всю длину его маршрута. Причём в 2012-м такое масштабное дело заранее не планировалось. Но помогло стечение разных благоприятных обстоятельств, которые заранее не просчитаешь - зато можно ими грамотно воспользоваться.
Вот самый запомнившийся мне весенний день в Китае: 14 апреля, снежная пурга в Харбине, стою около русского Свято-Покровского храма. Рядом строится станция метро, которое будет открыто осенью. На заднем плане один из харбинских небоскрёбов. Причём на следующий день я окажусь уже в Порт-Артуре и не будет никакого следа ни снега, ни морозов. А Харбин летом ждёт разрушительное наводнение на Сунгари, самое большое в его истории. До него осталось четыре месяца, если считать от времени фото.
Январь
2. Тестирование "Ласточки" до Бологое. Собрались пять самых разных человек - политолог, картограф, верстальщик, руководитель отдела Cisco, а также машинист электропоезда Финляндского направления, и вместе поехали смотреть новый бусурманский пепелац (ранее не виданный на просторах Необъятной) в работе.
3. Заодно был осуществлён поход по этому загадочному русскому городу, где поребрик превращается в бордюр.
Февраль
4. Поход на Канонерский остров и Северную дамбу, с уходом на дальнюю косу, куда летом пройти невозможно.
5. Осмотр останков пивзавода "Бавария".
Март
6. Поездка в Москву и тестирование фейкового "музея СССР".
7. Ледовый поход по Финскому Заливу и Малой Неве, осуществлённый в восхитительную зимнюю погоду.
Апрель
Первая Китайская экспедиция и плотное соприкосновение с китайской цивилизацией.
8. Ученики мореходного колледжа в Даляне. Увы, про сам Далянь и странствия в его окрестностях пока ничего не написал.
9. Бинхайский залив, близ Тяньцзиня. Автор на борту тяжелого авианесущего крейсера "Киев", купленного в Смутные годы у ельцинских адмиралов за бесценок.
10. Добрался, наконец, и до штаб-квартиры КВЖД в Харбине, на которую целых 12 лет когда-то давно (1899-1911) трудился мой прадед Степан Сергеевич. Сейчас, правда, перед ней стоит Мао. Эти главы поездки ещё не написаны.
11. Был посещён и знаковый для русского человека город - Порт-Артур. Написал про него пока не очень много, планирую ещё рассказывать.
Май
После такой масштабной поездки, понятно, месяц сидел дома, систематизировал материал и не высовывал нос дальше Питера и окрестностей.
12. Ремонт Дворцового моста, на День Победы.
13. Ростральные колонны горят в честь большого праздника.
Июнь
14. Поездка в Окуловку и Малую Вишеру, совершённая тоже на "Ласточке".
15. Вот, скажем, маловишерский паровозный Колизей, колоритный в своих руинах:
Там же был случайно расколот весьма дорогой объектив, но коллективными усилиями читателей моего блога быстро восстановленный, за что я и посейчас говорю спасибо :)
Июль
16. Летний Великий Новгород.
17. Конец месяца ознаменовался душевным праздником - днём ВМФ в любимом Кронштадте :)
Август
18. Впервые в истории в Питер пришли военно-морские японцы. Понятно, что я никак не мог пропустить такое событие.
19. Возвращаемся к корням: поездка на Ильмень и в Старую Руссу.
20. Старая Русса - один из самых моих любимых малых городов России. Пребывая там, быстро возвращаешь стабильность восприятия мира и устойчивость нервной системы.
Сентябрь
21. Поход в "Ленфильм" и за его кулисы.
...и снова в Китай. Но теперь уже - поездом!
22. Поезд Москва - Пекин в городе Перми. Через три минуты после этого снимка ко мне подойдёт человек и вручит сумку с продовольствием на дальнюю дорогу. Это оказалось самым большим сюрпризом за всю поездку - кроме, пожалуй, Забайкальска.
Октябрь
Практически весь месяц в Китае.
23. Пекинский Западный вокзал - в промежутке между двумя поездами.
Потом было много всего, тут не рассказать - но изначальный план не осуществился, в Гуанчжоу я был позорно высажен с тибетского поезда, вежливо препровождён в кассу возврата, и после этого несолоно хлебавши уехал в долину реки Янцзы.
24. ГЭС "Санься" - крупнейшая на планете. О ней в январе будет большой рассказ в 3-х частях.
25. На Янцзы было много неожиданных встреч, контактов и даже пришлось пару часов побыть на китайском пароходе фотозвездой. Ещё расскажу :)
Ноябрь
26. Снова оказался в Москве, хотя и хромал, после Пекина и неудачного прыжка там за два дня до отлёта.
27. В этот раз таки доехал до штаб-квартиры РЖД, где мне вручили ждавшую меня полтора месяца бумагу с именными часами. На торжественное вручение не приезжал, так как был во Второй Китайской экспедиции. Ну что, хотя бы так.
Декабрь
28. Завершающая вишенка на торте - посещение нового здания музея ВМФ.
Вот такой у меня получился "восточный" год.
И 33 тысячи километров, в сумме, на самых разных поездах :)
Это не считая пароходов, автомобилей и прочих нерельсовых пепелацей.
Плюс три трансконтинентальных авиаперелёта, про которые я ещё тоже не рассказал.
Journal information