Это тот самый, который просидел в джунглях Филиппин после войны и капитуляции Японии ещё 30 лет, не капитулировал - так как не было прямого указания его воинского начальника, и успел за эти годы накосить ещё немало филиппинских полицейских и военных. Конечно, были и ещё "последние самураи" - у того же Оноды изначально был в подчинении целый отряд. В 1972 году нашли несдавшегося японца даже на сравнительно небольшом острове Гуаме (!). Но всё-таки именно Онода стал самым знаменитым из них.
О том, как он там сидел и выживал, написано немало. Как поручили бывшему майору императорской армии, его начальнику, который работал к тому времени в книжном магазине, передать ему приказ о капитуляции. Много пишут и о том, как фантастически триумфально он вернулся в Японию, как его простили филиппинцы (а ему по совокупности деяний 1945-1973 реально светила вышка).
Но - что интересно - обычно при этом не акцентируется внимание на том, что после триумфального возвращения в Новую Японию (которую победили и затем ментально перезагрузили американцы) Онода не просто не прижился, а подвергся скоординированной газетной травле тогдашних японских либерастов - в основном, конечно, силами прогрессивных журналистов. Да так, что вскоре уехал в Бразилию.
Аргументы с их стороны были весьма стандартные и нам очень знакомые - "зомбированный дурак", "символ бессмысленного милитаризма", "долг и присяга - устаревшая глупость", "для нормальной жизни совсем не нужно так выкаблучиваться" и так далее. С другой стороны, Онода был невероятно популярен у японских патриотов (которые, правда, тогда не были в большинстве) и простонародья. Сам же Онода не любил подробно говорить на эту тему и от прямых оценок уходил даже спустя много лет:
[...]
- Как вы пережили возвращение в Японию?
- С трудом. Как будто я из одного времени сразу перенёсся в другое: небоскрёбы, девушки, неоновая реклама, непонятная музыка. Я понял, что у меня произойдёт нервный срыв, всё было чересчур доступно - питьевая вода текла из крана, еда продавалась в магазинах. Я не мог спать на кровати, всё время ложился на голый пол. По совету психотерапевта я эмигрировал в Бразилию, где разводил коров на ферме. Только после этого я смог вернуться домой. Но и сейчас на три месяца в году я уезжаю в горные районы Хоккайдо: там я основал школу для мальчиков, где учу их искусству выживания.
- Как вы предполагаете: может ли кто-то из японских солдат и сейчас скрываться в глубине джунглей, не зная, что кончилась Вторая мировая война?
- Возможно, ведь мой случай не был последним. В апреле 1980 года сдался капитан Фумио Накахира, который 36 лет прятался в горах филиппинского острова Миндоро. Не исключено, что в лесах остался кто-то ещё...
- Но если бы майор Танигучи не отменил свой приказ... вы воевали бы до сих пор?
- Да.
А вот как пишет об этом периоде его жизни Вики [выделено в тексте мной]:
...По возвращению Оноды в Японию к нему было приковано внимание всех средств массовой информации страны. Часть японской общественности, в основном учёные и журналисты, которые были воспитаны в соответствии с новой политико-общественной парадигмой, прохладно отнеслись к личности бывшего офицера. Ещё в аэропорту Онода трижды произнёс императорское приветствие «Слава Его Величеству Императору!», чем озадачил тех, кто его встречал. Коммунисты и социал-демократы стали клеймить его «призраком милитаризма», а левая и левоцентристская пресса во главе с «Асахи симбун» и «Майнити симбун» начала кампанию по травле: утверждалось, что Онода в действительности знал о поражении Японии, но в силу своей милитаристской натуры отказывался капитулировать, убивая сотни филиппинцев в течение 1945—1974 годов.
Несмотря на это, Онода имел немало сторонников среди чиновников и простых граждан. Ему даже предлагали баллотироваться в Палату представителей Парламента Японии, но он отказался. В качестве поздравления с возвращением Кабинет министров Японии подарил Онода 1 000 000 иен, однако бывший офицер пожертвовал всю сумму Святилищу Ясукуни в Токио, в котором почитаются души воинов, погибших за Японию в XIX—XX веках. Онода встречался с тогдашним премьер-министром Японии Какуэем Танакой, но отказался от аудиенции с императором Сёва, мотивируя это тем, что недостоин приёма у Его Величества, потому что никаких особых подвигов не совершил.
Из-за кампании по травле в средствах массовой информации и трудностей в приспосабливании к условиям послевоенной Японии Онода решил покинуть родину. В апреле 1975 года вслед за своим старшим братом он переехал на жительство в Бразилию, где с конца XIX века существует большая японская диаспора. Через год (в 1976 году) Онода женился и стал заниматься скотоводством. За десять лет ему удалось создать ранчо площадью в 1200 гектаров на 1800 голов рогатого скота. Наряду с этим Онода основал в 1978 году общество «Японцы Бразилии» и занимал пост его председателя в течение восьми лет.
В 1984 году Онода вернулся в Японию и основал общественную организацию «Школа природы» для воспитания здорового молодого поколения. Поводом для её создания стали новости об убийстве японским юношей своих родителей в 1980 году. Оноду беспокоила деградация и криминализация японской молодёжи, поэтому он решил помочь ей, используя опыт, который он приобрёл в джунглях Лубанга, — распространением знаний о том, как благодаря находчивости и изобретательности ему удалось выживать в джунглях. Главной задачей новой организации он видел социализацию юношества через познание природы. С 1984 года под руководством Оноды школа ежегодно проводила летние лагеря для детей и их родителей по всей Японии, организовывала помощь детям-инвалидам, проводила научные конференции, посвящённые воспитанию. За успешную работу с молодёжью в ноябре 1999 года Онода был награждён премией в области социального воспитания Министерства культуры, образования и спорта Японии. Кроме этого, в июне 2000 года он работал лектором в Университете Хокурику, а в апреле 2001 года — лектором в Университете Такусёку.
В 1996 году Онода снова посетил Лубанг, где пожертвовал 10 000 долларов местной школе.
6 декабря 2004 года Онода стал первым из японцев, который был награждён медалью Сантоса-Дюмона, высшей наградой ВВС Бразилии для гражданских лиц. Он также получил звание почётного гражданина бразильского штата Мату-Гросу от правительства этого штата. 3 ноября 2005 года японское правительство наградило Оноду медалью Чести с синей лентой «за заслуги перед обществом». [...]
1974. Онода сдаётся филиппинским властям после получения приказа
* * *
В общем, интересный феномен служения своему долгу (как он его понимал), до последнего.
Что ж, пусть уходит в подземную страну Ямато.
Таких людей по стойкости духа и силе воли всё-таки немного.
Journal information