Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Выставка "Романовы": как это устроено. Приёмы и методы отображения истории

Позавчера посетил выставку "Романовы. Моя история", что в Ленэкспо.
Она уже была в Москве, где имела немалую популярность. Однако, когда я стал искать более-менее аналитические отзывы о ней, то практически ничего не нашёл. Все оценки сводились к двум полюсам: 1) "Это круто, очень здорово, там так красиво - обязательно идти!", 2) "Там таааакие лулзы и хруст булки, просто смешно!". А меж тем, о выставке можно сказать весьма много сверх этого: мои впечатления были о-о-очень многоплановы. Так что придётся снова питерцам отдуваться за москвичей и спокойно разобрать технологию и методику этого неординарного мероприятия. Как говорится, sine ira et studio. Речь-то идёт об отображении нашей истории, причём очень наглядном отображении.

Давайте разберёмся, что это за Сухов.
А то меня уже успели попрекнуть в "энигматичности" первого отзыва, так что снимаю загадки :-)

"Ленэкспо". Вход на выставку "Романовы. Моя история"


Для начала надо сказать, что мероприятие прозрачно, не зашорено ограничениями и совершенно бесплатно.
Обеспечена максимальная доступность: вход до 8 вечера, посещение до 9-ти, внутри прекрасный вай-фай, никаких ограничений на съёмку - снимай хоть до посинения - хоть телефоном, хоть мегазеркалкой. Можно перекусить прямо там и снова прийти. Броди весь день, если интересно. Грамотная схема залов, интуитивно понятный путь от начала до финала.

2. Вот общая диспозиция. Как видите, построено вполне адекватно - идёшь кольцо залов 1-21 от Первой Смуты (1605) до Наивысшего Уровня Развития (1914). Революции уже нет, она выбивается из формата, но в конце есть стенд про падение династии и предтечи развала Империи. В центре (10) - большой зал-панорама всех Государей, где можно сфотаться на память на их фоне, либо сидеть на уютном пуфике и созерцательно фтыкать на наиболее любимого из них. Есть четыре кинозала (помечены красными пунсонами), где в режиме нон-стоп крутятся мини-фильмы по темам - Армия, Образование, Наука и Искусство. Там же, в кинозалах, стоит и мультимедиа - с визуализацией разных событий и сражений. К слову сказать, визуализацией очень тщательной и приятной, по-русски говоря - не "на отъебись".


3. Залы погружены в полутьму, а стенды подсвечены мягким приятным светом. Выполнены очень хорошо, качественно - рассматривать приятно. Видно, что ими занимался серьёзный профессионал интерфейсов с привлечением хороших дизайнеров и графиков, а не абы кто.


4. Градация отношения к событию выражена цветом. Там, где события и деятели хорошие, то подсветка идёт ненапряжными пастельными тонами - розовым, салатовым, голубоватым, палевым.


5. Все плохие - бунтовщики, террористы, самозванцы и прочие гады-сволочи подсвечены кроваво-красным. Не надо даже особо думать: если красный стенд, то значит, там собраны отморозки.


6. Таким образом, для облегчения восприятия событий и людей вся экспозиция оформлена строго бинарно - хорошие против плохих. Это радикально облегчает размышления и рассеивает сомнения, к кому как надо относиться. Мне данный метод напомнил учебник "Истории КПСС" 1980 года, по которому нас учили в институте - только качественно визуализированный.


7. Хорошие.


8. Плохие.


9. Причём этот контрастный метод работает по всем годам романовской династии - от ранних до поздних, от разбойника Стеньки Разина до возмутителя народа Вольдемара Ульянова.


10. Екатерина - хорошая, Емельяшка - плохой. Цвет указывает на отношение, особо думать не надо.


11. Интервалы между плакатами и стендами достаточные, чтобы люди не толпились. Между ними расставлены мультимедиа-мониторы с подробными справками по этому историческому периоду, можно всё уточнить прямо на месте. Вообще, интерфейс восприятия продуман очень грамотно.


12. Николаевская предреволюционная эпоха. Тут красным залит ещё и роковой период перед Второй Смутой.


13. Ещё ракурс. Стенды с восторгом рассматривает большая группа автобусных питерских гидов.


14. На стенах - множество вертикальных баннеров с поучительным цитатами наиболее уважаемых классиков и государственных деятелей.


15. Создатели много потрудились над наглядностью отображения данных. Хотя, на мой взгляд, тут есть ещё с чем поработать и можно было избежать некоторой оформительской перегрузки.


16. Везде, для каждого Государя и его эпохи подобраны интересные занимательные неполитические факты. Мозаика, так сказать.


17. Шрифты и масштаб надписей оптимальны, информация воспринимается легко.


18. Словом, над наглядностью устроители поработали очень тщательно. Историческая информация визуализирована просто блестяще.


19. Большие плакаты-стенды и промежутки между залами заполнены баннерами с цитатами. Их много и можно ходить и читать отдельно от стендов, как свой пласт истории.


20. Первый зал начинается с похвальной цитаты Гоголя в адрес династии.


21. А тут я почему-то вспомнил про тряпку-Януковича...


22. Столыпин в ряду мыслителей вообще любим, и его цитат тут несколько, включая самую знаменитую и известную.


23. Подчёркнуто уважительно отображены буквально все эпохи царствования и государи - не исключая никого, даже Петра III или там Анны Леопольдовны. Вот, скажем, эпоха Николая I. Против чего, кстати, я совершенно не возражаю - а то превратили его в примитивный жупел.


24. Цитаты к николаевской эпохе.


25. Анна Иоанновна, Бирон, Миних - все хорошие. Все на оптимистичных стендах строителей Империи.


26. Есть среди цитируемых и Владимир Владимирович, не без этого.


27. На выставке содержится две его цитаты, среди прочих деятелей.


28. В каждом зале висит типизированная карта по одинаковому шаблону - показывающая, как непрерывно прирастала и расширялась великая Империя. Производит на зрителей, кстати, сильное впечатление, лучше всяких цифр. Я наблюдал за реакцией посетителей - эти карты людей буквально завораживали. Из зала в зал. Кстати, они хорошо оформлены, приятно и без излишеств.


29. Чем дальше - тем цифры больше. Наглядность в виде оснований известных городов тоже очень уместна.


30. Общее, цельное отображение этой типизированной карты расширения. Вот екатерининское время.


31. Эпоха Александра II. И так - до самого конца.


32. Внутри кинозалов - мониторы с наглядными динамическими картинками. Ткнул пальцем - там тебе разворачивается грандиозная картинка расширения территории. Или, скажем течение битв - Гангут, Бородино, Наварин и прочее. Очень наглядно и производит впечатление. Старушки хрупкие, мальчики с горящими глазами, учительницы строгие - все стоят и заворожённо тыкают в предлагаемые опции.


33. В четырёх кинозалах крутятся фильмы про плоды деятельности династии Романовых в четырёх сферах - армия, образование и просвещение, наука, литература и искусство. Фильмы короткие, минуты по четыре, идут нон-стоп. Текст веский, внятный. Больше всего меня поразило, что каждая картина заканчивается... кадрами советской мощи и могущества. Правда, без упоминания страны. Кадры про процветание эпохи Николая II - и финал из советской эры.


34. Вот, скажем, кадр из фильма про образование. Заканчивается изображением сталинского МГУ. А фильм про науку и изобретения в Империи заканчивается станцией "Мир" и советскими космическими кораблями. Вроде бы как это результат здорового фундамента Империи.


35. В центре всей экспозиции - большой зал с портретной галереей династии Романовых. В серединке расположен канонизированный Николай II, а Пётр Великий почему-то скромно оттеснён на край композиции.


36. Народ с удовольствием сидит, рассматривает, массово фотографируется "на фоне". Уютные пуфики, мягкий свет, скоростной wi-fi, фоном поёт "Коль славен наш Господь в Сионе". Ляпота! :-)


37. Концовка династии показана довольно невнятно. Из неё не очень понятно - а что же такое произошло, что всё так внезапно сдулось. Хотя стенд с красными врагами есть, см. кадр №5.


38. Стенд с отречением Государя от престола.


39. Стенд с убийством царской семьи выполнен в светлых, пастельных тонах, а не в тревожно-красном.


40. В этом же зале - назидательные цитаты цесаревича Алексея и императора Николая Александровича.


41. Почти на выходе - пятый кинозал, где транслируется течение российской и советской истории в кинокадрах. Все стены увешаны цитатами.


* * *
В целом, должен сказать, что выставка представляет собой весьма качественный пропагандистский продукт, мастерски использующий приёмы и особенности человеческого восприятия. Моя оценка соотношения познавательной и пропагандистской компоненты - примерно 70% на 30%. Манипуляции информацией очень аккуратны, запрятаны вглубь красивой картинки и поэтому малозаметны.
Всем непрофессиональным пропагандонам, бесцельно лающим в енторнетах - учиться, учиться и ещё раз учиться.
Как правильно использовать и управлять человеческим восприятием, эффективно зацеплять свою аудиторию грамотно поданным контентом и производительно тратить отпущенный бюджет.

Чуть попозже постараюсь ещё показать галерею "плохих" (тех, что на залитых кровью плакатах), это очень интересная грань выставки.
Tags: 1917, Питер, Российская Империя, анализ, идентичность, рецензии, уход в историю
Subscribe
promo periskop.su июль 3, 16:25 25
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →