Про первые впечатления с Челнов, прямо с места, я уже писал.
Город этот и правда очень оригинальный, непохожий на другие - этакая "социалистическая мечта" образца 1970-х, место сплошного прогресса: огромные пространства под жильё, пересечения потоков транспорта в разных уровнях, правильная прямоугольная планировка, номерные "комплексы" вместо улиц и проспектов. С другой стороны, мне было весьма неуютно - некая удивительная помесь питерского Купчино и московского Митино, но без исторического центра. Всё же гораздо лучше, когда город более к тебе приближен, не столь размашист и велик, относительно числа жителей.
Сразу скажу, что мой рассказ представляет собой не перечисление достопримечательностей или прогулку "от и до", а попытку выделить из общих признаков города наиболее характерные. Так что просьба не донимать меня комментами типа "а почему ты не показал памятник такой-то? он же был в ста метрах от фото №...!". Не в этом смысл поста. У Челнов особенный колорит, и я попробовал его понять. Это город ниоткуда, появившийся в Советском Союзе методом ударной стройки всего за десять лет и ещё до его падения превысивший население в полмиллиона.
Стиль 1970-х. Мемориал Победы в Великой Отечественной войне
2. Самое первое и главное в Челнах - это, конечно, пространство. Оно настолько щедро отведено под город, что шагать с одной стороны проспекта до другой порой надо минут пять. Многие проспекты не просто широки, они имеют по обеим сторонам дублирующие локальные улицы - чтобы движение по основной трассе не загромождалось "домашними" близкими перевозками. Полосы встречного движения разделены физически. Много пересечений дорог выполнено "кругами", как в Европе.
2а. Вид планировки пространства, фото середины 1980-х (проспект Мира). Тут хорошо видно устроение улиц.
3. В рамках социалистического прогресса пересечения улиц и проспектов в ряде мест выполнялись в разных уровнях. Никаких обычных перекрёстков! Для главного общественного транспорта, трамвая - выделенная полоса.
4. А трамвай тут действительно "главный". Трамвайная система очень обширна, как по числу маршрутов, так и по протяжённости, охватывает собой почти весь разбросанный город и вообще-то, заслуживает отдельного рассказа. К слову, это одна из самых последних трамвайных систем, созданных в СССР с нуля (1973). Общая длина всех 13 действующих маршрутов - почти 400 км (!). А самый длинный маршрут (№6/8) имеет длину 38 км. К слову, протяженность Питера с севера на юг, от Просвета до юга Купчино - 28-29 км по улицам города. Так что, сами видите.
5. Вот, к примеру,число трамвайных маршрутов, которые идут до главной проходной КамАЗа.
6. Кроме автобусов, тут шныряет много маршруток, чем город отличается от Казани.
7. Адресация домов и районов города тоже оригинальная и непривычная ддя жителя обычного города. Вместо улиц и номеров дома тут были "комплексы". Это большие микрорайоны, строившиеся очередями, которые внутри себя имели инфраструктуру "под ключ" (школа, садики, магазины и проч.). Так вот, адресация была такая: номер комплекса, номер дома. Сейчас город пытается перейти с системы "комплексов" на обычную систему улиц, однако прежняя система глубоко пустила корни в головах граждан, и приходится дублировать одно и второе. Вот на врезке: сейчас адрес дома просп. Мусы Джалиля, 74, а был по социалистической системе - комплекс 10, дом 8. Если едешь на трамвае/маршрутке, то пассажир говорит, к примеру - "мне в конце Восьмого комплекса тормозните!".
Без бутылки не разобраться :)
8. По архитектуре Челны практически полностью брежневские, так что название "Брежнев" у города (1982-88) полностью себя оправдывало. Новых постсоветских зданий сравнительно немного.
9. А вот такой набор зданий для города типичен (бульвар Энтузиастов).
10. Кроме пространства и выделенных дорог, челнинская фишка - подземные переходы. Порой длинные и мрачные. Их тут понастроили очень много, и часто никакого выбора нет - на несколько километров туда и обратно трассу можно перейти только под землёй.
11. Как я понял, большинство подземных переходов родом из советского времени, и уже тогда в них планировались торговые заведения.
12. Переход от трамвая к главной проходной КамАЗа.
13. И выход к камазовским цехам. Другого пути нет, только под землёй.
14. Переход у Автозаводского рынка. Плиточка уже давняя, выглядит неаккуратно. Да и внутри мрачновато.
Немного примеров местной архитектуры.
15. Камазовские бренды тут царят абсолютно (клуб КамАЗа, гостиница КамАЗ и так далее).
16. Русский драмтеатр (оказался тут, так как искал частный музей Высоцкого).
17. Музей истории города в районе управления КамГЭС.
18. Как и во многих других рабочих ("пролетарских") городах, немалое внимание тут уделяется защите от криминала. Акцентируют особое внимание на тревожных кнопках, сигнализациях, наблюдении, охране и проч. - видимо, для того, чтобы отвадить от намерения пограбить торговую точку.
19. Судя по разным объявлениям, интернет тут продвинутый и скоростной (как, впрочем, и в Казани).
20. Внутри комплексов в домах немало самостроя. Кроме традиционного балконного творчества, пристраивают целые комнаты на первых этажах, а со стороны проспекта много торговых врезок в дома со своими отдельными входами.
21. Также, внутри комплексов базируются издалека видимые киоски молочной торговли. Как я понял, привозят натуральное молоко с сёл, а это - сеть реализации.
22. Остались и такие советские реликты, как пункты приёма вторсырья.
23. Мусорки внутри комплексов практически все убраны в специальные "домики", правда, сейчас это не сильно аккуратно соблюдается.
24. Любопытная примета города - уважительные таблички с живущими в конкретных подъездах ветеранами Великой Отечественной. Кстати, обратите внимание на табличку внизу - тут тоже не классический адрес, а старый советский принцип "комплекс/дом". Хотя у дома совсем другой номер, и конкретный проспект.
Языковая среда.
В Челнах примерно поровну русских и татар, поэтому татарского тут много, и татарскую речь услышать можно везде.
Соотношение на слух - 70/30, это для татарского довольно много, учитывая, что межнациональный язык всё же русский.
25. Приветствие на входе в школу внутри комплекса.
26. Мясной магазин. Зашёл ради интереса - свинина есть, продаётся, разная.
27. Просто магазин, типа нашей "Пятёрочки".
28. Мясной магазин-халяль (за аркой).
29. А вот сервисная коммерческая среда - практически вся на русском. Турфирмы, салоны, парикмакерские и проч.
30. Баланс русского и татарского языка соблюдается строго: скажем, если на трансформаторной будке с одной стороны татарская надпись, то с другой - то же самое, но на русском.
Что ещё интересней, так же соблюдается и баланс культовых учреждений.
В этом посте я не поставил ни одного фото их, так уж сложилось (был сильный мороз и рано сели аккумуляторы), но на местности хорошо видно: если есть православная церковь, то в визуальной видимости есть и мечеть. И наоборот. Правда, сейчас в центре строится огромная соборная мечеть Джамиг, и у неё, по идее, тоже должен быть какой-то православный противовес.
31. С едальными заведениями плоховато, их ещё надо поискать. Да и огромные пространства в комплексах не способствуют ощущению уюта.
И немного достопримечательностей.
Самая поразившая меня - это Молодёжное кладбище, за мемориалом Победы (причём народ совершенно спокойно воспринимает такое сочитание, это уже исторический топоним).
Но и сам мемориал очень странный, в стиле Семидесятых.
32. С непривычки даже крайне странный. Взглянув на него, я поневоле подумал про Сфинкса и вообще про Древний Египет. Не знаю уж почему, но ассоциация была именно такая.
33. Мемориал Победы, вид спереди.
34. Памятник одному из директоров КамГЭС.
35. Спускаюсь по улице вниз, в поисках площади Высоцкого (кстати, стоило некоторых трудов её найти - Яндекс-карты в Челнах безбожно врут).
36. Советские шестиугольники с рудиментами прошлого, когда воспевался труд, а не бизнес.
37. А вот и сама площадь, близ управления Нижне-Камской ГЭС.
38. И действительно огромный памятник Высоцкому, 9 метров высотой. Такая уходящая вверх гитара.
39. Правда, за внутренностью не следят, буквы отвалились, хотя я мгновенно угадал по обрывкам, из какой песни цитата ("Он не вернулся из боя").
40. Но тут не только площадь, отмечен и сохранён даже номер, где он останавливался во время концертов в бывшей гостинице "Кама" (сейчас станция переливания крови)! Удивительно, но факт: в малюсенькой истории города Набережные Челны (именно как большого советского города) Высоцкий является серьёзной и большой вехой культурной истории, дававший тут большие концерты строителям КамАЗа. Я пришёл к вахте, и вполне доброжелательный вахтёр сказал мне, что да, есть на втором этаже его номер с памятной табличкой, но попасть внутрь не получилось, так как был выходной.
41. И ещё из запомнившегося: настоящее нашествие ростовщиков на население. Точки выдачи и всяческие рекламы "дать денег в долг", "займ - прямо сейчас!" через некоторое время натурально достают и расплодились в самых неожиданных местах. Вот юрфирма внутри комплекса.
42. А это трамвайная остановка в Автозаводском районе. Точка выдачи займов - прямо в остановке.
43. Объявления на стендах. Именно такие и превалируют.
В общем, после дневной прогулки я поневоле вспомнил Волгоград-2006, где тогда было примерно аналогичное тотальное засилье, но только не ростовщических, а игровых заведений.
44. В заключение - про КамАЗ. Его территория реально огромна, трамвай идёт вдоль неё много остановок, но сам завод незрелищный - унылые аккуратные коробки длинных цехов. Это не металлургия или химия. Вообще, про производственную грань этого города-работяги надо рассказывать отдельно, ну и смотреть, конечно, не в 25-градусный мороз, а летом :)
Словом, Набережные Челны - очень специфический город, со своими признаками и яркой печатью той эпохи, при которой он вырос.
Стоит ещё рассказать о его трамвайной ипостаси, я попробую потом отдельно показать.
Journal information