Теперь это не только два полноценных субъекта Федерации, но и новый Крымский федеральный округ.
Поскольку воссоединение состоялось как де-факто, так и де-юре, есть смысл рассмотреть чисто географические и геополитические аспекты изменившейся ситуации, конфигурацию которой три месяца назад нельзя было даже приблизительно предположить. Без истерик, размазывания соплей и рудиментов информационной войны.
1. Демография, население России и Украины.
По оценкам на ноябрь 2013 - январь 2014 население обеих стран составляло:
Россия - 143667 тыс. чел. (тренд 2010-2013 - годовой прирост +250-300 тыс. чел.)
Украина - 45229 тыс. чел. (тренд 2010-2013 - годовая убыль -150-180 тыс. чел.)
Население Крыма на конец 2013:
Крымская республика - 1965 тыс. чел.
Севастополь - 389 тыс. чел.
Что получается после присоединения Крыма?
Россия - 146021 тыс. чел. (101,6%)
Украина - 42875 тыс. чел. (94,8%)
Сокращение населения Украины составляет 5,2%, а увеличение населения России - менее значительное, 1,6%.
Соотношение стран по населению (Украина к России) до присоединения Крыма было 31,48%, а сейчас - 29,36%.
То есть, теперь заметно менее трети.
2. Создание нового Крымского федерального округа - вчера, 21 марта.
На мой взгляд, если рассматривать решение изолированно от общей ситуации, то оно весьма странное: отдельный федеральный округ создаётся только для двух субъектов Федерации и для общей территории размером всего в 26,1 тыс. кв.км. - почти вдвое меньше одной Московской области (!), которая 45,9 тыс. кв.км.
Рациональный смысл возникает только в двух случаях:
1) отдельный федеральный округ создаётся для полноценной интеграции новой территории в правовую и экономическую систему России и для того, чтобы все решения по поводу претензий Украины и управления её национализированными госактивами были сосредоточены в одних руках,
2) Крымский округ - "личинка" для будущего полноценного Юго-Западного федерального округа, и на нём будут обкатаны все практические вопросы быстрой интеграции новых территорий с дружественным и этнически близким населением.
Возможно, ближе к истине предположение 1.
И как только цель будет достигнута, отдельный округ будет упразднён и присоединён к Южному.
Но это только предположение.
Любопытно, что завершение присоединения Крыма и Севастополя было отпраздновано большим салютом в Москве, Севастополе и Симферополе (30 залпов) - нечто сходное с салютами по поводу освобождения крупных городов и столиц советских республик в Великую Отечественную.
Вот, к примеру, вчерашний салют в Севастополе:
Фото от asaratov
Впрочем, мы немного отвлеклись.
Поехали дальше.
3. Прямые геополитические следствия воссоединения:
3.1 Россия получила стратегический контроль над всем Черноморским регионом, так как Крым расположен почти в центре Азово-Черноморского бассейна. Резко увеличены возможности России по контролю над морским и воздушным пространством в районе Чёрного моряю
3.2 Россия получила неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе, возможность полноценного обновления ЧФ, а также все морские порты и военные базы в Крыму, как-то:
- Керченская паромная переправа
- Керченский морской торговый порт
- Керченский морской рыбный порт
- Феодосийский морской торговый порт
- Ялтинский морской торговый порт
- Севастопольский морской торговый порт
- Севастопольский морской рыбный порт
- Евпаторийский морской торговый порт.
Вся эта собственность будет теперь не только российской де-факто, но и спорной де-юре, с точки зрения Украины и стран евроатлантического сообщества.
3.3 Харьковские соглашения денонсируются, высвобождается годовая плата Украине в районе ок. 100 млн.$/ год, а также разнообразные сопутствующие пошлины, которых набегало не менее трети от этой суммы. Также исчезает юридическое основание для скидок Украине на газ, и она будет платить полную европейскую цену (примерная прикидка - подорожание ок. $3 млрд./год).
3.4 В общий баланс "цены Крыма" необходимо также вписать высвобождающиеся средства на обустройство Новороссийска, как основной базы ЧФ на национальной территории (это несколько млрд.$), а также затраты на переформатирование и усиление инфраструктуры Южного военного округа, в случае, если бы Крым остался за полностью враждебным правительством Новой Украины и мог бы стать ещё и центром базирования кораблей стран НАТО. Это уже не просто несколько, а несколько десятков млрд.$ в 10-летней перспективе.
3.5 Фактическое исчезновение ВМСУ, и разрушение системы их базирования, а также системы подготовки кадров. Украина запирается в двух ограниченных бассейнах (Одесский и Азовский), причём второй бассейн полностью под контролем России.
4. Исключительные экономические зоны стран в Чёрном море.
Конфигурация их меняется радикально.
Давайте посмотрим схематические карты (на немецком, других толковых не нашёл).
4.1. Вот картина на 2005-й.
Сплошные линии - разграничение де-юре между Турцией и СССР, это признанная официальная линия.
Пунктиры - примерные неофициальные линии разграничения исключительных зон постсоветских стран, а также Румынии и Болгарии.
Смотрите - Украина юридически контролирует около трети черноморского бассейна, ей досталась самая "лакомая" часть советского наследства. Больше её контролирует только Турция. Россия получила довольно скромную часть на востоке.
4.2. Теперь - картина на 21.3.2014 (нарисовал коряво, но принцип понятен).
Украина разделяется на два бассейна и теряет примерно 70% того, что у неё было. Ранее (не так давно) слабая Украина потеряла часть западной зоны, где более наглая Румыния отжала у неё окрестности шельфовой зоны о. Змеиный.
Россия после присоединения Крыма получает не просто примерно равную с Турцией исключительную зону (ок. 40% бассейна), но ещё и фактический контроль над Чёрным морем, так как её зона находится в географическом центре субрегиона.
Красная черта - Керченский пролив.
До этого Россия платила за проход своих судов через Керчь - Еникальский канал ок. 15-25 млн.$ ежегодно, теперь ситуация зеркально переворачивается. Россия получает практически полный контроль над Азовским морем, а также над проходом через Керченский пролив.
Теперь уже Украине придётся платить за проход по этому каналу (весь экспорт-импорт продукции через оставшиеся у неё порты Азовского бассейна), сумма пока непонятна.
5. Национализация Крымской республикой бывших государственных активов Украины на территории Крыма.
Основные активы можно посмотреть на этой инфографике от РБК
Но, как я понимаю, тут перечислены не все.
Кроме того, что тут, к России переходят порты (см. выше, пп. 3.2), нужно смотреть ещё и судостроительные/ судоремонтные мощности Керчи и Севастополя, какова их принадлежность.
Вот обзор оценки того, что переходит от Украины к России:
Стоимость госактивов Украины в Крыму превышает $1 млрд. Балансовая стоимость одного "Черноморнефтегаза" в 2012 году составляла около $440 млн (выручка $147 млн., прибыль – $5,5 млн), а ее нынешняя рыночная стоимость может превышать $1 млрд, подсчитал Forbes. Косвенно можно оценить и некоторые другие активы. В 2013 году правительство Украины объявило о планах приватизировать "Сакские тепловые сети", Камыш-Бурунской и Симферопольской ТЭЦ. Госдолю в 37% в них планировалось продать на аукционе одним пакетом за $26 млн.
С этим всем есть серьёзный нюанс.
Все перечисленные активы не будут признаваться на Западе (включая и передачу "Черноморнефтегаза" с его месторождениями) - до тех пор, пока воссоединение Крыма не будет признано юридически, поэтому они будут вынуждены работать исключительно на внутренний рынок России и Таможенного Союза. Это касается и "Массандры", так что крымские вина будут неэкспортным товаром.
Но есть и большой неявный плюс для Государства Российского, если рассматривать процесс в среднесрочной перспективе: эти активы будет неизмеримо сложней разбазарить в различных финансовых и приватизационных схемах хитрых комбинаторов из экономического блока правительства. Они не смогут участвовать в IPO, не смогут полноценно включиться в западную финансовую систему, не смогут служить залогом или быть долей при слияниях и поглощениях. Может быть, это и хорошо.
6. Сухопутное сообщение.
Самая неприятная проблема, с которой очень быстро столкнётся Крымский федеральный округ - сухопутное сообщение и снабжение.
Дело в том, что магистральный сухопутный путь сообщения с высокой пропускной способностью (Белгород - Харьков - Красноград/Лозовая - Запорожье - Мелитополь - Джанкой) проходит по территории Украины, которая, скорей всего, установит сложный режим пересечения границ, рассматривая крымскую территорию под контролем России как враждебную.
На карте этот путь помечен цифрой 1.
Цифра 2 - альтернативный путь через Керченский пролив прямо на территорию России (Кубань), но у этого пути низкая пропускная способность. Фотографии подходов к переправе и железной дороги можно посмотреть в материале flackelf
В ближайшую повестку дня встаёт полномасштабный сухопутный переход Кубань - Крым с многополосным автомобильным и 2-путным жлезнодорожным ярусами, но это дело не менее двух лет, даже если на этом проекте сконцентрировать серьёзные ресурсы.
Раньше, в 1944-45 гг., такой сухопутный мост через Керченский пролив существовал, но в очень хилом исполнении, вот фото:
Любопытно, что по этому временному мосту успел даже проехать Сталин на литерном поезде, по возвращению с Ялтинской конференции Трёх Держав, но в конце февраля - начале марта 1945 г. мост был разрушен ледовыми торосами и более не восстанавливался.
В советское время, до 1987 г., существовал железнодорожный паром, но и он сейчас не функционирует, в пассажирском варианте. В грузовом - существует.
Так что налаживание интенсивного регулярного сообщения по варианту 2 объективно попадает в самые первые приоритеты.
Впрочем, в запасе остаётся ещё и морской путь снабжения и пассажирского сообщения.
7. Железнодорожные вопросы.
Крымские ж.д. разделяются с Укрзализницей, и скорей всего, количество поездов в сообщении с Украиной будет заметно уменьшено, ведь Крым перестаёт быть её частью. Кроме того, непонятно, что будет с поездами сообщения Россия - Крым (скажем, Москва - Симферополь, Петербург - Севастополь) и насколько они будут сокращены, какой режим пересечения будет установлен для пассажиров.
За гонкой перехода военных кораблей в Крыму под Андреевский флаг, за чем сейчас азартно следит интернет-обчественность, полностью ушли в тень железнодорожные процессы, а ведь и тут происходили любопытные коллизии.
В частности, Укрзализница уже в конце февраля поняла, что Крым уплывает, и предприняла меры по перегону на территорию Украины наиболее современных единиц подвижного состава, ставя взамен наиболее древние единицы с истекающим ресурсом.
Так перегнали из Крыма, например, наиболее современную электричку (см. фейсбук Крымских ж.д.) ЭПЛ-2Т. Она поступила в Крым в 2010 году и открыла движение по обновлённой магистрали Симферополь - Севастополь.В феврале месяце электропоезд забрали у Крыма и передали в Днепропетровск.
.
* * *
Это только часть географических и геополитических вопросов по Крыму, довольно много процессов не вошло в данный обзор.
Можете дополнять ссылками на нормальные и неистерические статьи в комментах, имеющих отношение к данному вопросу. Поправки к тексту (аргументированные) также принимаются с признательностью.
Journal information